В конце января отмечается Международный день ювелира. Профессия ювелира с начала времен считалась элитарной. Оно и понятно – ювелирное ремесло пошло из древности, первыми «заказчиками» мастеров были жрецы, а первыми изделиями – сакральные вещицы и украшения для проведения обрядов. И лишь тысячелетия спустя блеск драгоценных металлов и камней стал служить демонстрацией роскоши и изыска.
Сколько сегодня зарабатывают ювелиры, что им заказывают и как примкнуть к этому элитарному ремеслу, узнала корреспондент «АиФ - Тюмень» Вера Воробьева у местного ювелира Анны Акимовой.
Жить припеваючи?
Сегодня же позволить себе сверкающую безделицу может каждый; это отличный подарок, а порой и разумное вложение средств. Это во многом повлияло на разделение доходов мастеров.
Профессия ювелира весьма непроста: она требует большой усидчивости, сосредоточенности, точности, ответственности (поди-ка неверно оцени стоимость камня!) а также недюжинных творческих способностей.
В мастерской для настоящего ювелира работать просто: починить, вставить камень, изменить размер. Завод или фабрика – другое дело: здесь ювелиры занимаются каждый своим делом, кто-то отливает формы, кто-то занимается камнями и т.д. Самый, пожалуй, увлекательный для ювелира вариант – студия или фриланс. Здесь он может показать себя со всех сторон, от разработки эскиза изделия и выбора материалов до самостоятельного изготовления авторского шедевра.
Какую работу найдет ювелир, и сколько в конечном итоге будет зарабатывать, зависит исключительно от его талантов. В обычной мастерской, на починке, много не получишь. Так, по данным сайта trud.com, средний заработок ювелира в Тюмени составляет порядка 25 тысяч рублей.
А вот на частных заказах вполне можно жить припеваючи, поскольку эта профессия не боится стагнаций, кризисов и прочих экономических невзгод – авторские драгоценности изготавливаются и продаются всегда. Но для этого нужен не только талант, но и имя, репутация, которые еще нужно «сделать».
Эксклюзивный подарок
А вот если вы хотите купить уникальное авторское изделие, готовьтесь платить за это достойную цену. По словам ювелира Анны Акимовой, сегодня в Тюмени лишь 5-6 мастерских берутся за изготовление изделий на заказ. Хорошо оснащенных, имеющих самое лучшее оборудование (например, 3D-принтер), работающих в полном цикле, и того меньше.
В последние годы заметна тенденция к спаду числа заказов. Кроме того, сегодня все чаще переплавляют изделия, реже покупают бриллианты, отмечает Анна. Но клиенты у действительно талантливых ювелиров все равно есть! Причем, и те, кто готов платить от 16 000 (плюс стоимость материалов) за изготовление авторского кольца, и даже те, кто не пожалеет на изделия астрономической для большинства из нас суммы. Это не просто милые безделицы, это вещи, которые передаются по наследству.
Так недавно Анна изготовила на заказ серебряную змею, инкрустированную рубинами, с золотым сердцем. Стоимость работы над драгоценной статуэткой составила 350 000 рублей. И это не считая материалов. Драгоценную змейку мужчина подарил супруге, которая родилась в год змеи.
«Не все то золото...»
Первое, на что стоит обратить внимание при установлении подлинности и качества ювелирного изделия – это проба. На каждом настоящем изделии есть клеймо пробирной палаты, оттиск означающий, что изделие прошло проверку государством. Клеймо включает: изображение женской головы в кокошнике (или звезды, если украшение произведено с 1958 до 1994 года), пробу (самая популярная для золота – 585, для серебра - 925), а также буквенный шифр инспекции, осуществившей опробование металла. Все эти данные обозначены в контуре. Его форма указывает на металл, из которого изготовлено ювелирное изделие: оттиск золота имеет форму лопатки, серебра — форму овала, срезанного слева и справа, платины — восьмиугольника.
Как правило, проба на качественном изделии четкая и читаемая. Если зрение не позволяет разглядеть ее полной мере, попросите у консультанта в магазине увеличительное стекло. Если проба нечеткая, нанесена неряшливо, это повод задуматься. Кроме того, выгравированное на изделии должно полностью совпадать с написанным в «именнике».
Качество золота можно определить дома: если смазав «подозрительное» изделие йодом вы увидели на нем пятна, значит в металле слишком много примесей. Также золоту, в отличие от подделок, не повредит пребывание пару минут в уксусе. И оно не реагирует на магнит.
Что касается определения качества камней домашних условиях, то тут не все так просто - надежных методов оценки бриллианта в домашних условиях попросту не существует. Если есть сомнения, лучше обратиться в геммологическую лабораторию или в ломбард, предоставляющий услугу оценки камней. Специалист сможет не только отличить драгоценный камень от подделки или синтетического аналога, но и выдать сертификат, подтверждающий качество камня. Кроме того, заказчик получит оценку веса камня и узнает его ориентировочную рыночную стоимость.
Вообще же лучше избегать покупки «где попало», особенно с рук. Покупать ювелирные изделия лучше в специализированных магазинах, где есть сертификаты и все прочие документы, советуют специалисты.
Что по чем?
В Тюмени более 20 ювелирных мастерских, цены в них похожи. Так чистка ультразвуком будет стоить от 150 рублей, полировка – от 200. Уменьшение или увеличение кольца – в среднем 600 рублей. Устранение деформаций – от 250 рублей за изделие. Ремонт замков – от 250 рублей. Определение пробы и тестирование драгоценных металлов – от 200 рублей за единицу. Пайка - от 300 до полутора тысяч в зависимости от повреждений. Гравировка на изделии обойдется вам от 500 рублей.
Все указанные выше цены действуют на изделия из золота, ремонт серебряных украшений. Как правило, обойдется чуть дешевле. А вот починка драгоценностей с бриллиантами обычно стоит чуть дороже.
Где обучиться ювелирному делу?
Поскольку ювелир – не менеджер и не юрист, а специалист куда более редкий, вариантов не так много. Для желающих получить высшее образование подойдет ВШНИ (Санкт-Петербург), Художественно-промышленная академия им. Строганова (Москва), Московский государственный университет дизайна и технологий. Московский исследовательский технологический университет.
Если пробиться в эти столичные вузы не получилось, можно закончить факультет дизайна в любом другом, а после получить специализацию и повысить уровень мастерства на курсах (к примеру, Британской высшей школы дизайна, Русской академии ремесел, при МГТУ имени Косыгина).
Есть подходящие варианты получения образования «дизайнер» и в Тюмени: так в Институте культуры есть свой Институт архитектуры, дизайна и визуальных искусств, а в Индустриальном университете – Институт архитектуры и дизайна.
Неплохой вариант продолжить обучение – сузы: так на ювелира научат в Политехническом колледже имени Овчинникова (Москва), в Художественно-профессиональном лицее Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже, в Колледже декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже (Москва), в Российском колледже традиционной культуры (Санкт-Петербург), в Тульском областном колледже культуры и искусств и т.д.
Однако мастера уверены, что образование в их деле – отнюдь не самое главное. Зачастую закончившие даже престижный вуз ребята не в состоянии сделать простейшую работу. Теоретики, - вздыхает Анна. А для того, чтобы стать профессиональным ювелиром, нужна практика. Посему лучшим вариантом будет параллельно с обучением пойти в подмастерии.