Время от времени в различных городах страны группы активистов устраивают акции протеста против проведения каких-то выставок, спектаклей, выступлений артистов. Тюмень не исключение. Сейчас вот громкая волна протестов против показа фильма Алексея Учителя «Матильда», прокатившихся по всей России, не миновала и нашу областную столицу. Здесь еще в августе прошел митинг и проводится сбор подписей за запрещение проката кинокартины в залах области.
Что это - показатель нравственного здоровья общества или попытка определенных групп людей навязать свое «правильное» мнение всем? Должно ли государство вмешиваться в конфликт между активистами и художником? Кто сегодня должен заниматься духовным и нравственным воспитанием граждан? Об этом и не только поговорил с известным тюменским писателем, руководителем регионального отделения Союза писателей РФ Леонидом Ивановым корреспондент «АиФ-Тюмень» .
Нужна ли нам цензура?
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Леонид Кириллович, как вы относитесь к подобным протестам?
Леонид Иванов: В отсутствии государственной идеологии роль борца за духовность и нравственность пытаются взять на себя традиционные религии России - православие, ислам, иудаизм, буддизм. И я не вижу в этом ничего плохого. Про другие конфессии не говорю, но вот то, что православная церковь пытается еще взять на себя и функции, которые выполнял в советское время отдел пропаганды ЦК КПСС, мне совершенно не нравится, поскольку церковь, по Конституции, отделена от государства. И, думаю, не только мне. Это вызывает сопротивление у части общества, которая не хочет, чтобы в отсутствии государственной цензуры цензором стала православная церковь или какое-то другое общественное формирование. Причем протестная кампания началась задолго до окончания работы над фильмом, когда никто его еще не видел. И участвовали в ней в основном не священнослужители, а чаще всего неофиты, называющие себя православной общественностью.
- То, что государство отказалось от идеологии, вы не считаете ошибкой?
- Государство не может существовать без государственной идеологии. Это абсурд. На протяжении многих лет власти на разных уровнях призывают деятелей культуры своими произведениями воспитывать в людях духовность, патриотизм, нравственность. А что призывать? Если это важно, давайте, скажем, мне как писателю, госзаказ на такую литературу. Все говорят надо, но ничего не делают.
- А такой заказ не убьет творчество?
- У нас в стране в год проходит около трехсот литературных конкурсов. Если у меня есть произведения, отвечающие тематике конкурса, я их отправлю. Так и здесь - если я могу создать произведение, соответствующее критериям госзаказа, напишу и буду рад, если конкурсная комиссия примет его для издания. Не пройдет по конкурсу, у меня остается право издать книгу на свои средства или деньги спонсоров, поддерживающих мои взгляды.
Кто отвечает за культуру?
- У нас действительно много говорят о воспитании. Но вот недавний пример - в Москве открыли уникальный парк «Зарядье», и в первый же день там что-то вытоптали, что-то сломали. И в нашем городе случаются акты вандализма. Откуда это желание крушить?
- Это, на мой взгляд, результат низкого уровня нашей общей внутренней культуры.
- А кто должен заниматься воспитанием этой культуры - власть, школа, театр, литература?
- Должны все, но в первую очередь, я считаю, воспитание должно идти в семье. У меня жена и дочь работают в школе. И я хорошо знаю, как на бедную школу пытаются свалить все, в том числе полностью и воспитание. И если что-то случилось, наказывают школу, а родители как бы и ни при чем. Но это же ненормально.
- «Поэт в России - больше, чем поэт» - написал когда-то Евгений Евтушенко. И в то время это было правдой. Именно писатели и поэты говорили обо всех болях и проблемах граждан страны. Почему сейчас не слышно их голосов?
- В Тюмени этот упрек я готов принять на свой счет. Я, как руководитель писательской организации, наверное, не поднимаю писателей на поддержку каких-то инициатив. А проблем у людей, конечно же, море. Наша область еще выгодно отличается от многих других регионов - такой остров благополучия. Но летом я побывал на родной Вологодчине, там же кошмар. На весь мой район нет ни одного грейдера, а дороги все грунтовые, и 50 километров до своего села мы на «уазике» ехали два с половиной часа. Школы там закрываются, дети вынуждены учиться в интернате, их отрывают от родителей. И, естественно, из тех сел, где школу закрыли, люди уезжают. В моем родном урочище раньше было два колхоза, два клуба, две школы, два магазина, 11 деревень. Там только избирателей проживало 360 человек. Сегодня на зиму там остаются три бабушки. Остальные лишь на лето приезжают в свои дома, потому что ничего здесь нет для нормальной жизни. Ближайший магазин от некоторых деревень в 15 километрах. Никакая автолавка там не ходит.
- Почему же местные писатели не кричат об этих проблемах?
- Кричат. Но кто их услышит. Сегодня литература преимущественно выполняет развлекательную роль, и поэтому на первом месте по продажам книг женские романы, низкопробные детективы, фэнтези. Защита «маленького человека» из литературы вытеснена. А это было русской традицией, которую писателям удавалось во многом сохранить и в советскую эпоху.
Вариантов всего два
- В последнее время вроде бы появились фильмы, рассказывающие о героических страницах истории нашего Отечества, призванные воспитывать патриотизм. Их создание финансирует государство. Но многие из этих кинокартин с треском провалились в прокате. Стоит ли тогда бросать деньги на ветер?
- Здесь только два варианта: или мы будем брать за основу коммерческий успех, прибыль, что в основном сейчас демонстрируют книжные издательства, или мы должны согласиться с тем, что идеологическая работа требует определенных вложений средств.
- Некоторые писатели обижаются, когда их называют региональными. Вы как к этому относитесь?
- Я не вижу в этом ничего обидного. Сегодня практически нет единого литературного пространства в стране. Литература ограничена регионом. Изданная в Тюмени книга даже в соседний Курган не попадает. У многих тюменских авторов, членов Союза писателей, тиражи книг 100 экземпляров. А только у нас в регионе - 500 библиотек.
- То есть региональный писатель пишет для себя и узкого круга родных, близких, друзей, и этот труд не приносит ему ни заработка, ни славы, ни статуса?
- Увы. Все это так. Даже издавшись в Москве, ты не становишься известным нигде, кроме своего региона.
- Без оптимизма как-то вы…
- Тем не менее хочется надеяться, что писательский труд все-таки будет востребован и признан властями, как полезный. Сегодня же абсурд, в трудовой книжке не поставят запись «писатель», нет такой профессии. И в стаж работы писательский труд не входит. Так что престиж литератора падает. Молодых у нас в областной организации СП России практически сегодня и нет. Треть ее членов в возрасте за 75.
Досье
Леонид Иванов родился в Вологодской области, куда были сосланы его родители - финны. С 17 лет его жизнь связана с журналистикой. Начинал литературным сотрудником в районной газете на родной Вологодчине. Переехав в Тюмень, работал главным редактором на областном телевидении, собкором газеты «Труд». Публиковался в различных газетах и литературно-художественных альманахах и журналах, в том числе - на финском языке. Сейчас он автор 16 книг, лауреат многих региональных, всероссийских и международных литературных конкурсов, член СП РФ, председатель Тюменского регионального отделения Союза писателей России, главный редактор литературно-художественного и историко-краеведческого альманаха «Врата Сибири». Член Всемирного парламента финнов, проживающих за рубежом.