Примерное время чтения: 7 минут
613

Артем Андросов: как остаться на плаву?

№ 5. Аргументы и факты в Западной Сибири 02/02/2017
Артем Андросов / Из личного архива

СМИ все чаще сообщают о закрытии небольших магазинов, ресторанов, сети ларьков. Говорят, закрываются из-за экономических причин. Но есть и другое мнение: их душат надзорные органы. Так это или нет, мы пытались выяснить у председателя федерального комитета по молодежному предпринимательству общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Артема Андросова.

Нарушения повсюду

-  Артем Владимирович, неужели сейчас не кризис душит бизнес, а проверки?

- Как таковые проверки сейчас никого не душат. Сегодня заведений закрывается ровно столько же, сколько и открывается. Просто в СМИ чаще говорят о плохом. Закрылся бизнес - информационный повод есть. А в том, что к предприятию нет претензий, - какая тут новость? Напрямую из-за проверок мало кто закрывается. Другой случай, если предпринимателя только и делают, что проверяют: это сказывается на работе предприятия.

Проверок не так много, обычно проверяют раз в три года и то заранее предупреждают о своем приходе. Увеличивается число проверок в том случае, если на бизнес поступают жалобы от потребителей - мы называем это потребительским экстремизмом. Например, жильцам не нравится, что рядом с их домом поставили ларек или на первом этаже здания открыли кафе. Они жалуются во все инстанции, и бизнесмена, конечно, начинают проверять. Тогда предприниматель к приходу представителей различных инстанций, на защиту своих интересов в суде тратит свои ресурсы в виде денег и времени. А между тем иногда для бизнесмена время более важно, чем деньги. В итоге получается, что бизнес становится бесхозным. В этом случае даже успешное предприятие начнет работать в убыток. 

- Если у предпринимателя нет никаких нарушений, неужели его будут дергать из-за каждой жалобы?

- Существуют тысячи законных актов, позволяющих контролировать предпринимателей, и всегда найдется закон, которому даже самый «правильный» бизнес будет по каким-то причинам противоречить. Предприниматель может и не подозревать о существовании этого нормативного акта. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому за каждое, пусть даже незначительное нарушение, бизнесмен будет отвечать. Но тут страшнее другое: часто, стремясь соблюсти закон, мы наказываем предпринимателя, обрубаем его. Как итог: человек закрывает бизнес, распускает рабочих и сам устраивается наемным работником в госструктуру. И что получается: госаппарат растет, а количество предпринимателей, людей, которые обеспечивают экономический рост, становится все меньше. 

Проверка как подарок

- Получается, что проверки не улучшают качество услуги, а, напротив, губят бизнес. Нужны ли такие проверяющие?

- На мой взгляд, сотни проверок не нужны. Рынок сам уберет некачественных игроков. Самый главный контролер - покупатель. Например, в Америке отзыв в Интернете может вынести компанию с рынка. Если вы видите, что салат готовят без перчаток или продавец, никогда не моет руки - вы же не будете приобретать тут продукцию, верно?  Соответственно, если не будет покупателя - не будет прибыли, и бизнес развалится. 

Всегда 5% предпринимателей вопреки всему будут нарушать законы, нормы. Но чтобы контролировать эти 5%, не нужно содержать огромный штат проверяющих. Надо создать систему, чтобы другие 95%  могли развиваться, чтобы их не нужно было контролировать. Однако развернуть госмашину в эту сторону тяжело. Мы давно выходим с инициативой изменить структуру проверки, сделать ее не наказанием для бизнесмена, а подарком. То есть проверяющий должен объяснить владельцу бизнеса, что он делает неправильно. Не все предприниматели могут знать нормы СанПиНа или пожарные нормы.  И это не повод губить бизнес. 

Большинство бизнеса в России не надо проверять. Хорошо бы, чтобы проверок вообще не было, но мы живем в таком мире, когда совсем без проверок не обойтись. Должен быть рискоориентированный подход. Например, целесообразно проверять пожарную безопасность в ресторанах и гипермаркетах, в тех местах, где гнилая проводка, отсутствие огнетушителя и заставленный эвакуационный выход могут привести к жертвам среди покупателей и персонала. В мелких магазинчиках другое дело - там пожар причинит ущерб только самому предпринимателю. А требования к обоим торговым точкам одинаковые. Аналогично и со штрафами. Штраф в 300 000 рублей для маленького бизнеса - смерть.

Для гипермаркета часто легче и не накладнее выплатить этот штраф несколько раз, чем исправлять нарушение. 

- Выходит, чтобы открыть бизнес и существовать, нужен блат, как в 90-е?

- Нет, просто иногда предприятию не дает развиваться система. Сейчас, чтобы открыть бизнес, не нужно много времени. ООО, ИП можно открыть в МФЦ за один день. Другой вопрос, как запустить предприятие, сделать так, чтобы оно приносило деньги. В целом сегодня достаточно много успешных проектов, когда молодые предприниматели открывали бизнес и у них не возникало глобальных проблем. Просто есть проблемные зоны предпринимательства, зоны, которые подвергаются избыточному контролю - ресторанчики, уличные ларьки. 

Разве это барыга? 

- «Опора России» как-то защищает интересы предпринимателей? 

- Работаем в глобальном смысле: то есть собираем все жалобы воедино и уже с этим обращаемся в департаменты, к чиновникам. В целом к нам прислушиваются. Но в ближайшее время изменить структуру проверок нельзя. Для того чтобы изменить систему, должно возникнуть множество факторов. Например, общество должно изменить свое отношение к предпринимателям. В России часто бывает так: бизнес только открылся, а на него уже написали 100 жалоб. Не любят у нас предпринимателей, для русского человека бизнесмен - это барыга и спекулянт. В Америке предприниматель - народный герой, работодатель, он строит школы и больницы. В России же - тот, кто обкрадывает государство и не платит налоги. К сожалению, в обществе не понимают, что предприниматель - это тот, кто строит экономику. Он дает рабочие места, на его налоги строятся городские объекты. Предприниматели - это те же самые купцы. А Тюмень, между прочим, купеческий город.  

- Может, негативное отношение от того, что непонятно, откуда у молодых предпринимателей деньги на открытие бизнеса?

- Частные инвестиции. Деньги у инвесторов есть, их много. Сегодня главное - идея, а тот, кто захочет вложиться в нее, - найдется.

- Но ведь множество предпринимателей действительно не платит налоги…

- Нелегальный бизнес есть, так сложилось. Например, стихийные точки шаурмы - пока есть спрос, они никуда не денутся. Конечно, эти предприниматели нигде не регистрируются и бегают от администрации. Надо выводить их в «белую зону». Так же, как и тех, кто оказывает услуги фотосъемки, вяжет, продает варежки и так далее…

- А как выводить? Ну не хотят они платить налоги - и все тут!

- Скажу про обычных людей, которые живут тем, что продают свои услуги. Например, фотограф не регистрируется в качестве ИП не потому, что идет против системы - он просто не понимает, как ему вести бизнес. Ему нужно будет нанимать бухгалтера, который непонятно как будет вести бухгалтерию, отчитываться во все контрольно-надзорные органы, ФСС, ПФР, налоговую… Надо упрощать систему.

Как за рубежом, например, в Сингапуре, где самозанятый в Интернете заплатил налог и ведет свою деятельность.  

- Но стоит ли сейчас открывать свое дело? Кризис как-никак…

- Всегда стоит. У меня было больше 5 стартапов. Какие-то удачные, какие-то нет. Сегодня есть все факторы для экономического роста малых предприятий, и в России в целом неплохие условия для бизнеса. Просто, чтобы остаться на плаву, нужно постоянно учиться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах