Некоторые пользователи маркетплейсов стали невольными клиентами микрофинансовых организаций. По словам потребителей, это произошло после оформления заказа, когда система онлайн-магазина якобы решила продать им товар на своих условиях. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Поддержка отрицает?
Онлайн-магазины, маркетплейсы часто предлагают купить товар в рассрочку или оплатить его частями в один клик. Подобное спецпредложение действует даже на самые дешевые позиции, чья цена не превышает и двухсот рублей. При этом многие онлайн-магазины, рассчитывая на финансовую грамотность потребителей, умалчивают о подводных камнях «щедрой» системы, которая, по сути, является скрытым микрозаймом с внушительной переплатой. Но это не самое страшное. В некоторых случаях люди становятся должниками «выгодной» услуги без своего согласия.

«На днях заказала себе новую расческу, ушные палочки и набор ватных дисков. Цена корзины была меньше 1 тыс. рублей. Поставила оплату при получении, и уже через несколько дней пошла в пункт выдачи за товарами. Тогда сумма списания показалась слишком маленькой, но я не сразу сообразила, что к чему. Уже дома, когда начала разбираться, обнаружила, что мне одобрили рассрочку. Своего согласия на ее оформление я не давала. В техподдержке все отрицают, мол, никаких сбоев не было, — рассказывает тюменка Людмила Савина в социальных сетях. — Вероятно, маркетплейс решил, что я не могу позволить себе средства гигиены, не залезая в кредит. Теперь с моего счета ежемесячно будут списывать по 250 рублей в течение полугода».
С подобной ситуацией едва не столкнулась еще одна жительница Тюмени Елена Щелкина. Во время онлайн-шопинга среди уведомлений маркетплейса она обнаружила отказ в микрозайме.
«Я заказала шампунь и набор косметики. Выбирая способ оплаты, нажала на „при получении“, но через некоторое время на этих товарах уже стояла плашка рассрочки. Пока разбиралась с поддержкой, пришел отказ в микрозайме. В итоге так и не поняла, что это было», — делится тюменка с корреспондентом tmn.aif.ru.

По словам юриста Владимира Русалева, оформление любых денежных займов без согласия покупателя — незаконно.
«Рассрочки на маркетплейсах могут проходить через микрофинансовые организации. С другой стороны, такие сделки не приносят онлайн-магазину или продавцу явной прибыли, но при этом повышают покупательскую способность — ведь сплиты, рассрочки, оплата долями — удобный способ получить любой товар „здесь и сейчас“ без необходимости копить крупную сумму. При этом рассрочка чаще всего предоставляется не самими магазинами, а сторонними или дочерними финансовыми сервисами, а также банками-партнерами. Скорее всего, у платформ есть определенные обязательства перед ними — план по количеству, привлеченных клиентов. Это объясняет, почему некоторые маркетплейсы навязывают потребителям оплату микрозаймом», — говорит Владимир.
Агрессивный маркетинг
Рассрочка зачастую ассоциируется у покупателей с отсутствием процентов. Из-за этого случайный статус заемщика многих не пугает, однако онлайн-магазины могут не только взимать с пользователей скрытые комиссии, но и передавать данные клиента в микрофинансовые организации, что в лучшем случае закончится для него шквалом рекламных сообщений.
«Часто рассрочку дают на срок до шести месяцев, но обычно на нее есть дополнительный процент сверху, что делает итоговую стоимость товара выше. Условия займа, как правило, диктует банк или МФО (Организация по микрозайму. — Прим. Ред.), поэтому в случае просрочки штраф может доходить до 70% годовых, — говорит Владимир. — К тому же такие сделки учитываются в кредитной истории покупателя. А банки рассматривают микрокредиты, как тревожный сигнал о финансовых трудностях или склонности к импульсивным тратам. Например, если клиент онлайн-магазина оформил несколько рассрочек до 60 тыс. рублей через МФО, в получении крупного кредита ему, скорее всего, откажут».

Чтобы аннулировать микрозайм, оформленный в одностороннем порядке, необходимо прежде всего обратиться в организацию, которая его выдала. Затем, по словам Русалева, следует написать заявление в полицию и Центробанк, которые проверят законность действий МФО и платформы, которая с ней сотрудничает.
«Если все формальности выдачи кредита вроде подтверждения по SMS были соблюдены в соответствии с законом, МФО, вероятнее всего, будет продолжать требовать выплат. В таком случае жертве придется доказывать свою невиновность в суде», — заключил эксперт.
Ранее мы писали о том, как взаимоотношения между покупателями и онлайн-ритейлерами порой доходят до суда. Иногда пользователи маркетплейсов срывают «джекпот» из-за технических ошибок на сайте и набирают корзину, полную товаров за символическую цену.