Примерное время чтения: 10 минут
897

Разбудить душу. Есть ли будущее у провинциальных театров

Тюменский драматический театр.
Тюменский драматический театр. / Наталья Третьякова / АиФ

Когда-то давным-давно в Тюмени, тогда еще крохотном уездном купеческом городке, где совсем не было дворянства, почти не было интеллигенции и чиновников, появился театр. Шли годы. Менялись эпохи. Театр работал всегда. Актеры выходили на сцену в первую мировую войну, в смутные времена революций, гражданской войны, в тяжелые годы Великой Отечественной.

Сейчас Тюмень - областной центр, огромный город: студенческий, научный, промышленный. А Тюменский драматический театр этой осенью открыл 161 сезон.

Следующий, 2019,  год в России - «именной». Он объявлен Годом театра. Повлияет ли этот факт на жизнь провинциальных театров, оказывает ли воздействие смена эпох, статус города на зрителей и театр, «похоронит» или нет театральное искусство Интернет, узнал корреспондент «Аиф-Тюмень» у Надежды Васковой, человека, глубоко изучающего историю Тюменского драмтеатра, заведующую его музеем.

«А я так вижу»

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Как вы считаете, в «именной» год какие-то кардинальные изменения произойдут в театральной жизни?

Надежда Васкова: Какая разница, как называется год. Это абсолютно ничего не меняет даже в отношении к самому предмету, в честь которого он объявлен. Был, например, год культуры. Что, культура поднялась? Хотя надежда есть - раз объявили, что-то должно меняться, хотя бы поговорим побольше об этом, потому что в последнее время о культуре, о театре говорится очень мало. Во всяком случае, на региональном уровне. Как-то не замечается эта сфера жизни, хотя она, наверное, самая важная.

- Тюменский театр существует полтора с лишним века. Огромный срок. Менялась ли за это время его роль в жизни города?

- Мне кажется, в принципе ничего не изменилось. Театр должен нести духовность. Но наше общество сейчас трудно назвать очень духовным, что же мы хотим от театра. Я вспоминаю свое детство. С садика у нас, хочешь ты - не хочешь, обязательными были походы в театр. И мы постепенно начинали понимать, чувствовать, для чего он нужен, и любить его, и уже жить без него в дальнейшем не могли. Наше поколение все театральное. И театр тогда, в 50-е, 60-е, 70-е годы, был центром культурной жизни города. По сути, ничего другого и не было для духовного развития. Я сейчас изучаю архив режиссера Константина Зеленевского, он пять лет в пятидесятых годах работал в нашем театре. Встречалась с его дочерью. И она рассказывала, что у них постоянно собирались художники, ученые, историки, писатели, поэты, руководители крупных предприятий. Зеленский был учеником знаменитого актера, соратника Станиславского, народного артиста СССР Василия Топоркова. Представляете масштаб личности? А он в свою очередь учил Георгия Дьяконова-Дьяченкова и сподвиг его на большие роли, которые были отмечены званием народного артиста РСФСР.

Пушкин, Моцарт и Сальери.
Пушкин, Моцарт и Сальери. Фото: Кадр youtube.com/ Тюменское Большое Драматическое Телевидение

- Сегодня в социальных сетях общение людей сводится к нескольким коротким фразам или вовсе к фотографии с подписью. Они к этому уже привыкли. Смотреть два-три часа в зале спектакль, да еще вникать в смысл происходящего на сцене им тяжело. Должен театр это учитывать? Надо ему подтягивать таких зрителей или опускаться до их уровня?

- Как мне кажется, большинство российских театров переживает то, что по-простому называется «лечь под публику». Они могут переделать в угоду зрителю классику, порой даже исказив смысл, подав это как «а я так вижу». И мы с изумлением обнаруживаем - писалось-то совсем не о том, что мы видим на сцене. Заигрывание с публикой, желание дать ей интересненькое, завлекательное - это тенденция последнего времени. Конечно, театр, если проследить историю, всегда немножко заигрывал. Но сегодня уж очень часто, даже столичные театры стараются заинтересовать поколение миллениум любой ценой. Не знаю, к чему это приведет.

- А в наш театр молодежь ходит?

- И ходит, и любит театр. Не вся, конечно, но много. Недавно закончились выступления нашего театра пластики Дмитрия Ефимова - полный зал был. Оказывается, вот это самовыражение в танце - театрализованное, яркое да еще с оригинальными костюмами, со световыми эффектами - сильно привлекает зрителей. Эти же атрибуты в последнее время пытаются и в драматические вещи внести. Сейчас тот актерский театр, когда ставка делалась на отдельных артистов, который был когда-то у нас и который я очень люблю, исчез.

Тюменский драмтеатр.
Тюменский драмтеатр. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

Развлекать или воспитывать?

- Что региональный театр должен сейчас делать: развлекать, воспитывать, учить жизни?

- Сложный вопрос. Лучше спросить у актеров, ради чего они выходят на сцену. А для меня роль театра неизменна, перефразировав классика, скажу - чувства добрые своим искусством пробуждать. Он должен разбудить душу.

- В Тюмени сейчас много театров молодежных, уличных - это помогает воспитывать публику, развивает ее, «будит душу»?

- Нет, не думаю. Это, скорее, попытка самовыражения. Сейчас человек воспитывается иначе. Мы-то были коллективистами. А сейчас, к сожалению, а может быть к счастью, не знаю, все пытаются раскрепостить личность, сделать ее свободной, для этого нужны какие-то упражнения, в том числе и вот такие драматические. Мне кажется, что им даже неинтересно, ходят на них или нет, главное, что они на сцене. Этим, на мой взгляд, и объясняется огромное количество студий, театриков и прочих творческих образований.

- Но конкурсы в театральные училища и вузы большой, что-то же привлекает молодых людей в этой профессии?

- Это влияние пропаганды. У нас кто сейчас на экранах телевизоров, в Интернете, на страницах газет и журналов - актер. Где строители, рабочие, труженики села, учителя, врачи - этих профессий как будто и нет. Значит, самая престижная профессия - актер. Дети сейчас знаете, как говорят: «Мы растем, чтобы быть знаменитыми». Мне об этом недавно знакомый психолог сказал. Видите, как поменялось мироощущение. Им неважно, кем быть, они просто хотят быть знаменитыми. А театр им кажется самой короткой дорогой к этой цели. Хотя они и не подозревают, что жизнь актера очень трудная, тяжелая, порой даже трагичная. И успеха, известности, славы в этой профессии добиваются только единицы.

Театры в России никогда не были прибыльными

- Театры в России никогда не были прибыльными. Им помогали или меценаты, или власти. В США они зарабатывают сами. Так и дальше будет, провинциальные театры не выживут сами?

- Никогда не выживут. У нас, во-первых, театр репертуарный. Американский театр может найти одну пьесу и гонять ее несколько лет. У нас так не получается. Во-вторых, там нет постоянных театральных коллективов, там нанимают актеров на сезон или постановку. У нас в Тюмени, например, был такой театр до 1922 года, затем контрактную систему для актеров упразднили. Появилась постоянная труппа. Это было достижением театра Станиславского и вообще советского театра, которое никто не хочет отменять. Сколько было, начиная с 90-х годов, попыток реформировать театр, перейти на контрактную систему. Нереально это сделать. И не нужно. Должна же быть преемственность. У нас из самого старшего поколения осталась одна Анта Колиниченко. Я восхищаюсь этим человеком. У нее та самая актерская школа, которую очень ценят театралы, и которой сейчас почти нет. Она радует зрителей. Ей не нужен микрофон - в нашем огромном почти в 800 мест зале ее слышно и видно отовсюду. И ее появление на сцене заставляет подтягиваться под этот высокий уровень молодежь. Не знаю, как там складываются взаимоотношения, но со зрительного зала это смотрится именно так.

Тюменский драмтеатр.
Тюменский драмтеатр. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

- Значит, региональный театр нужен. У него есть будущее, и он будет жить?

- Обязательно. Как говорят сами актеры, театр живет так: семь лет взлета, семь - затишья, может даже провала, а потом опять взлет. Я много сейчас читаю документов, изучаю, что происходило в разное время, и эта закономерность отслеживается даже в историческом плане.

- А сами вы как зритель ждете чего-то от театра?

- Конечно. Честно говоря, я не очень любила раньше наш театр. На премьеры ездила в Москву, в Ленинград. Но с актерами всегда дружила. Мне было с ними интересно общаться. Но теперь, когда стала изучать документы, биографии актеров, отзывы, рецензии, понимаю, сколько было на этих подмостках замечательного, что прошло мимо меня. Посмотрела постановки замечательного режиссера Владимира Воробьева, на которые вся Тюмень ходила. Посмотрела то, что ставил Алексей Ларичев. На некоторые его спектакли ходила, но вот его знаменитый «Эквус» пропустила, о чем сейчас страшно сожалею. Хорошо, что осталось видео. Это действительно было потрясающе. Сейчас я очень люблю наш театр. И стараюсь ходить на все спектакли, потому что вдруг опять пропущу что-нибудь такое, о чем буду жалеть.

«Мирандолина», Тюменский драмтеатр.
«Мирандолина», Тюменский драмтеатр. Фото: ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение»

Справка

В 1976 году впервые в истории Тюменского театра его актеру Георгию Дьяконову-Дьяченкову было присвоено звание народного артиста РСФСР. С тюменским драмтеатром связаны творческие судьбы народных артистов СССР Евгения Матвеева и Владимира Краснопольского, народных артистов России Валентины Литвиновой, Ирины Аркадьевой, Петра Вельяминова.

Досье
Надежда Васькова - коренная тюменка. Окончила Тюменский госуниверситет. Начинала трудовую биографию журналистом на областном радио, телевидении. Работала директором областного музея изобразительных искусств, заведующей экспозиционным отделом литературно-краеведческого центра Тюмени. Сейчас - специалист по выставочной фондовой работе Тюменского драмтеатра, заведующая театральным музеем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах