Примерное время чтения: 8 минут
890

Романтика осталась в прошлом. Кто и зачем сегодня идет в бортпроводники

В авиакомпаниях на лето увеличивается объем работ.
В авиакомпаниях на лето увеличивается объем работ. pixabay.com

В июле свой профессиональный праздник отмечают бортпроводники. Эта работа всегда ассоциировалась с романтикой и казалась «не для всех».

Легко ли сегодня пройти отбор в бортпроводники, обязательно ли нужно иметь привлекательную внешность и почему уходят из профессии, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у бывшего бортпроводника с 32-летним стажем Светланы Кирута.

Одной красоты мало

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Когда-то у нас был единый перевозчик. Сегодня множество компаний, на бортпроводниках это как-то отражается?

Светлана Кирута: Абсолютно нет. Для бортпроводников в этом даже есть плюсы: появилось много рабочих мест. Есть возможность выбрать себе более подходящие условия труда, ведь в каждой авиакомпании свои льготы и размер зарплаты.

В самолете.
Конфликтные ситуации с пассажирами - одна из причин увольнения бортпроводников. Фото: АиФ/ Софья Штин

- Имеет значение на внутренних рейсах работать или на международных?

- Это раньше, чтобы попасть на международные рейсы, нужно было проходить дополнительный отбор, заканчивать курсы по международным воздушным перевозкам. Сегодня бортпроводник из учебного центра выходит готовым специалистом и может летать на любых рейсах. Но никаких привилегий на международных рейсах нет, единственная разница - зарплата будет чуть выше. Что касается престижа, то да, для кого-то это имеет значение. Мне было одинаково - международный рейс или по России, люди везде требуют к себе повышенного внимания. Международные рейсы нравятся тем, кто любит путешествовать, если хочется больше бывать дома, то подойдут внутренние перелеты.

- Раньше устроиться на работу бортпроводником было сложно, а как сейчас?

- Сейчас все намного проще, в авиакомпаниях на лето увеличивается объем работ и персонал охотно набирают. Правда, потом начинается отток, многие увольняются. Когда идут учиться или устраиваться на работу бортпроводниками, кажется, что это одна сплошная романтика: красивая форма, небо, самолеты. В действительности сталкиваются с тяжелым трудом и не все выдерживают этой нагрузки. Количество конфликтных ситуаций с пассажирами увеличивается, среди них встречаются неадекватные, не все выдерживают такую моральную нагрузку и уходят. Не каждый может летать ночью и легко адаптироваться к смене часовых и климатических поясов, это тоже становится причиной увольнения.

- Какие сегодня критерии отбора стюардесс, имеют ли значение внешние данные?

- Самое главное требование: среднее образование, возраст от 18 лет. Высшее медицинское или языковое образование приветствуется. Большое значение имеет и состояние здоровья. А вот внешность, по большому счету, не так важна. Высокие и красивые - это скорее миф. Иногда приходит девушка с обложки, но не может связать двух слов. Конечно, ее могут взять, научить всему, но это потребует много времени и ресурсов. А бывает, что приходит девушка с совершенно обычной внешностью, ничего выдающегося в ней нет, но она умеет расположить к себе, и это становится решающим фактором при отборе. А красивая или нет, сегодня не имеет значения.

Важны и такие качества, как коммуникабельность, умение быстро сориентироваться, сглаживать острые углы. Отзывчивость, доброта, стремление помочь.

Привыкли к сервису

- Наверняка, бывают такие конфликтные ситуации, которые намеренно провоцируют пассажиры, может ли бортпроводник в этом случае заступиться за себя?

- Бывают такие случаи, но грубить и хамить в ответ пассажирам мы не можем, однако если человек переходит все границы, то по прилету сдаем их в полицию. Для случаев, когда становится очень обидно и хочется поплакать, у бортпроводника есть укромный уголок - кухня.

- А из-за чего чаще всего случаются конфликты?

- В основном из-за того, что пассажиры между собой не могут что-то поделить, и бортпроводник должен выступить в качестве судьи. Наши пассажиры привыкли к сервису, и отвыкать от этого тяжело. А сейчас многие компании отказываются от еды на борту, соков. Выдают только воду. Такие перемены происходят на многих рейсах, не только на внутренних. Да и вообще свое недовольство пассажир высказывает бортпроводникам т. к. бортпроводник является конечной точкой после регистрации, досмотра, в «накопителе», граница, таможня и т. д. Ругаться, выражать свое недовольство - некогда, а вот когда занял место в самолете можно высказать бортпроводнику все.

В самолете.
Пассажиры не испытывают в полете той нагрузки, которую ощущают бортпроводники. Фото: www.globallookpress.com

Конечно, на обучении подобные ситуации разбираются, существуют шаблоны решения споров, но на практике каждый случай индивидуален и заученными фразами не обойтись, надо уметь сориентироваться на месте.

- Работа бортпроводника пассажирам не кажется такой сложной: катишь себе тележку, наливаешь воду. Что остается «за кадром», почему эта профессия считается физически тяжелой?

- Сидящие в креслах пассажиры не испытывают той нагрузки и давления, которую ощущают бортпроводники, пассажир прилетел в пункт назначения и пошел домой или в гости, а бортпроводник продолжает свою полетную смену (до 12 часов). Как вы думаете, легко? Бывает, за полет наматываешь не один километр. Смена тех же часовых и климатических поясов также не проходит бесследно.

На пенсию, как все

- То есть профессиональные болезни - это не миф?

- Нет, у многих появляются болезни ног, желудка, у кого то падает зрение, со временем появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Но, несмотря на это, сейчас все больше говорят о том, чтобы убрать вредность профессии и ранний выход на пенсию. Вполне возможно, что скоро бортпроводники не будут уходить на заслуженный отдых в 45 лет. А это была одна из причин, почему люди держались в этой профессии. Сторонники отмены вредности профессии ссылаются на то, что сейчас почти все авиакомпании эксплуатируют технику иностранного производства, в которой практически отсутствует шум и вибрация.

- А романтика профессии сегодня сохранилась?

- Думаю, что нет. Это тяжелый физический и моральный труд. Причем с каждым годом тяжелее становится работать именно морально из-за требовательности пассажиров.

- Тяжело психологически идти в рейс после сообщения об авиакатастрофе? Случались у вас какие-то страшные ситуации?

- Раньше я не замечала за собой какого-то страха после авиакатастроф. Но недавно пришлось полететь на судне, аналог которого до этого разбился, и было немного не по себе. Бортпроводники стойко переносят сообщения о ЧП, но бывает и так, что некоторые уходят из профессии из-за возможной аварии. Например, моя подруга ушла из авиации, потому что в один момент поняла, что в случае ЧП двое ее детей могут остаться без мамы.

На моей практике была только одна внештатная ситуация. Мы летели на ТУ-134 и на взлете у нас открылась входная дверь. Я хотела позвать бортинженера, чтобы он ее закрыл, но понимала, что если я встану со своего складного сиденья, то дверь совсем откроется. К счастью, с нами летел техник, который и позвал инженера. Честно говоря, в тот момент я просто не осознала, чем это могло закончиться, и не успела испугаться.

 

- А сейчас, когда вы летаете в качестве пассажира, по привычке следите за тем, как проходит полет?

- Да, привычка 30-секундного настроя на взлет и посадку остались. За это время бортпроводник должен подготовиться к полету и проанализировать свои действия на случай аварийной ситуации. Вот и сейчас, когда лечу, настраиваюсь и прислушиваюсь к тому, как работает двигатель, нет ли лишних шумов. Привычка быть глазами и ушами командира никуда не делась.

- А как бортпроводники справляются с пассажирами, у которых аэрофобия? Ведь у кого-то начинается паника на борту, кто-то для храбрости до полета выпивает алкогольные напитки?

- Как правило, те, кто сильно боятся летать, до посадки принимают успокоительные препараты. На борту в медицинских аптечках тоже есть такие лекарства. Если начинается паника, можно попросить бортпроводника дать таблетку, но в полете она будет иметь эффект плацебо, так как действовать начнет через два часа. Что касается алкогольных напитков для успокоения, то в таком состоянии вряд ли пассажира пустят на борт. Люди не понимают, что, употребляя спиртное перед полетом, они сами себе вредят. Алкоголь на борту только усиливает нагрузку на организм. Сердце и сосуды испытывают дополнительное давление, а если у человека и так есть проблемы со здоровьем, то это может привести и к летальному исходу.

Досье
Трудовую деятельность Светлана Кирута начала в 1983 году во Втором Тюменском авиаотряде с службе бортпроводников в 1985 году начала полеты в качестве бортпроводника бригадира. В 1987 году была награждена нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота». С 2002 года по 2015 год работала сначала бортпроводником инструктором, заместителем начальника службы бортпроводников, бортпроводником инспектором отдела летной эксплуатации самолетов, заместителем начальника отдела летной эксплуатации самолетов - бортпроводником инспектором. В 2015 году ушла в департамент по сервисному обслуживанию, а в 2018 перешла работать в учебный центр ведущим специалистом по качеству.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах