В Тюмени скоро появится памятник народному артисту РСФСР, участнику Великой Отечественной войны Георгию Ивановичу Дьяконову-Дьяченкову. Вообще-то для областного центра случай нетипичный. У нас в основном увековечивают не личности, хотя их достаточно много дал наш город, а нечто обобщенное: профессии, явления, события.
Установят памятник по инициативе общественности. Так бывает, когда артист действительно не только по формальному званию, а по сути народный. Часть средств дали спонсоры, остальные добирают инициаторы в ходе благотворительной кампании.
С Сергеем Дьяконовым-Дьяченковым, сыном артиста и тоже известным в Тюмени человеком, певцом и композитором, мы говорим о его отце, о памяти и тюменцах, живущих в эпоху перемен.
Все дело в воспитании
Юрий Пахотин, TMN.AIF.RU:- Сергей Георгиевич, ваш отец ушел из жизни в 1991 году. Это время распада СССР и начала глобальных перемен в стране. Георгий Иванович был человеком творческим, как он воспринимал все эти новые веянья и принял бы те перемены, что произошли?
Сергей Дьяконов-Дьяченков: - Переживал он изменения в стране тяжело, нервничал. Я был за перемены. Из-за этого мы с ним тогда постоянно спорили. Уверен, то, что происходило в 90-х, он бы не принял. Отец был настоящий коммунист. Для него служение стране, людям было смыслом жизни. Поэтому он в 18 лет ушел в 1942-м на фронт. У него много боевых наград. И в театре он полностью отдавал себя работе. Все его поколение было так воспитано.
- Ваша семья жила в доме на ул. Ленина, 63. Для Тюмени это то же, что знаменитый Дом на набережной в Москве. Это были квартиры для элиты того времени. Вы - дети знаменитых отцов, считали себя «особенными»?
- Нет, конечно. Это сейчас остро чувствуется такое расслоение. А тогда в доме жили известные всей стране люди, например, начальник геологического главка Фарман Салманов, руководитель «Главтюменнефтегаза» Виктор Муравленко. Оба они - Герои Соцтруда, лауреаты Ленинской премии. Но я, только повзрослев, стал понимать, какого масштаба эти люди. А тогда для нас они просто были соседями, простыми, скромными, приветливыми. И мы все дети во дворе дружили. Вместе бегали зимой на Центральный стадион, на каток. А поздней осенью ходили в горсад за ранетками. Наберешь их полную горсть, сомнешь в комок - и в рот. Жуешь и, кажется, ничего вкуснее нет.
- А в чем причина сегодняшнего вызывающего поведения многих «элитных» детей, считающих, что законы писаны не для них?
- Мне кажется, все дело в воспитании: и в школе, и дома. Мне в юности и в голову бы не пришло что-то такое выкинуть, потому что папа у меня -известный артист. Наоборот, это дисциплинировало. Я гордился им и старался ничем не огорчать. И материально мы ничем не выделялись, жили, как все. Помню, поступать в музыкальную школу я пришел в отцовской пилотке и в трико с вытянутыми коленками. Правда, в белой рубашке.
- А вообще, во взрослой вашей жизни, слава отца вам как-то помогала или мешала?
- Отец в 1959 году уже был заслуженным артистом РСФСР. А в 1976-м стал народным артистом России. До него никто этого звания не получал. И более тридцати лет после него. Фамилия на слуху была. Мне пришлось ее нести по жизни, чтобы не посрамить честь в прямом смысле этого слова. Но когда после 20 лет, прожитых в Питере, я вернулся в Тюмень, добиваться мне всего нужно было самому практически с нуля.
Прошлое забыто?
- Вернемся в 90-е. Это было время какой-то неразберихи, отрицания прошлого, свержение кумиров. И про Георгия Ивановича тогда стали говорить, что дали ему народного только за то, что он в спектакле «Кремлевские куранты» сыграл роль Ленина. Как вы пережили тот период?
- Действительно было время, когда забывали все имена. Что тут говорить, обидно было. Даже в 2004 году, когда я хотел провести концерт, посвященный 80-летию отца, мне прямым текстом сказали: зачем, это время уже никто не помнит. Я все равно провел вечер памяти, только не в театре драмы, а в театре кукол. Много таких нюансов было. Но, выступая на концертах в Тюмени, Ишиме, Тобольске, убеждаюсь - люди помнят отца. Приходят те, кому он знаком не только по роле Ленина, а того же колхозника Курочкина в спектакле «Свадьба с приданым» или полководца Кутузова. Почти 200 ролей он в театре сыграл. Да так, что вся Тюмень ходила не просто в театр, а на Дья-ко-но-ва! Его друг Петр Вельяминов сказал про отца: «Это актер, данный нам Богом». Они крепко сдружились, когда вместе работали в Тюмени. И переписывались, когда Вельяминов уехал. Я встречался с ним в Тюмени, отдал фотографии, на которых они еще такие молодые. Он человек эмоциональный, даже прослезился от нахлынувших воспоминаний.
- Вы говорили, что спорили с отцом по поводу перемен в жизни страны. Прошло много лет с тех пор. Вы тоже человек творческий. Не разочаровались в новой эпохе?
- Вздохнуть хочется... Конечно, сложно стало. Другие ценности. Это как болезнь. Надо ее пережить, перебороть. Но я верю в наш народ. Честное слово! В молодежь нашу верю. Когда проходили благотворительные концерты, которые мы проводили, чтобы собрать средства на создание памятника отцу, на них приходило очень много молодых людей. Проблемы у нас пока с образованием. Считаю, что в советское время оно было лучше. Я полгода работал за границей и много общался с англичанами, французами. Они удивлялись, что мы, даже, скажем, об их истории, культуре знаем больше, чем они.
Придуманное не задевает
- Как вы думаете, мы вернемся к своим, не советским, а традиционным народным, отечественным духовным ценностям в этой новой эпохе?
- Уже возвращаемся. Вы посмотрите, как мы, когда на нас ополчились Европа с Америкой, все сплотились. Это русский дух. Вот он. Никакие деньги не уничтожат его. У всех в мозгах все проясняется. Даже у этих очень богатых людей. Они же все равно учились в наше время, в наших школах и вузах, и что-то в такие моменты у них в голове срабатывает. И, когда надо, - что наш простой человек в трико побежит Родину защищать, что этот, с «золотым мечом».
- Вы можете объяснить - почему у нас в области буквально единицы композиторов, писателей, поэтов, которых знали бы, если не все, то хотя бы большая часть тюменцев? Это беда провинции, и действительно, чтобы стать известным, нужно уехать в Москву, Петербург или в город-миллионник?
- Хороший вопрос и сложный. Но мне он понятен, я наелся этой «столичности». Дело в том, что, во-первых, очень немногие считающие себя талантами и покидающие «провинцию» восходят на Олимп. Во-вторых, мне кажется, что, уехав, они не пишут про родной город, свой край, им кажется, что это никому неинтересно. И пытаются придумать нечто такое, что пойдет по всей стране, по всему миру. А придуманное как раз мало кого задевает.
- Наверное, мало среди тюменцев тех, кто не знал бы вас и, как минимум, вашу песню «По берегам Туры». Как приходит слава, и легко ли быть знаменитым?
- А еще есть ваш «Вальс на набережной». И под него на набережной Туры пятый год кружатся сотни пар - лучшие выпускники тюменских школ. И масса горожан приходит посмотреть на это впечатляющее зрелище. Как вы думаете, ваш отец гордился бы вами?
- Я часто об этом думаю. Мне кажется, что я достойно продолжаю его дело - служу людям, и, мне кажется, что он гордился бы мной, как я им. Для меня это очень-очень важно.