Примерное время чтения: 6 минут
546

600 тысяч на онлайн-покупки. Почему возникает зависимость от маркетплейсов

Екатерина Скудина / АиФ - Тюмень

«...а дальше все как в тумане», — эта фраза отлично характеризует шопоголиков. Сегодня, чтобы накупить ненужных вещей, необязательно выходить из дома, достаточно зайти на маркетплейсы и вот уже в пути посылки с товаром, а на карте минус несколько тысяч рублей, а то и десятков тысяч. 11 ноября, во Всемирный день шопинга, мы нашли «жертву» спонтанных покупок и узнали у экспертов, почему возникает зависимость и как от нее избавиться, подробнее в материале tmn.aif.ru.

Очень «важные» покупки

Тюменка Елена Шевченко уже более двух лет отоваривается на онлайн-платформах. Общая сумма покупок составила около 600 000 рублей. В корзине всегда отложено порядка 300 позиций товара — так, на всякий случай.

«Увижу что-то по привлекательной цене или с большой скидкой и сразу отправляю в корзину. Потом уже смотрю — выкупать или нет. Далеко не всегда мне нужен этот товар, просто нравится цена, а еще я тут же представляю, как и где буду это использовать», — рассказывает девушка.

И речь не только о новых платьях, юбках или косметике. В числе «важных» покупок — картины по номерам, которые лежат по полгода или более на полке, отбеливающие полоски для зубов, не дающие никакого эффекта, китайские палочки для еды — хотелось приобщиться к азиатской культуре и многое другое.

«Основная часть покупок используется буквально раз-два, а потом лежит без дела. Некоторые вещи и вовсе выбрасываю или продаю в социальных сетях. Одно из бесполезных приобретений — натуральные еловые шишки для декора. Казалось бы, рядом с домом растут хвойные деревья, шишек можно насобирать, самой нанести блестки, лак и будет тоже самое, но одно нажатие кнопки и вот товар уже оплачен. Через некоторое время эти 400 рублей ушли в мусорное ведро. Декор быстро надоел, а перепродать не получилось», — делится Елена.

Таких «полезных» и «необходимых» товаров было гораздо больше. Елена признаётся — она зависима от онлайн-покупок. В любую свободную минуту, взяв в руки телефон, она первым делом открывает приложение маркетплейса и безостановочно листает. Благо, товары в корзину можно добавлять бесконечно. Часто Елена подгадывает под зарплату и оформляет покупку, не дожидаясь получения денег, а несколько раз даже оформляла кредит.

«Полгода назад, когда до зарплаты оставалось чуть больше недели, я не выдержала и оформила микрозайм на 5 тысяч рублей. С зарплаты долг оплатить не получилось, возникли другие неотложные траты — срочно понадобились бытовые средства для дома, а там и несколько предметов одежды, "случайно" оказавшихся в корзине. Теперь сумма долгов в различных конторах, предоставляющих услуги быстрого кредита, составляет порядка 50 тысяч рублей, а каждый день сумма увеличивается, но я не считаю, что онлайн-покупки загнали меня в долговую яму. Скорее, наоборот, эти деньги помогли мне в определённые моменты приобрести то, что я хотела», — рассказывает Елена.

Когда бить тревогу?

Закупаться на маркетплейсах удобно, можно лежать дома в трениках и один за другим отправлять в корзину все что душе угодно, от ручки до стиральной машины. Стоит открыть одно предложение, как площадка услужливо предлагает похожие товары. Страница за страницей покупателя засасывает в воронку покупок, выбраться из которой самостоятельно иногда не получается.

По словам психолога Альбины Шмелевой, между покупкой ненужной вещи в реальной жизни и онлайн есть огромная разница.

«В реальной жизни, если товар не нужен, многие выкладывают его до прихода на кассу, пока идешь оплачивать, есть время взвесить все "за" и "против". Заказывая онлайн, мы не ощущаем физически нашу потенциальную покупку, перед нами только картинка, а это не даёт возможности полноценно оценить её реальную необходимость», — говорит специалист.

Психолог отмечает, что маркетплейсы целенаправленно используют множество психологических уловок, чтобы убедить покупателя в необходимости покупки здесь и сейчас.

«Например, ограниченные предложения и скидки могут подтолкнуть к приобретению ненужного товара. Возникает страх упустить выгоду, вдруг, эта вещь нам действительно понадобится когда-нибудь, но уже будет стоить дороже», — объясняет Альбина Шмелева.

Кандидат экономических наук Алёна Габудина отмечает, что зависимость от маркетплейсов создаётся в первую очередь из-за доступности.

«В магазины мы идём в определённое время, так как есть режим работы, а на онлайн-площадки можно зайти хоть в три часа ночи, кстати, большинство импульсивных покупок совершаются именно ночью», — говорит экономист.

По словам Алёны Алексеевны, зависимость от покупок — веяние не новое. Шопоголики были и будут всегда, а современные технологии лишь усугубляют зависимость от покупок.

В ТЕМУ

ТЕСТ НА ШОПОГОЛИЗМ

Определить, зависимы ли вы от маркетплейсов или же просто любите периодически пошопиться онлайн, по словам психолога, можно по следующим признакам:

— вы начинаете ощущать вину за покупки, которые объективно не нужны;

— возникают финансовые проблемы из-за спонтанных покупок;

— при стрессовых ситуациях первым делом открываете маркетплейс, чтобы поднять себе настроение покупкой;

«Если вы отметили у себя хотя бы два признака, то это повод обратиться за помощью к специалисту и проработать проблему с зависимостью, чтобы она не имела пагубного влияния на вашу жизнь», — говорит психолог.

Отметим, что ранее мы писали о том, всегда ли скидки на маркетплейсах реальны или же это маркетинговый ход.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах