Женщина за рулем у мужчин - автомобилистов вызывает ехидное замечание: «обезьяна с гранатой». Но иногда дамы могут дать фору представителям сильного пола не только на дороге, но и на автогонках.
Чтобы поменять масляный фильтр и «переобуть» резину, медицинской сестре Областной клинической больницы №2 Ирине Павловой не нужно заезжать на СТО. Технический уход своей машине она может провести сама. Девушка - победительница соревнований различного уровня по автоспорту и отличный знаток устройства автомобилей.
Стойкая «классика»
«Хороший водитель получится», - буквально на первом занятии отметил инструктор автошколы, в которой Ирина Павлова обучалась вождению, и оказался прав. Сегодня хрупкая девушка мастерски управляет автомобилем и успешно участвует в автогонках. Правда, тринадцать лет назад она и не думала, что свяжет свою жизнь с таким рискованным видом спорта. Более того, первые два года автомобильные права практически пылились на полке: маме в декрете некогда было совершенствовать свои навыки.
![Ирина Павлова на соревнованиях](https://static1-repo.aif.ru/1/56/1054596/c7cfac6d5735502f4c36e0d7c0df0898.jpg)
«Изменилось все семь лет назад. Зимой на своей «семерке» случайно оказалась на озере Алебашевское во время занятий по экстремальному вождению. Решила попробовать, но первый блин оказался комом. Машина «разулась»: разбортовалось колесо, порвался ремень ГРМ. Вытаскивали мою «ласточку» оттуда до трех ночи. Я была в осенней куртке, кроссовках - замерзла сильно, но на следующий день приехала еще раз», - вспоминает Ирина.
Через три дня должны были состояться ежегодные автогонки. Ирина решила рискнуть и поучаствовать. «Местные» гонщики рассказали, при какой скорости лучше заходить на поворот, на внутренней или внешней стороне трека лучше держаться. На подготовку было два дня, в итоге - второе место на пьедестале почета в классе автомобилей с задним приводом.
- И тут Остапа понесло, - смеется девушка. - Я не на шутку загорелась автогонками. А первое, что делает будущий гонщик, - совершенствует свой автомобиль!
Так, красные «Жигули» седьмой модели стали чуть ниже: хозяйка заменила стандартные стойки на более жесткие, а колёса «одела» в широкопрофильную резину, чтобы можно было резво заходить в крутые повороты под углом 90 градусов. В «родной» комплектации отечественная «классика» на такие подвиги не способна. Но кардинально переделывать автомобиль: дорабатывать двигатель, менять коробку передач, заваривать редуктор, – Ирина не стала. Она против такой «прокачки». Ей нравилось выезжать на отечественной, практически стандартной машине и обходить тех, кто гоняет на подготовленных авто. По мнению девушки, это демонстрирует мастерство водителя.
![Ирина Павлова в своем спортивном автомобиле](https://static1-repo.aif.ru/1/cd/1054593/9cece3086de3221e656200f1d20a89b5.jpg)
«Обгоняла и «Хонды», и «Субару». Судьи недоумевали: как можно на «Жигулях» оставлять позади автомобили, изначально более спортивные», - рассказывает Ирина.
Гонки на автомобилях с задним приводом считаются сложными. Девушек на таких авто в соревнованиях практически не было. Вот и приходилось Ирине состязаться, в основном, с мужчинами.
«А когда девушка побеждает, для них это удар, некоторые даже обижались», - вспоминает она.
Кубки и медали Ирина начала завоевывать одни за другими. Постепенно азарт к местным соревнованиям утих: тюменских атогонщиков не так уж и много, а соревноваться с одними и теми большого интереса не вызывает. Стала выезжать в другие регионы. Однажды довелось защищать честь Тюменской области в Казани. Тогда тюменская команда из 4-х автоспортсменов заняла 8-е место - неплохой результат среди 68 регионов.
![Ирина Павлова на центральном пьедестале](https://static1-repo.aif.ru/1/56/1054598/d277b9d1f53bf54c4927d50e9dd4c9fb.jpg)
Со своей «семеркой» Ирина пережила как победы, так и мелкие ДТП. Бывало, не рассчитает угол поворота, врежется в ограждение трассы или снежный бруствер, а он весной очень жесткий.
Шесть лет назад Ирина стала судьёй Тюменской региональной автомобильной федерации. Во время одного из судейств познакомилась со своим мужем - мастером спорта России по автокроссу.
В прошлом году девушка по просьбе отца перестала выезжать на гоночную трассу и продала свою «семёрку».
![Самолет](https://aif-s3.aif.ru/images/013/655/6536cc864227dd3086198be0938ba38c.jpg)
«Мою страсть к машинам папа понимает, но очень переживает и опасается за жизнь и здоровье – всё же это очень травмоопасный вид спорта. Мне же очень не хватает драйва автогонок – это ни с чем не сравнимые ощущения! Пока довольствуюсь тем, что помогаю супругу на соревнованиях – провожу мелкий ремонт автомобиля. С нетерпением ждём с ним, когда прибудет наш спортивный УАЗ. И от этого желание вернуться в автоспорт только крепнет», - делится Ирина.
Мечта девушки - кроссовые соревнования и массовые старты. Опасается, что отец и муж будут против участия в них, поскольку это очень жесткие и травматичные заезды. Однако надежды попробовать себя в гонках по бездорожью Ирина всё же не теряет. Задумала вновь обрести привычную для себя спортивную «классику». А пока разъезжает по дорогам на «гражданском» Опель Астра с автоматической коробкой передач. Говорит, что при особом желании и эту машину можно превратить в гоночную, но на трассу всё же лучше выходить на «механике».
![Ирина Павлова](https://static1-repo.aif.ru/1/9a/1054597/59e79888b317b506dc347bcb3db3cdb0.jpg)
«Как бы ни ругали отечественный автопром, но неприхотливые «Жигули» стойко переносят «перерождение» в гоночные и не подводят на трассе», - убеждена Ирина.
Сами с усами
Девушкам, которые после окончания автошколы отрабатывают технику вождения, Ирина даёт совет – делайте это самостоятельно, без помощи второй половинки. А если уж совсем страшно одной – берите в партнёры подругу, желательно ту, которая водить автомобиль не умеет. При таких условиях никто не будет навязывать стереотипов вождения и выдавать негативные оценочные суждения о навыках начинающего водителя, тем самым удастся избежать комплекса неполноценности.
«Первые дни жутко страшно, передвигаешься медленно и неуверенно, но буквально за неделю привыкаешь к ситуации на дороге, стресс уходит, и появляется ощущение удовлетворённости от самого процесса управления автомобилем. Спустя еще немного времени осознаешь, что начинаешь слышать и чувствовать автомобиль, а это именно то, что нужно хорошему водителю», - говорит Ирина.
![Ирина Павлова за рулем](https://static1-repo.aif.ru/1/6c/1054621/c2acefbb1b9e5f2e8b239b3f67d60078.jpg)
При этом Ирина отмечает, что и учиться вождению девушкам лучше у представительниц слабого пола.
По ее мнению, женщина женщине всегда лучше объяснит, как тронуться, как не заглохнуть посреди дороги, выполнить манёвр, припарковаться. И это не просто слова. Ирина обучила вождению трёх своих подруг. У каждой из них – более десяти лет безаварийной езды.
Своё знание и навыки ремонта автомобилей, умение отличить карбюратор от инжектора в мужском обществе Ирина старается не афишировать. Говорит, если проговорится, то чаще всего сильный пол это задевает. А когда убедятся, что действительно разбирается в вопросе, лишь удивлённо поднимают брови, мол, откуда такие познания. А еще очень удивляются, что лучший подарок на 8 Марта для Ирины не только тюльпаны и конфеты, но и хороший домкрат и набор ключей.
«Когда под рукой есть баллонный ключ и домкрат, можно за полчаса перекинуть колеса с одной машины на другую, главное, не перепутать их», - смеется девушка.
Экстренно
Профессия у Ирины под стать её увлечению – такая же экстремальная. После окончания школы девушка мечтала стать полицейским, но волей случая получила образование медицинской сестры – как и её мама. Во время учебы в медицинском колледже Ирина попала на практику в приемное отделение взрослого стационара ОКБ №2. Большой поток тяжёлых пациентов, суточные дежурства, экстренные случаи – всё это ничуть не испугало девушку. Наоборот, она поняла, что нашла «свою» работу.
«Ничуть не сожалею, что так вышло. Работа и хобби слились воедино. Здесь, в приёмном отделении, как и на гоночной трассе, требуется умение мгновенно принимать решение и исполнять его. А мне всегда хотелось быть в эпицентре событий, работать в сложной структуре, помогать людям, и чтобы каждый рабочий день не был похож на предыдущий. Так и вышло», - говорит девушка.
Медицинские навыки пригождаются и в дороге. Ирине нравятся дальние поездки, и она не раз становилась свидетелем автокатастроф, оказывала помощь пострадавшим до приезда карет скорой помощи.
«Одно время часто ездила в Екатеринбург. На этой трассе есть аварийно-опасный участок дороги - в районе Тугулыма. Там часто случаются ДТП, всегда останавливаюсь, даже если водитель и пассажиры с виду невредимы – мало ли какие травмы получил человек. Кроме автомобильной аптечки, в моей машине всегда есть перекись водорода, бинты и шина», - говорит Ирина.
Сама девушка, к счастью, в ДТП не попадала: помогли несколько курсов контраварийного вождения – зимние и летние. Благодаря этим занятиям Ирина знает только экстренного торможения пять способов. Какой из них выбрать при возникновении опасной ситуации решает уже интуитивно, ведь времени на раздумья на дороге просто не бывает.
![Ирина Павлова за рулем](https://static1-repo.aif.ru/1/a2/1054620/24bbdc22a804a5b89efce6a53be83833.jpg)