Несчастные случаи с автобусами все чаще попадают в сводки Тюменской ГИБДД. О выпавших из салона пенсионерах, один из которых скончался, говорила вся страна. А буквально на минувшей неделе водитель 14-го маршрута сбил старика, из-за чего тот получил рваные раны.
Почему общественный транспорт в Тюмени превратился в общественную угрозу? В этом попытался разобраться «АиФ» в Западной Сибири».
Работа на перспективу?
Вообще автобусы и маршрутки у нас в городе очень хорошо контролируют. Сразу несколько ведомств пристально следят за ними. «У нас проводятся плановые и внеплановые проверки, - рассказала Анжела БОРИСОВА, пресс-секретарь областной ГИБДД, - ежемесячно проводится операция «Автобус», в ходе которой в течение нескольких дней сотрудники ГИБДД наблюдают в первую очередь за безопасным движением автобусов. Каждый день инспекторы мониторят ситуацию и привлекают к ответственности нарушающих правила перевозчиков. Кроме того, если случается ДТП, то, по согласованию с прокуратурой, проводим проверки документации и водителя, и юрлица. Осуществляют контроль на линии и сотрудники технадзора. Они ездят как скрытые пассажиры, особенно уделяя внимание проблемным местам, где, по сообщениям пассажиров, водители чаще всего нарушают ПДД».
К сожалению, даже такая масштабная отлаженная работа не дает результатов. В этом году, рассказывает Анжела Борисова, в Тюмени выросло количество ДТП, совершенных по вине водителей автобусов. В первую очередь за счет падений пассажиров в автобусах, при торможении. Однако после недавней «профилактической» беседы на собрании транспортников положение начало немного выправляться. Кондукторы стали обращать больше внимания на пенсионеров и мам с колясками, следя за тем, чтобы они не упали, оперативно высаживают пассажиров «под хмельком».
Они не слышат друг друга
Между тем упомянутое собрание обнаружило и многие скрытые проблемы.
В частности, глубокие противоречия между «Тюменьгортрансом» и перевозчиками. Водители автобусов рассказывают, что на некоторых участках маршрутов им приходится стоять по 15 минут в пробках. Это, например, происходит в районе улицы моторостроителей, где утром «стоят все». Конечно, потеряв время, они не укладываются в график, у них полный салон недовольных, опаздывающих людей, поэтому вынуждены торопиться. Некоторые признались: да, сознательно нарушаем правила, но в такие рамки нас ставят. Потому что когда автобус опаздывает, люди начинают звонить, жаловаться, а водителей в итоге штрафуют. И их можно понять, согласитесь. Водители не убийцы, которые стремятся любыми силами покалечить пассажиров.
Услышат ли их? Судя по всему, диалога между перевозчиками и ведомством пока не состоялось. Игорь Санник, руководитель «Тюменьгортранса», на встрече сообщил: «График формируется, исходя из усредненной скорости прохождения транспорта между остановками, всего маршрута и отдельных участков. Причем учитываются различные факторы: пробки, светофоры, дорожные работы. Эти планы согласуются и утверждаются с перевозчиками. При ремонте дороги или ДТП в планы оперативно вносятся корректировки». Санник прямо заявил, что нарушения ПДД не могут быть оправданы никоим образом.
Но, нам видится, причина всему этому - более сложные проблемы. А именно: не идеальность тюменской транспортной инфраструктуры. Почему бы не сделать выделенные полосы в проблемных участках, не выпустить больше автобусов на маршруты, чтобы им не приходилось гнать как сумасшедшим? Почему бы не занести в графики время, потраченное в пробках, и не навешивать на водителей штрафы? Уже умолчим и про то, что пробки в микрорайонах давно требуют внимания властей. Увы, пока «транспортники» спорят по мелочам, не пытаясь решить более глобальные проблемы, страдаем из-за этого мы, пассажиры.