С рассветом спецтехника покидает свои ангары. Один за другим мусоровозы выезжают в город. Первым делом они стараются успеть до офисных зданий, пока нет машин на стоянках. Работа на первый взгляд не такая уж тяжелая, но как оказалось, подходит не всем. Вместе с одной из бригад на смену вышел журналист «АиФ-Тюмень».
Отметился и в путь
В ангаре со спецтехникой жизнь начинает кипеть в шесть утра. После небольшой планерки все торопятся на свои точки. В целом в областном центре ежедневно трудятся около 60 экипажей. За одним из них закреплен Александр Пустовских. Когда-то он работал на Севере, ездил по экспедициям, сейчас колесит по городу, но свою нынешнюю работу считает не менее ответственной.
За четыре года он точно запомнил, в каких дворах и в какое время лучше появиться технике, чтобы не помешать горожанам. Хотя, как он сам говорит, иногда пробок не избежать: «Приезжаем и перегораживаем выезд из двора. Просят поскорее, но сами понимают, что придется подождать - куда мы денемся? Да и работы максимум на две-пять минут».
Признается, работать тут может не каждый. Кто-то приходит стажироваться, а после обеда решает - не мое. Одних смущает сфера, других пугают габариты машины и ответственность. Сложно представить, как большой грузовик может точно выписывать круги по узким дворам, не оставляя на припаркованных легковушках памятных царапин. Все это, заверяет Александр, дело привычки. Внимательнее нужно быть не только с машинами, но и с пешеходами, часто дети и взрослые не смотрят по сторонам, чуть ли не бросаются под колеса. «Глаза разбегаются следить за всем», - улыбается мужчина.
Возможности техники
Каждый такой мусоровоз в среднем может везти около десяти тонн отходов за раз. Однако внутрь попадает содержимое не каждого контейнера. Бывает, что у баков стоит мебель. Тогда на место приезжает машина со специальным отсеком или лапой, которые работают по крупногабаритным отходам - бункеровоз или ломовоз. У таких экипажей отдельный график.
«Сколько мусора влезет в машину, зависит даже от погоды. Например, в засушливый день отходы сильно высыхают и хуже сминаются прессом: после сжатия сразу возвращаются в почти прежнюю форму. Поэтому приходится объезжать за рейс меньше площадок и чаще возвращаться на мусоросортировочный завод. А в обычные дни мусор более влажный, он лучше прессуется, соответственно, можно объехать больше точек. Четкого норматива по времени на каждый двор у нас нет, но уходит обычно не более пяти минут», - объясняет Александр.
Пресс мусоровоза может справиться не со всем подряд. Сезонная беда - елки, которые неспешно выносят к бакам весь январь, порой их оставляют не возле, а в самих контейнерах.
«Пока достанешь дерево из бака, все пакеты попадают вниз. Елки не попадают под общий пресс, а транспортируются отдельными мусоровозами - вместе с крупногабаритными коммунальными отходами, такими как, например, диван или велосипед», - пояснил Пустовских.
Зеленых на вас нет
Нередко в социальных сетях появляются фото людей, которые в мусорных контейнерах находят «живой» мусор. Котята в ящиках, щенки и даже надоевшие хозяевам грызуны. Так случилось в прошлом году - спецмашина уже собралась грузить контейнер, как один из рабочих заметил двух котят. Малышей спасли и пристроили в добрые руки.
Заметить животное в мусорном баке почти невозможно. А если выброшенный в контейнер питомец окажется под прессом, то шансов выжить у него нет
Как говорит Александр, заметить животное в баке почти невозможно. А если выброшенный в контейнер питомец окажется под прессом, то шансов выжить у него нет.
Случается, что хозяева выкидывают в баки и своих погибших питомцев. Такие «находки» тормозят работу экипажа. Трупы животных - биологические отходы, их нужно утилизировать безопасно. Кроме того, первично перебирают мусор люди, а умершие животные могут быть переносчиками болезней, что небезопасно.
При обнаружении такого «отхода» информация передается экологической службе регоператора, которая занимается решением проблемы и связывается с уполномоченными специалистами. Мертвых животных необходимо правильно утилизировать - кремацией занимаются специализированные компании. Соответственно, бак, в котором обнаружилась находка, остается на месте нетронутым, пока его не очистят от посторонних предметов.
Не без проблем
Головная боль водителей мусоровозов - бессовестные автовладельцы, которые видят у контейнеров с отходами персональное парковочное место. В таких случаях экипаж делает фото и отправляет в диспетчерскую, оттуда уже - в УК и муниципалитет. До следующего приезда мусоровоза УК должна найти владельца и заставить его убрать авто. Но это крайний случай, работники мусоровоза дорожат своим временем - если есть возможность, баки аккуратно выкатывают и опустошают.
Еще одной бедой стали открывающиеся небольшие фирмы без своих контейнеров и строители, которые захламляют все баки стройматериалами и другими отходами, надеясь, что за это заплатит кто-нибудь другой. Они переполняют баки отходами производства, а ответственность за это несет служба по вывозу: людям из-за этого некуда выбросить бытовые отходы, для которых и предназначены контейнерные площадки.
Александр объясняет, что приходится иногда пристыдить и жителей за то, что пакеты оказываются не там, где положено.
«Заполненными баками становятся первые пара штук. Остальные - полупустые, до них ленятся дойти лишний метр. А все из-за того, что горожане все сбрасывают в одну кучу, с которой пакеты сваливаются на землю, - добавляет работник. - Дома же так никто не делает, зачем тогда портить вид своего двора?»
Александр с первого взгляда может определить, чистоплотные жильцы во дворе или нет. Мусорные контейнеры - их визитная карточка. Частенько к работникам мусоровозов подходят жители и благодарят за тяжелую работу, особенно пенсионеры, хоть иногда и ворчат на шум машины. Главное, как говорит Александр Пустовских, помнить и понимать - мусор не исчезает сам по себе.