aif.ru counter
28.01.2019 16:03
309

«Обнимающий звук». Вернутся ли гусли в нашу культуру

Нигде не зафиксировано, что кто-то под гусли пел былины.
Нигде не зафиксировано, что кто-то под гусли пел былины. © / Татьяна Шкляева / Из личного архива

Интерес ко всему исконно русскому в последнее время заметен невооруженным глазом. Не пустуют залы тюменского центра прикладного творчества и ремесел, все больше горожан собирают дни русской культуры и этнофестивали, многие семьи ведут поиски своих корней и составляют родословные. Что это - мода или явление?

Что побуждает человека вглядываться в давнее прошлое своей страны, своего края? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у Дмитрия Пономарева, пытающегося пробудить у горожан интерес к гусельной музыке.

Почему самый русский музыкальный инструмент стал экзотикой?

Юрий Пахотин: Откуда появилась у вас тяга к этому древнему музыкальному инструменту?

Дмитрий Пономарев: Мне всегда была близка древнерусская тема. С самого детства. И вот однажды в интернете я услышал, как звучат гусли. Это было в 2015 году. На меня и сама композиция, и исполнение произвели такое сильное впечатление, что я тут же нашел автора, написал ему о том, как здорово он играет. И сразу получил ответ: «Давай я тебя научу». Это, как впоследствии выяснилось, был один из самых известных российских исполнителей – Гудимир, композитор, импровизатор Максим Анухин, объездивший с гастролями практически всю Европу и Северную Америку. Я сначала написал, что мне просто понравилось звучание, желания учиться у меня нет. Но так зацепила эта музыка, что пару месяцев спустя я решил - обязательно буду играть на гуслях. Гудимир и стал моим первым учителем.

Дмитрий Пономарев.
Дмитрий Пономарев. Фото: Из архива/ МАУК «ЦГБС»

- Насколько сложен этот музыкальный инструмент для исполнения, долго нужно учиться?

- Есть люди, которым надо продавать гусли. С этим или нет связано, не хочется ни про кого говорить плохо, но в интернете много оценок такого рода - пишут, что гусли в десять раз проще, чем гитара. В принципе, здесь, как и с любым музыкальным инструментом, - если хотите плохо играть, то, конечно, научиться легко, если хорошо - то сложно.

- Но гусли действительно попроще, там нет ладов, как в гитаре, разве не так?

- Формально так. У гуслей 17 струн - это, грубо говоря, 17 нот. А на гитаре шесть струн и на каждой 19 ладов. В этом и был ее успех, поэтому она живет, а безладовые инструменты практически все умерли. Но, послушайте, как играют на гуслях профессионалы, и поймете - возможности у этого инструмента огромные. И потом, когда я достаю гусли и играю, те, кто впервые их видят и слышат, воспринимают как экзотику. А это же, наряду с волынкой, самый русский музыкальный инструмент. И оба они выпали из культурного фона. В советском фильме-сказке «Садко» звучит музыка Николая Римского-Корсакова. Но исполняющий ее оркестр использовал арфу, имитирующую звуки гуслей.

- Вы назвали волынку русским музыкальным инструментом. Разве он не шотландский?

- Почему-то очень многие думают, что шотландский. Это пан-европейский инструмент, он существовал везде в Европе, в том числе и на Руси. Просто в какой-то момент стали усиленно романтизировать древнешотландскую и древнеирландскую историю со всеми атрибутами того времени. И этот не имеющий ничего общего с реальностью романтический образ прижился. Волынка там до сих пор жива. А у нас со временем она была вытеснена гармошкой.

На определенном этапе истории стало немодно играть на гуслях.
На определенном этапе истории стало немодно играть на гуслях. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Пономарев

- А гусли?

- Гусли вытеснила балалайка. На определенном этапе истории стало немодно играть на гуслях. Говорили, что это, мол, деревенский, дедовский инструмент. Другое дело балалайка, она девчонкам больше нравится.

Красота - в многообразии

- В Тюмени много тех, кто играет на гуслях, или они никак не объединены, и каждый сам по себе занимается?

- Я создал группу в соцсетях «Гуслеголовый - гусли в Тюмени». И вот что обидно - в нашем городе в начале 20 века еще не просто звучали гусли, а они были очень популярны. Это исторический факт, который можно проверить по газетам того времени. Была целая гусельная культура, и вот куда-то ушла, как в песок. Я этот проект начал, чтобы культивировать интерес к этой культуре, хотел подробнее исследовать, что такое тюменские гусли, как они выглядели. В нашем музее в отделе музыкальных инструментов хранится единственный экземпляр гуслей, но пробиться к ним я никак не могу. Много раз пытался получить разрешение - пока не дают. За четыре года существования группы пересекался с разными людьми, но буквально одна встреча, и мы расходимся. В основном у людей любопытство, стойкого интереса к гуслям у тюменцев нет.

- Но на ваши выступления все-таки ходят. И это что, только любопытство, или действительно гусли притягивают, пробуждают какую-то спящую в нас генетическую память?

- Это очень сложный вопрос. Я долгое время общался с фольклористами, сам варился в этой среде, пел в фольклорном ансамбле и поэтому с большой осторожностью отношусь к утверждениям, типа «спящая генетическая память», «это у нас в крови». Сегодня много спекуляций на эту тему, мифотворчества. Появились какие-то родоверы, которые начинают придумывать имена якобы древних богов, какие-то ритуалы. По-моему, это только разрушает нашу национальную идентичность. В фольклорной среде все четко. Там понятный научный подход. Если ты поешь песню, ты знаешь, что она записана, скажем, у такой-то бабушки, в таком-то году в деревне Плехово Суджанского района Курской области.

Гусли. Историческое фото.
Гусли. Историческое фото. Фото: Из личного архива/ Эльмира Каюмова

У гуслей обнимающий звук, с первых нот вспоминается что-то родное, близкое, понятное
Но, тем не менее, гусельная музыка каким-то образом влияет на слушающих. Что-то происходит внутри человека. Я начинаю играть и вижу, как люди, расслабленно сидящие в зале, вытягиваются в струнку. Один мой знакомый сказал, что у гуслей обнимающий звук, с первых нот вспоминается что-то родное, близкое, понятное.

- Со школы многие помнят классический образ гусляра, поющего былины. А сегодняшние исполнители только играют, или тоже поют былины, сопровождая музыкой?

- Нигде не зафиксировано, что кто-то под гусли пел былины. Это образ из советского фольклора. Лубочная история, рожденная людьми, которые про гусли ничего не знали, - фентэзи на тему Древней Руси. Такие мифологические персонажи и сегодня есть. Играть они не умеют, у них другая задача - на каком-нибудь фестивале красиво одеться в белую одежду с красными вышивками, картинно сесть под живописным деревом и периодически водить пальцем по гуслям.

Гудимир считает, что первичен голос. Ты тему голосом выводишь вперед и обыгрываешь звуком. Я пою народные фольклорные песни. В фольклорном центре, в Доме Буркова, где я занимаюсь, есть преподаватель, которая играет на пианино и при этом очень любит гусли. Мы с ней попробовали сыграть дуэтом. Получилось очень интересно.

- Если не секрет, сколько стоят гусли?

- Цена разная, как и у любого музыкального инструмента. Все зависит от качества. В советское время гусли выпускала Ленинградская фабрика имени Луначарского. Стоили они недорого, но их делали из ДВП, и издавали они такой глухой, ватный звук. Сейчас таких слава Богу нет. Сейчас вручную делают. Стоят они от 4 тысяч рублей. Я свои покупал за 50 тысяч.

- Раз их выпускают, значит, они популярны, востребованы?

- Эта та же история, что с иван-чаем. Есть поклонники всего старинно русского, и вот в их среде популярно и то, и другое. Но повсеместно вы их не увидите.

- А в оркестрах гусли присутствуют?

- Да. Гусли - это сольный инструмент. И в интернете есть потрясающие записи исполнения музыкальных произведений гуслей с оркестром. Еще один мой учитель-гусляр Ольга Васильева работала с симфоническими оркестрами в Новосибирске, Петербурге, Москве. Оба они - и Максим Анухин, и Ольга Васильева из Санкт-Петербурга - закончили консерваторскую программу по классу гуслей и считаются лучшими гуслярами страны. Я предлагал нашим тюменским оркестрам идею посотрудничать с ними. Пока отклика на это предложение не получил.

- Какая у вас главная цель - вы хотите, чтобы гусли вошли в нашу культуру, как вошла когда-то гитара, которая есть в каждом доме, даже если там никто не владеет инструментом?

- В каждом доме гусли точно не будут. Я просто хочу развивать эту культуру. У меня нет иллюзий. Создавая этот проект, я понимал, что это никому не интересно сейчас и никогда не будет интересно. Но я убежден, что сила и красота - в культурном многообразии. Все традиционные национальные культуры нужно поддерживать. Все они должны жить. Что-то получается. Например, в прошлом году я привозил в Тюмень Гудимира. Здесь прошел его сольный концерт - прекрасная двухчасовая программа. Мне говорили, что желающих послушать эту музыку будет мало. Но зал был полон зрителей, и никто не ушел.

Досье
Дмитрий Пономарев родился и живет в Тюмени. Закончил экономический факультет Тюменского государственного института международной экономики и права. Игра на Гусли - это хобби. Мастерству игры обучается у учителей из Санкт-Петербурга: Максима Анухина и Ольги Васильевой. Пел в известном тюменском фольклорном ансамбле «Вишня». Автор проекта «Гуслеголовый - гусли в Тюмени», цель которого - развитие этой культуры в городе. Неженат.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество