Примерное время чтения: 8 минут
5342

Желание учиться хорошо. Психотерапевт - о доверии и мотивации школьника

Почему важно заботиться о психическом здоровье школьника.
Почему важно заботиться о психическом здоровье школьника. pixabay.com

Новый учебный год только набирает обороты. Однако многие уже с нетерпением ждут каникул. Уроки с боем, нежелание идти в школу, слезы и крики становятся спутниками школьной жизни. Можно ли вернуть интерес к учебе, и кто в этом поможет ребенку, разбирался корреспондент «АиФ-Тюмень».

Золотая середина

«Ругать бесполезно и наказывать физически, - с порога предупреждает врач-психотерапевт Областной клинической больницы №1 Анастасия Иванова. - Взрослые должны относиться к детям, как к равным. Прежде чем повышать голос или хвататься за ремень, можно представить, что к вам так же относился бы ваш начальник. Вы бы стали лучше работать от этого?»

По мнению психотерапевта, современные школьные программы сильно перегружают ребенка, в том числе эмоционально. И то, что на фоне такой нагрузки дети не бегут в школу, вполне понятно. Помимо этого, отбивают желание учиться конфликты с одноклассниками, учителями или внутриличностные.

Ребенку нельзя получить плохую оценку.

«Родители заставляют учиться хорошо всегда. Ребенку нельзя получить плохую оценку. Если в дневнике появляется двойка, то он чувствует себя «плохим» для своих родителей. Бывает так, что из-за этого он не может сосредоточиться, потому что постоянно думает о том, как бы ему не получить плохую оценку».

Такое напряжение со временем может вылиться не только в проблемы с психическим здоровьем, но и проявляться соматически, самое распространенное последствие - нервные тики. Не исключена и депрессия. Распознать ее родители могут по изменившемуся поведению ребенка: он замыкается в себе, отказывается от любимых игр. Возможно, и наоборот, стресс проявится гиперактивностью, так называемым СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям сложно усидеть на месте, сконцентрироваться на чем-то, они становятся импульсивными.

«Неуспех в школе может подорвать личность ребенка. У всех детей есть желание быть принятым в обществе и если из-за плохих оценок его одноклассники отвергают, высмеивают, то он будет переживать. Помочь преодолеть эту ситуацию - тоже родительская работа. Нужно объяснить ему, что это не конец света. Помочь изменить ситуацию», - объясняет Анастасия Иванова.

Во взрослой жизни комфортнее всего троешникам.

Кстати, по мнению психотерапевта, во взрослой жизни комфортнее всего троешникам. У них нет синдрома отличника и комплексов из-за плохой учебы - золотая середина. Из них получаются хорошие руководители, потому что они могут делегировать ответственность, понимают, как правильно распределять обязанности.

Школьный дневник.
Школьный дневник. Фото: АиФ

Кто поможет?

Самая правильная установка для ребенка - когда он понимает, что учеба - это интересно, а школа - то место, где можно узнать много нового и найти друзей. Дать такой настрой детям должны родители либо авторитетный взрослый. Мотивировать лучше в понятной для ребенка интерпретации, должна присутствовать какая-то игра. Безусловно, это дольше и сложнее, чем просто накричать за невыполненные уроки. Но именно помощь и участие родителей способны изменить ситуацию. Также важно понять, почему у ребенка плохая успеваемость.

«Однажды в шестом классе я получила шесть двоек подряд по математике. В моем случае это было связано с тем, что мальчик, сидевший рядом, постоянно меня отвлекал. В школу вызвали маму, а она меня наругала, не разбираясь в ситуации. Я до сих пор не могу понять, почему она не выслушала и меня», - рассказывает Анастасия Иванова.

Таких случаев, когда родители и учителя не понимают всей ситуации, очень много. У педагогов порой нет времени вникнуть и разобраться во всем. А мамы и папы часто встают на сторону учителей, потому что они считаются авторитетным лицом. Почему-то то, что он говорит, для родителей считается в сложившейся ситуации более правильным мнением, и они забывают выслушать ребенка.

Ученик на уроке.
Ученик на уроке. Фото: АиФ

«Между тем дети более эмоциональные и «считывают» гораздо больше информации, и, я считаю, следует больше верить своему ребенку. Да, дети могут где-то приврать, нафантазировать, но мамы и папы тоже могут это понять, если они близки с детьми, - комментирует психотерапевт. - Когда родители эмоционально включены в жизнь ребенка, когда есть диалог, доверие, понимание друг друга, этих проблем гораздо меньше».

Поверить в себя

По словам психотерапевта, нередко детям требуется помощь специалиста в преодолении школьных проблем. Но наплыв начинается ближе к весне, в преддверии ЕГЭ. К этому времени психологическое и эмоциональное напряжение возрастает до такой степени, что ребенок уже не может самостоятельно с ним справиться. А нагнетание ситуации начинается еще с осени, когда учителя начинают пугать предстоящими экзаменами, родители поддерживают педагогов, рассказывая о том, что неуспешная сдача экзаменов обернется карьерой дворника.

Будешь работать дворником!

«Вместо того чтобы вселить уверенность, поддержать ребенка, мамы и папы начинают пугать нерадужными перспективами. «Психика учеников такой нагрузки часто не выдерживает, и это приводит к срывам, - говорит специалист. - Понятно, что основная задача ребенка - учиться, но не все должно получаться хорошо. Нужна адекватная оценка его возможностей, если у школьника нет способностей к чему-то, не нужно упрекать, важно найти то, в чем он преуспеет, и поддержать. Не должно быть домашнего прессинга из-за неуспеваемости в школе или возможно плохой сдачи экзамена».

Известно, что к окончанию школы у детей целый букет заболеваний, но, как оказалось, не только физических, но психологических. По словам Анастасии Ивановой, как минимум у них есть неврозы, которые потом нужно будет лечить. А чтобы сохранить хотя бы психическое здоровье школьника, родители должны чаще к нему прислушиваться и поддерживать в сложных детских проблемах.

Почему ребенку не хочется учиться?

- Отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;

- Сложности, возникающие при общении со сверстниками (одноклассниками);

- Негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим, - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;

- Проблемы с освоением конкретного школьного предмета; сложные отношения с одним из педагогов; потеря мотивации;

- Чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);

- Гиперответственность школьника, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности; изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);

- Систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Никогда не следует давить на ребенка.
Никогда не следует давить на ребенка. Фото: pixabay.com

Что делать родителям?

- Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских детей;

- Никогда не следует давить на ребенка;

- Попытайтесь стать для ученика в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя;

- Позволяйте самостоятельно решать, в каком порядке следует делать домашние задания. При этом стоит подсказать, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала;

- Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий;

- Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за его проблем в учебе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах