Примерное время чтения: 9 минут
501

Игра словами. «Мы живем в мире перевернутых понятий»

Сегодня молодым не так просто выработать гражданскую позицию и найти свое место в окружающем мире.
Сегодня молодым не так просто выработать гражданскую позицию и найти свое место в окружающем мире. pixabay.com

С каждым годом молодежь все активнее проявляет себя. И не только в спорте, науке, культуре, но и в общественной жизни. Она пытается разобраться в себе, выработать гражданскую позицию и найти свое место в окружающем мире.

«Сделать это сегодня молодым не так просто, потому что живем мы в мире перевернутых понятий», - считает председатель Тюменской региональной организации «Общество русской культуры», автор-составитель программ и хрестоматий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию Тамара Трунилова.

Почему утрачено искусство диалога?

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Сегодня и политические партии, и общественные формирования самых разных направлений пытаются увлечь молодежь своими идеями и вовлечь в свои ряды. В этом многообразии сложность выбора?

Тамара Трунилова: Не только в многообразии сложность. Как говорили классики нашей литературы: «Идет вечная борьба добра со злом, а поле битвы - сердце человека». Так вот теперь таким полем битвы является едва ли не все глобальное информационное пространство, а в нем все та же война. На уровне слов она подчас воспроизводится и воспринимается как игра, а на уровне понятий может происходить смена базовых смыслов. Молодежи, конечно же, сложно в этом разобраться.

Я преподаватель русского языка, и скажу, что с точки зрения филологии это подмена, как раз тех понятий, которые мы осознаем как наш российский культурный код. Например, такое понятие, как свободолюбие. Это одно из основных качеств и свойств нашего народа, который освоил и, если так можно выразиться, «окультурил» огромное пространство между трех океанов. А сейчас понятие свободолюбие у нас закрепилось за словом либерализм, которое вроде бы должно быть синонимом, но оно воспринимается большей частью людей негативно. Если свободолюбие подразумевает право любого человека иметь свое мнение на те процессы, которые происходят в стране, в обществе и уважительно относиться к мнению других, то либерализм для многих это агрессивное навязывание своей точки зрения, как единственно верной. Все другие мнения отметаются. В результате утрачено искусство диалога. Посмотрите, что творится на телевизионных политических ток-шоу. Там же никто никого не хочет слушать и слышать, каждый старается просто перекричать оппонента.

Для нас даже враг с оружием и плененный испокон веку были разными понятиями

Или демократия. Она у нас свелась просто к количественному подсчету. А само понятие-то демократии предполагает прежде всего действие в интересах народа, а не только власть большинства, которым при современных технологиях можно довольно легко манипулировать. Чехов когда-то говорил, что если в комнату зайдут десять не очень умных мужчин, они не смогут принять такое решение, которое бы исходило от одного, но умного.

Понятие демократии предполагает прежде всего действие в интересах народа.
Понятие демократии предполагает прежде всего действие в интересах народа. Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

Или такое понятие, как милосердие. Оно заложено в нашем российском коде и всегда было, есть и будет. «Отдам последнюю рубаху», «положу жизнь за други своя» - это все наше, народное. Как и милость к падшим. Для нас даже враг с оружием и плененный испокон веку были разными людьми, и это всегда поражало чужеземцев. И милосердие наше шло от сердца, было искренним. Что сейчас происходит? Появилась масса мошенников, которые спекулирует на этом нашем добросердечии. И люди уже начинают с опаской относиться ко всем просящим о помощи. У нас дня не проходит, чтобы кто-нибудь не обратился. И как разграничить, где действительно случилось горе, а где пришли «дети лейтенанта Шмидта».

- А сами-то вы сталкивались с такими случаями мошенничества?

- У меня немного другая история была. Мы восстанавливали храм святого праведного Симеона Богоприимца. И однажды мне, старосте, звонят оттуда и говорят, что один из попечителей привел 13-летнего парня, который у него в подъезде ночевал. Я говорю, накормите, напоите его, я сейчас приеду, будем думать, что с ним делать. Приезжаю, двери храма нараспашку. Спрашиваю, где парень. Говорят, что приняли его хорошо, накормили-напоили, сказали, что если есть у него желание, то можем отвезти в Абалак – там и крыша над головой будет и всегда накормят и в школе можно будет учиться. Он промолчал. А потом незаметно поднялся в храмовую часть, вскрыл церковную кружку, забрал из нее деньги и убежал. Через какое-то время наш завхоз встретила его в автобусе. Спрашивает, почему убежал, а он в ответ: «У вас пожар был?» Она ему: «Ты что ли?» Он: «Я вам еще не такое устрою!» Мне кажется, что если немного расширенно на эту ситуацию посмотреть, то она очень зримо отражает то, что сейчас происходит в обществе, которое с подозрением и недоверием относится даже к тому положительному, что у нас происходит. Первые мысли у довольно большой части населения: а не стоит ли за этим, на первый взгляд кажущимся положительным явлением или действием чья-то корысть или чей-то злой умысел. То есть, к сожалению, мы здесь имеем дело с очевидным фактом: сознание поражено, в культурном коде - сбой, причем сбой системный. Ясно, что жизнь в таком мире перевернутых понятий пагубно сказывается на общем состоянии и самочувствии народа, так как стирается грань между добром и злом, тем, что хорошо, и тем, что плохо.

- И как выйти из этого состояния? Кто должен заниматься тем, чтобы вернуть этим понятиям первозданный смысл?

- Ответ простой, давно известный: культура, образование, просвещение, компетентность... Да, и еще немаловажно: не мешать тем людям, которые это делают. А то иногда зовешь народ на хорошее дело, а куда ни позвонишь – все заняты: отчеты пишут…

А начинать это движение надо с самих себя, со своих детей, близких друзей и окружения на работе - и только тогда мир вокруг тебя и в тебе начнет изменяться к лучшему. И от государевых людей многое зависит, и от тех, кто учит, лечит, заседает в думах и выращивает хлеб. От всех нас. Конечно же и от средств массовой информации. Посмотрите сколько негатива на телеканалах. Наша молодежь в основном пребывает в Интернете. Так и блогосфера загажена основательно, злобой, ненавистью. Фейки вообще страшное дело, написали гадость про человека или организацию и даже если это абсолютная ложь, попробуй отмойся. Со всем этим тоже надо что-то делать. Причем, сейчас мы видим, что уже и на уровне государств такое происходит – по какой-либо негативной публикации, без проверки, не предъявляя никаких доказательств, выдвигаются обвинения и вводятся санкции.

Блогосфера загажена основательно, злобой, ненавистью.
Блогосфера загажена основательно, злобой, ненавистью. Фото: pixabay.com

Уроки сострадания

- Добровольцы милосердия помогают перестилать кровати, кормить и умывать тяжело больных, перевозить их из отделения в отделение. Не кажется ли вам, что таким способом на плечи волонтеров переложена работа санитаров, которые из-за низкой зарплаты не спешат заполнять вакансии?

- В начале 90-х так отчасти и было. Сейчас не так уж и плохо оплачивается труд медиков. У добровольцев и тогда и сейчас другие цели. Профессора, преподаватели медицинских образовательных учреждений создавали отряды добровольцев милосердия для того, чтобы на фоне разрухи тех лет не потерять молодежь. Движение объединяет ребят трех тюменских учебных заведений: – государственной медакадемии, медицинского колледжа, лицея №93. Многие стали замечательными врачами, пройдя эту школу. Кроме того, психологи говорят и врачи это подтверждают - до 6 лет ребенок должен пережить период счастья, тогда у него будет много жизненных сил, а где-то к 10-11 классу человек должен столкнуться со страданиями других людей. Тогда и возникает чувства сострадания, милосердие и способность помогать другим. Если этого нет, то мы получаем жестокосердных детей. Становясь добровольцами, они учатся сострадать. И не только. Представьте, приходят они, например, в специализированный дом ребенка. Там живут брошенные дети. И они не только испытывают чувство сострадания к ним, они начинает лучше относится к своим матерям, понимая, что они-то их не бросили. Эти моменты работают, говорю это не только как педагог, но и как мать.

- Как вы считаете, должно ли государство каким-то образом регулировать благотворительность?

- Мне кажется, что в этой сфере все-таки должна быть государственная политики. Была же она в царской России. Мы часто вспоминаем купцов, которые строили храмы, школы, приюты. И делали они это не только по велению души. Для того, чтобы купец мог перейти в другую гильдию и торговать более прибыльным товаром, он помимо прочих требований должен был совершать благие поступки. Существовал отлаженный механизм. Заниматься благотворительностью было не только престижно, но и выгодно. Это здравая государственная политика, которой пока не хватает у нас, хотя разговоры на эту тему ведутся уже много лет.

- Скажите, вы смотрите в будущее с оптимизмом или с пессимизмом?

 - Со сдержанным оптимизмом. Все у нас получится. Нужно просто сосредоточиться, честно проанализировать все исторические вехи развития России. Все хорошее и полезное взять на вооружение, из ошибок извлечь уроки и вместе дружно идти вперед.

Досье
Тамара Трунилова - председатель региональной организации «Общество русской культуры», член Общественной палаты области, руководитель автономной некоммерческой организации «Добровольцы милосердия», автор-составитель программ и хрестоматий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Награждена общественной медалью Н.И. Пирогова «За истинное милосердие и заботу о людях» и медалью «За заслуги в сохранении русской культуры». Замужем, четверо взрослых детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах