aif.ru counter
1115

«Ситуация хаоса их устраивает». Почему поездки на такси не безопасны?

Молодые люди в такси получают и машину, и возможность погонять

Для многих подработка в такси - это самый доступный способ дополнительного заработка
Для многих подработка в такси - это самый доступный способ дополнительного заработка © / pixabay.com

В последнее время в сводках ДТП часто оказываются таксисты. Получается, что, садясь в машину, пассажир не знает, доедет ли он до точки назначения. Не знает, кто за рулем, в каком состоянии водитель и исправно ли его авто. Что стоит за низкой стоимостью поездки в такси, кто идет работать в эту сферу и как можно пассажиру обезопасить себя, корреспондент «АиФ - Тюмень» узнал у руководителя тюменской гильдии таксистов Сергея Шеридана.

«Их называют рабами»

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: почему таксисты так часто оказываются в центре скандалов и в сводках ДТП?

Сергей Шеридан: наверное, потому что для многих подработка в такси - это самый доступный способ дополнительного заработка. Как только появляются финансовые трудности, автолюбители идут таксовать. Система фильтров: обучение, аттестация, критерии отбора и подготовки отсутствуют. Контроля за работой тоже нет. Чтобы заработать, водитель вынужден гонять и находиться за рулем по 12-16 часов. Особенно если машина в аренде.
 
- Несколько лет назад на рынок такси пришли агрегаторы, почему они так легко вошли в эту сферу и стали столь популярны?

- До 2011 года не было никаких регуляторов в этой отрасли, есть спрос - есть предложение. Интернет-агрегаторы увидели возможность с помощью приложений для заказа такси - вклиниться между потребителем и поставщиком услуг, и подстраховались инициировав внимание на отсутствии регулирования в этой сфере. В итоге ФЗ 69 "О такси" обязал таксистов работать легально, то есть регистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя, и в тоже время закрепил полную безответственность агрегаторов.
 
- А в чем разница между парками, диспетчерскими службами такси и агрегаторами?

- Диспетчерские службы сохранили отделы по работе с водителями. Это тот фильтр, который позволяет отбирать водителей и работать с человеком вживую, чего не делают интернет-агрегаторы. По сути, у них нет никаких отношений с водителями.

Что касается таксопарков, то они были и до агрегаторов. Покупались машины и сдавались в аренду или заключался трудовой договор с водителем. У них свои здания для ремонта автомобилей, кабинеты предрейсового медосмотра, есть механики. Проводится полноценная работа с автомобилем и водителем перед выпуском на линию. Примерно также построена работа такси премиального уровня. Все остальные так называемые таксопарки - это не более, чем арендно-прокатные конторы. Чтобы заработать, они сдают машины в аренду под такси. Им нужна рента с машины, всё остальное их не волнует

Сейчас идет подготовка ко второму чтению 69-го федерального закона, как я её называю Библии таксистов. В него было внесено более 200 предложений. Ни один закон в стране не вызывал столько нареканий и так горячо не обсуждался профессиональным сообществом. И к единому мнению законодатели вряд ли придут. Потому что интернет-агрегаторы не хотят нести ответственность и учитывать особенности отрасли, иначе они понесут колоссальные финансовые расходы. Они просто хотят иметь свою долю с финансового потока, который проходит через их руки. Ситуация хаоса их устраивает, она не нравится водителям, которые столкнулись с бешеными комиссиями в 30%, полным бесправием перед агрегатором, руководителем таксопарка и пассажирами. Ведь не зря в профессиональной среде их называют рабами.


- Есть мнение, что агрегаторы уничтожили службы такси, это так?

- Это заблуждение. В Тюмени почти все диспетчерские службы работают и знают, как бороться за клиента. Кто-то конкурирует по цене, кто-то по качеству, по сегментам и т.д. Заявление агрегаторов о том, что они совершили прорыв в сервисе и качестве оказания услуг, сегодня уже ничего не стоит, потому что есть примеры работы диспетчерских служб, которые и по качеству, и по формату работы с пассажирами ушли далеко вперед, их уже не догнать.

Так, некоторые ввели терминалы для оплаты банковскими картами до прихода агрегаторов, организовали обучение защитному вождению, оказанию первой помощи, онлайн-видеонаблюдение в салоне. Причем результаты потрясающие: ни одного конфликта, разногласий с клиентами. А ведь пассажир, выходя из такси, выносит не товар, а впечатление об оказанной услуге. Но сейчас ситуация такова, что люди устали от низкого уровня обслуживания, непрофессионализма водителей и аварийности. 

- Может, это следствие голосования рублем? Ведь при цене в 200 и 90 рублей за один и тот же маршрут, пассажир всегда выберет то, что дешевле.

- Да, но при этом раньше он получал качественную машину и опытного водителя. Сейчас, с приходом агрегаторов, получает порой опасную услуг. Да и по цене уже не совсем верное сравнение -   когда возникает   серьёзная потребность в такси, т.е. в часы пик, у интернет-агрегаторов зачастую цена выше, чем у диспетчерских служб.  

Прибыль - мизерная

- Появление агрегаторов как-то сказалось на стоимости такси?

- Интернет-агрегаторы, занимая доминирующие позиции в заказе, опустили ценник. Вообще стоимость поездки на такси не поднималась порядка 8-9 лет. Все росло, дорожало, только не услуги такси.

- Из чего вообще складывается цена поездки?

- Она берется с потолка. Если говорить об агрегаторах, которые формируют сегодня цену на рынке, то им важно, чтобы пассажиры остались довольны. Это обеспечивает вал комиссионных от таксистов. Такое смещение в сторону клиентов хорошо для людей, но то, что таксист, выполняя заказ, не в состоянии заработать на ремонт автомобиля, на его обслуживание и прочее в итоге сказывается на безопасности. Стереотип, что профессиональный таксист не заботится о своем авто - чушь. Если ты хочешь завтра заработать, машина должна быть исправна. Профессионал не будет убивать свой автомобиль, и не будет перерабатывать, потому что осознает степень опасности. 

Арендодатели машин под такси думают несколько по-другому. Они заинтересованы в том, чтобы за короткий период машина себя окупила и принесла прибыль, а потом будет продана. К этому времени это уже ведро с болтами, кое-как прилизанное для продажи и со скрученным пробегом. Кстати, было бы хорошо, если при оформлении на машину разрешения под такси в ПТС вносилась соответствующая отметка. 

- А какой должна быть цена поездки, чтобы водители были довольны?

- Не хочу в данном случае вставать на сторону таксистов, потому что это будет неправильно, если цену будет назначать только таксист. Должно быть рыночное ценообразование и здоровая конкуренция.

- Для многих работа в такси была хорошей подработкой к официальной зарплате, какова сегодня ситуация?

- Те деньги, что сегодня зарабатывают в такси - мизерные. Когда начинаешь подсчитывать все расходы, то получается, что это работа ради работы. Практически не видя семьи и не имея свободного времени для себя. Заработать в этой отрасли можно, но при других ценах на поездку.

Случайные люди

- Устроиться на работу в такси сегодня может кто угодно?

- Абсолютно. Независимо от опыта и стажа вождения. Закон требует три года стажа, но по факту может быть, что человек ни дня не сидел за рулем.  Работать в такси идут гастарбайтеры, те, кто потерял работу, попал в сложную жизненную ситуацию. Замотивированные заработать любой ценой. Да, есть и те, кто сначала подрабатывал, а потом нашел себя в этой профессии и остался в ней. Но большинство - случайные люди. Очень много молодежи, у которой нет собственных машин. А здесь им дают новое авто и стимулируют гонять. Но за 8 часов езды по городу у водителя наступает сильное переутомление. Молодые люди в силу возраста этого не замечают и переоценивают свои возможности. В итоге по несколько ДТП в день. Если к вам приехал уставший водитель, либо попросите его быть внимательнее, либо вовсе откажитесь от поездки с ним.

- Как в этом случае пассажиру понять, что поездка будет безопасной?

- Сложно сказать, такси — это такая же услуга, которую нужно выбирать и ориентироваться, поэтому имеет смысл не только изучить отзывы и выбирать фирму, но и посмотреть разрешение и путевой лист у водителя.  Но мы же все доверчивы - пассажир не будет требовать показать документы, путевой лист, медосмотр, хотя у него есть такое право. Кстати, сейчас есть приложения, где клиент, минуя "отделы качества" может заблокировать водителя, чтобы он больше никогда к нему не приехал и наоборот.

- А насколько безопасно водителю работать в такси, ведь бывают случаи нападения на них?

- Нам проще, потому что у нас есть кнопка тревоги. Таксист беззащитен в плане прямого нападения и клеветы. Оболгать водителя ничего не стоит. Профессия таксиста никогда не будет безопасной. Ты никогда не знаешь, кто сядет к тебе в машину. Да, данные пассажира могут быть в клиентской базе, в приложении, но не знаешь, кто будет его попутчиком и с какого гаджета на самом деле был сделан заказ, что тебя ждёт в пути и на конечном адресе. Чем дешевле такси, тем оно криминальнее. Тем больше нападений и конфликтов.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Спасут ли человека с татуировкой «не реанимировать»?
  2. 1 сентября 2019 года идти в школу или нет?
  3. Как защитить глаза летом?
Как часто в течение года Вы ходите в отпуск?