«Все мы из детства», можно услышать, говоря о проблемах взрослых и сложных жизненных ситуациях, в которых они оказались. Психологические травмы, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. И именно в них часто кроются причины многих взрослых страхов, неудач.
Какие стрессовые ситуации накладывают отпечаток на всю жизнь, чем опасны психотравмы и в чем секрет воспитания успешного и счастливого ребенка, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у психолога Центра социальной помощи семье и детям «Семья» Юлии Лукашенок.
Подкроватные монстры
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Есть мнение, что психологические травмы дети чаще всего получают в возрасте от трех до пяти лет. Так ли это, и почему именно в этом возрасте?
Юлия Лукашенок: Получить психологическую травму можно в любом возрасте, более того, даже во время беременности и в период новорожденности. Казалось бы, малыш, которому всего месяц, ничего не понимает. Но он все слышит и чувствует опасность в момент, когда мама с папой ругаются. Он сжимается, замирает от страха, может двигать ручками и ножками, как в попытке убежать, его дыхание становится поверхностным. Уйти от этой ситуации ребенок не может, поэтому мгновенно входит в третий неврологический статус, то есть в так называемое состояние замороженности.
У меня была клиентка, у которой ребенок боялся остаться один. Ему нужно было, чтобы мама всегда была рядом, держала за руку. Выяснилось, что после рождения малыша родители пережили серьезный кризис в отношениях, доходило до рукоприкладства. Новорожденный ребенок был невольным свидетелем взрослых разборок, и они вот таким образом отразились на его поведении.
Что касается возраста от трех до пяти лет, то как раз в пять лет у ребенка возникает наибольшее количество страхов. Порой родители специально их пугают подкроватными монстрами, темнотой, тем, что люди плохие и надо быть осторожнее. Как следствие у этих детей может возникнуть состояние повышенной тревожности.
- Как эти подкроватные монстры могут сказаться на уже взрослых тетеньках и дяденьках?
- Если взрослые в момент опасности не могут среагировать и у них наступает психологический ступор, это как раз индикатор того, как протекал их возраст до трех лет. Была ли в семье благополучная обстановка, когда поведение родителей было предсказуемым для ребенка или он каждый день жил как на пороховой бочке: вдруг папа с мамой снова будут ругаться.
Детство определяет жизнь взрослого: его самооценку, уверенность в себе. Все это закладывается родителями, в том числе поведение в стрессовой ситуации: будет он преодолевать проблемы или избегать их.
Проявление детских психотравм во взрослом возрасте может быть разным, от психологических проблем до соматических. Могут развиваться очень серьезные заболевания: неврозы, депрессия, онкология. Есть такой пример: в 50-е годы в Гарварде попросили 126 студентов оценить свои отношения с родителями в детстве. Было три варианта ответа: очень близкие, умеренные, отчужденные и холодные. Через 35 лет проанализировали их медкарты и серьезные болезни были у 90% тех, кто оценивал свои отношения с родителями как холодные. Причем они указали, что так к ним относилась мама. А если отношения не складывались с обоими родителями, то серьезные проблемы со здоровьем были у 100% опрошенных. Из тех, кто оценил свои отношения с мамой как теплые, серьезные недуги были у 40%.
- Получается, мама играет в жизни ребенка более важную роль?
- Мама и папа в жизни ребенка играют разные роли. Мама - это эмоциональный центр, она отвечает за душевную близость, уверенность в себе, принятие себя, своего пола, имени, внешности. Папа - за формирование социального статуса: чего добился ребенок, его победы, карьерный рост.
Когда ребенок рождается, он, как планета вокруг солнца, крутится в основном вокруг мамы. Хорошо, если папа с младенчества тоже занимается его воспитанием, но в чаще всего, все эти заботы ложатся на плечи мамы. И только через некоторое время «орбитка» ребенка начинает входить в зону влияния папы. Малыш становится отцу интересен, потому что у него есть уже какие-то достижения, он становится производным его самого. Отсюда понятно, почему мужчины очень тяжело воспринимают рождение ребенка-инвалида. Для них это удар по своей самооценке. Мама примет любого ребенка, если у нее все в порядке с материнским инстинктом, а вот с папами сложнее. Поэтому важно, чтобы именно мама была к ребенку чуткой, помогла ему преодолеть трудности.
Соответственно проступку
- Бывает, родители физически наказывают ребенка. Мол, раньше за все ремня давали и ничего, выросли нормальными людьми. Может ли такое воспитание привести к психотравме?
- Мне один молодой человек недавно говорит: знаете, раньше все было понятно. Я рос в деревне, и если потерял на выпасе свинью, то дед через всю деревню бежал с хворостинкой, чтобы выпороть меня. Я понимал, за что. А когда бьют ребенка за двойку, я не понимаю, за что.
Наказание ребенка должно быть соразмерно его вине
В обоих случаях наказание одинаковое, но у кого-то от этого остается психотравма, а у кого-то нет. Дело не только в том, насколько сильна психика каждого ребенка, но и в степени его вины. В случае с плохой оценкой такое наказание несоизмеримо с «проступком», а в случае с потерянной свиньей, ребенок сам понимает, как сильно он ошибся, и за что он получил.
Есть три вида детского насилия: эмоциональное, физическое и сексуальное. Если мальчики больше подвергаются физическому насилию, то девочки, бывает так, что «получают» все три вида. Но при этом у мужчин нервных клеток в два раза больше, чем у женщин. Это говорит о том, что травмирующие воспоминания у них могут вытесняться из памяти. Повзрослев, они многие стрессовые ситуации забывают, а женщины помнят, за счет большей эмоциональности, тревожности.
Говорить о психотравме можно, когда есть системность преступлений в отношении ребенка. Когда унижают достоинство, регулярно бьют, выставляют его как родительское достижение, демонстрацию успешности мамы и папы. Последнее для ребенка очень тяжело, ему все время нужно соответствовать ожиданиям родителей. Часто именно невозможность держать планку становится причиной детского суицида.
- Помимо семьи, есть еще детский сад, школа. Насколько важно, в какой обстановке ребенок получает знания?
- Большое значение в развитии психотравмы имеет отношение ребенка со сверстниками. Когда его бойкотируют, то это большое испытание. Самое страшное наказание в жизни человека - отказ от общения. Ребенок приходит в класс, а с ним не разговаривают, он протягивает руку, с ним не здороваются. При этом либо совсем не объясняют причину отказа, либо говорят «ты сам должен знать». В этой ситуации важна роль учителя, он должен занять позицию «давайте выясним» и, сообща с родителями, пресечь в дальнейшем все то, что приводит к отказу от общения.
Во взрослом возрасте детское непринятие ребенка сверстниками может привести к неуверенности в себе, повышенной критичности, человек не может сказать «нет», желает всем угодить и понравиться.
Вообще точно сказать, где можно получить психотравму, нельзя, вопрос: как быстро мы с ней справимся. И чем больше в детстве было беззаботности, ощущения защищенности, когда мама с папой помогают справиться с обидами, тревогами, тем больше у человека будет ресурсов, которые помогут уже во взрослом состоянии справиться с потерями, предательствами, кризисами. Но, к сожалению, согласно некоторым исследованиям, только треть детей сегодня входят во взрослое состояние с этим ресурсом и без психотравм.
- Из всего, что может покалечить психику ребенка, самое тяжелое - это насилие?
- Являясь психологом, которая работает с детьми, подвергшимся насилию, в том числе сексуальному, я могу сказать, что это безусловно большая травма и для ребенка, и для всей семьи в целом.
То, как быстро ребенок восстановится, и как произошедшее отразится на его будущем, зависит от родителей. Они должны стать для него опорой. Но порой они начинают допытываться, почему он не сказал, по-другому рассказывал, обстановка в доме становится «указующе-наказующей». Некоторые родители, наоборот, уходят в другую крайность, для них в этот момент ребенок становится «инвалидом»: они его оберегают от любых забот, домашних дел, вплоть до того, что чуть ли не шнурки ему завязывают, все спускают с рук.
Для ребенка же в такой ситуации очень важно, чтобы обстановка в семье оставалась такой, какой была до этого случая. Если же родители не дают забыть о том, что произошло, оберегая его и запрещая делать то, что возможно может привести к повторению случившегося, то этим они только повторно травмируют ребенка.
Ради ребенка?
- Бывают ситуации, которые априори травматичны, но неизбежны. Как, например, развод родителей может сказаться на психическом здоровье ребенка?
- Однозначно ответить тут нельзя. С одной стороны, я против разводов, с другой - за них. Если происходит психологическое, физическое калечение друг друга, ребенка, то лучше разойтись и жить спокойно, строить свои семьи второй раз.
С ребенком надо разговаривать, но спокойно, без оправданий. Нужно объяснить, что это общее решение родителей, что можно развестись с мужем, женой, но с ребенком расстаться нельзя. Мама остается мамой, папа остается папой. Если ребенок понимает, что другой родитель не уходит из его жизни навсегда, то к разводу он отнесется спокойно. Единственное, о чем я прошу, если расставание неизбежно: не надо в первое время знакомить ребенка с новым спутником жизни. Побудьте с ним вдвоем. Он должен привыкнуть к новому режиму жизни.
Мой опыт работы со взрослыми показывает: дети больше подрывают свое психическое здоровье в тех семьях, которые родители решили сохранить ради них. Уже будучи взрослыми, они сами говорят: лучше бы они тогда разошлись. Ведь все конфликты, слезы мамы, крики папы происходят на их глазах. Поэтому лучше расстаться, но сохранить партнерские отношения, когда родители поддерживают позицию друг друга в воспитании ребенка и не используют его как оружие против другого.
Психика детей пластична и, если психотравмирующий период был кратковременным, а благополучие после него длительным, если были созданы условия для его успешности, спокойствия, следа этот случай не оставит.
- Что родители могут сделать для того, чтобы их ребенок научился отбивать удары жизни?
- Родительское воспитание состоит из четырех компонентов, и если их выполнять, то психотравм в жизни ребенка не будет. Это визуальный контакт, когда мама с сыном, дочкой могут поговорить, глядя в глаза друг другу. Это тактильный контакт: объятия, поцелуи. Здорово, например, когда папа несет на плечах малыша, а он освещает ему путь фонариком. Это качественное времяпрепровождение, не когда вместе делаем уроки и десять раз поревели оба, а когда вместе играем, читаем книги, печем булочки. Не потому что надо накормить, а потому что нам нравится это делать. Пусть это будет полчаса, час, но должно быть каждый день. Последний компонент - дисциплинарное воздействие. Но оно не должно быть физическим. Возможно, это будут нотации, категоричные условия, ограничения. Если мы хотим наказать ребенка, то надо четко дать понять, что это поступок плохой, а не он сам. Его любят без условий и ограничений. Наказывать нужно корректно. И самое важное: спать лечь он должен прощенным.
Если соблюдать все эти условия, то ребенок будет делиться с мамами и папами всем, о чем они могут и не догадываться: переживаниями от мала до велика. А наша родительская задача правильно на них отреагировать и помочь пережить, а не отмахиваться.