Траты на бытовую технику и электронику всегда ощутимы. А уже к весне 2025 года эксперты прогнозируют очередной рост стоимости на холодильники, стиральные машины, микроволновки. Что и почему подорожает, и как сэкономить при покупке — в материале tmn.aif.ru.
Санкции и не только
В среднем за 2024 год бытовая техника в России подорожала на 8-12%. Тренд на рост цен сохранится и в этом году. Уже весной покупка стиральной машины, посудомойки или чайника обойдется еще дороже. Такой прогноз дают эксперты. Как рассказал tmn.aif.ru доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин, повышение стоимости может составить до 10-12%.
«Основных причин роста цен на бытовую технику и электронику несколько. Прежде всего, это проблемы с логистикой импортной электроники, связанные с риском вторичных санкций. Дело в том, что некоторые крупные российские компании — участники внешнеэкономической деятельности — столкнулись с блокировкой платежей, которые использовали фирмы в других странах, например, в ОАЭ, в качестве посредников для оплаты поставок электроники из Китая. Банки Эмиратов опасаются вторичных санкций со стороны США. Вместе с тем, поставка подсанкционного оборудования зачастую требует разборки в стране-посреднике и перепрошивки программного обеспечения. Это увеличивает сроки доставки и, соответственно, повышает конечную стоимость продукта», — говорит Дмитрий Морковкин.
Санкции, направленные против SWIFT, системы передачи финансовых сообщений Центробанка, также могут привести к дальнейшему росту цен на электронику и бытовую технику. Из-за проблем с платежами возможно снижение импорта техники из Китая на 15-20%, а из Турции до 25%.
Больше всего подорожание коснется продукции брендов, ввозимых по параллельному импорту -Apple, Asus, HP, Panasonic, Samsung, Sony, Intel, Siemens, Electrolux, Miele, Siemens, Dyson и др. По словам доцента кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Ольги Борисовой, это связано с ростом стоимости заемного финансирования, снизившейся покупательской способностью национальной валюты и проблемами с логистикой.
«В 2024 году значительно увеличилось производство бытовой техники внутри страны, на российские марки приходится порядка 50% от всей потребляемой техники. Отчасти, потому что бренды с „заметным российским участием“ стоят дешевле импортных, а их качество мало уступает известным европейским и китайским товарам. При этом детали для ремонта доступнее, есть сервисное обслуживание, а продукция хорошо адаптирована к местным условиям эксплуатации», — рассказала Ольга Борисова tmn.aif.ru.
Эксперты отмечают, что федеральная антимонопольная служба держит руку на пульсе цен. В 2024 году торговые сети добровольно обязались ограничить или заморозить стоимость некоторых категорий бытовой техники и электроники начального и среднего ценового сегмента. Однако, по мнению Дмитрия Морковкина, в таких условиях ритейлеры будут вынуждены сокращать рентабельность, особенно на фоне высоких кредитных ставок, а это скажется на сужении ассортимента.
Маркетплейсы рулят
На фоне роста цен в офлайн-магазинах многие покупатели стали предпочитать онлайн-шопинг. Как говорит Ольга Борисова, 47% продаж бытовой техники в России происходит в сегменте электронной коммерции. На маркетплейсах все чаще приобретают не только платья, косметику и игрушки, но и более существенные товары: телевизоры, морозильные камеры, стиральные машины, телефоны, кухонные комбайны и др.
По данным сервиса аналитики маркетплейсов SellerFox, с начала 2025 года на Wildberries в категории «Бытовая техника» продано около 8 млн товаров на общую сумму свыше 19 млрд рублей. На Яндекс.Маркете за тот же период купили более 1 млн товаров на 16 млрд рублей. На Магнит Маркете — свыше 34 тысяч бытовой техники, общая выручка продавцов превысила за месяц 70 млн рублей. Как прокомментировал tmn.aif.ru руководитель сервиса Денис Ветренников, в лидерах продаж на всех трех маркетплейсах — техника для кухни.
Площадки онлайн-торговли удобны возможностью практически безграничного выбора, сравнения цен и наличием отзывов, но есть и подводные камни.
«Если не устроит внешний вид или параметры технически сложного товара, его не вернуть, также некоторую технику сложно проверить в пункте выдачи. Среди рисков и возможность кражи идентификационных данных, утечки данных, покупка несертифицированной продукции», — объясняет Ольга Борисова.
На чем сэкономить?
Чем выше цены — тем больше потребители экономят. Но если покупку очередных туфель можно отложить, прожить без пылесоса, плиты или холодильника сложно. Однако и в этом случае можно купить товар с выгодой. Старший преподаватель кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Галина Платунина советует сначала сравнить цены на сайтах и только потом принимать решение.
«Следите за акциями во время распродаж, присмотритесь к моделям предыдущего года, они часто стоят дешевле при хороших характеристиках», — говорит эксперт.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Петр Щербаченко рекомендует присмотреться к купонам, скидкам, программам лояльности и восстановленной технике или товарам без упаковки, которые могут стоить значительно дешевле.
Ранее мы писали, почему картофель стал самым подрожавшим овощем в стране, по какой причине растут цены на бензин, ритуальные услуги и что будет в 2025 году с ценами на продукты питания и строительные материалы.