Люди, технологии, услуги и товары оказались под санкциями 2022 года, кроме того, российский рынок временно покинули компании, производящие технику, одежду, косметику, бытовую химия, автомобили и др. Но это не первые ограничения, с которыми столкнулась Россия. Какой опыт мы извлекли из последних санкций 2014 года и какие возможности кроются в нынешних ограничениях, рассказал член правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Артем Андросов.
Не для масс
Анна Смирнова, «АиФ - Тюмень»: Артем, это не первые санкции, с которыми столкнулась наша страна, с каким опытом мы вышли из прошлых ограничений?
Артем Андросов: Если говорить о последних санкциях - 2014 года, то у нас появилось много производств, восстановился агросектор. Ограничения сподвигли на формирование внутреннего рынка и продуктовой безопасности. Восемь лет назад государство серьезно поддержало предприятия АПК, так мы научились делать многое из продукции.
Проблема этих санкций в том, что они коснулись вторичного сектора экономики: текстильной промышленности, автомобилестроения и т.д. Пока нынешние ограничения выглядят тяжелее, чем в 2014 году, тогда сначала тоже было непросто. Как и сегодня, повысилась процентная ставка по кредитам, начали появляться очень дешевые льготные кредиты для АПК. Сейчас бизнес тоже надеется на такую поддержку, потому что брать в кредит под 20% годовых какое-либо оборудование при стандартной рентабельности любого производства 10-15% - это самоубийство.
- В 2014 году наши производители научились быстро производить санкционные товары, в этот раз нас временно оставили многие бренды одежды, получится ли так же легко научиться шить подобные наряды по столь же приемлемым ценам?
- У нас есть много локальных производителей одежды, другое дело, что они не ориентированы на массовый сегмент, кроме небольшого количества фирм, например, «Глории Джинс», у которых огромные продажи. Здесь проблема не только в технологиях, но и в том, как сшить эту одежду. Наши умеют, но пока не для массового потребителя. В основном это штучный товар, который будет стоить дороже, чем одежда из масс-маркета. Во-вторых, у нас мало хорошего сырья, на рынке дефицит тканей. Также у нас мало квалифицированных швей, технологов. И в таких условиях быстро научиться шить для массового потребителя будет тяжело. На первый взгляд все просто, многие умеют шить, но одно дело сшить пять рубашек в неделю или платье для себя и подруг, другое - выстроить производство, на котором швея выдает по 15 рубашек в час. Это абсолютно разные технологии и компетенции, поставки сырья и сбыта.
- Получается, создать товар мы можем, а выстраивать большой бизнес еще не научились?
- Во-первых, не научились, во-вторых, крупных предприятий у нас очень мало. Процент микробизенса и самозанятых - более чем приличный, а средних и крупных предприятий скромное количество. Плюс налоговые системы сегодня не ориентированы на малый и средний бизнес, они достаточно жесткие, банки тоже не очень стремятся поддерживать их. С другой стороны, освобождение ниши дает и потенциальный сбыт. Потому что заходить на рынок и конкурировать с такими гигантами, как Zara или H&M было нереально.
Приостановившие работу на фоне санкций магазины в Тюмени
- Санкции могут послужить толчком к тому, что микробизнесы вырастут в большие компании?
- Могут, но тут уже многое зависит от предпринимателя и государства, на поддержку которого надеются бизнесмены. На 20% годовых точно ничего не появится. Если сейчас сделают специальные кредиты для производителей, льготные займы, как в свое время для АПК. Напомню, тогда можно было получить средства на 5-10 лет под 1-2% под гарантию того, что ты открываешь сельхозпредприятие. Если и сейчас появится такая поддержка, то будут создаваться и производства, возможен быстрый и сильный рост.
- Поддержка ведь уже есть?
- Глобально помогли пока IT-сфере, ее первыми коснулись санкции, и очень сильно. Надо понимать, что в этом случает мы больше работаем не на создание, а на удержание. У нас много IT-специалистов, обслуживавших временно покинувшие наш рынок технологии, поэтому создать свое мы можем, но проблема в том, что те компании работают на огромные рынки, а наш, внутри страны, не такой уж и большой - всего 140 млн. Насколько будут востребованы созданные технологии - вопрос, так как глубина их проникновения не такая уж и большая. Также надо знать, в каком IT-продукте мы нуждаемся, соцсети - вряд ли, а вот стартапы в области кибербезопасности, на мой взгляд, были бы весьма востребованы, как и информатизация всей вычислительной мощности, все, что связано с блокчейном.
Рынок замер
- Какие новые бизнесы могут появиться сейчас, для кого санкции - это возможность заявить о себе?
- Все, что выстраивает новые цепочки поставок. Были определенные цепочки, которые сейчас разрушены, и если предприниматели смогут восстановить их или предложить свои варианты замещения, то их бизнес будет востребован.
В принципе, возможности есть практически во всех сферах, потому что санкциями по нам прошлись как ковровыми бомбардировками. Сейчас это огромная точка роста, но в данный момент очень сложно принимать решения, потому что непонятно, что и как будет дальше. Все замерли в ожидании. Результат санкций в виде новых бизнесов, скорее всего, мы увидим в промежутке между 6-8 месяцев. Сейчас предприниматели будут собирать сведения и перестраиваться, а уже после этого принимать решения.
- К тому времени они адаптируются под новые реалии?
- Адаптация начнется, когда более или менее станут ясны правила игры, стабилизируется доллар. Сейчас практически все приостановили работу, потому что поставщики не отгружают продукцию, так как могут остаться в минусе. Пока товар будет идти, он возрастет в цене. Поэтому сейчас многие не отгружают товар или отгружают сверхдорого, подстраховывая себя.
Давать сейчас прогнозы - неблагодарное дело. Мы уже на пороге изменений, есть большая вероятность, что это только начало. Поэтому сейчас все выдержали паузу и не делают прогнозов, кто-то говорит, что доллар может стоить в районе 150-200 рублей, кто-то уверяет, что меньше ста. Какой в итоге будет курс, очень сложно предположить, а это так или иначе влияет на себестоимость и реализационные цены.
- Как вы считаете, какие меры нужны сейчас для поддержки бизнеса?
- Нужно снижать расходы и давать возможность финансово развиваться. Бизнес давно просит об уменьшении социальных налогов, те же налоги на зарплату у нас очень высокие. Также необходимо убирать НДС из отраслей, где это нелогично, где высокая доля услуг и мало входящего НДС, это рестораны, гостиничный бизнес и другой. Ну и дешевые деньги для закупки оборудования, товарные кредиты, инвестиционные займы для строительства новых объектов.
Возможности есть
- Многие эксперты говорят, что санкции - это возможности, вы с этим согласны?
- На санкции можно смотреть по-разному, в зависимости от того, будет это взгляд в перспективе двух-трех дней или трех-пяти лет. Если ориентироваться на ближайшие пять лет, это будет точка роста. В текущий момент это огромные удары, которые обрушились после двух лет коронавируса. Кто-то ушел с рынка еще на этапе ковида. Остаются сильнейшие, опытные, понимающие что и как делать, для них открываются большие возможности. Новые предприниматели тоже приходят, но хватит ли у них компетенций, и первое здесь, что нужно делать - это учиться, а с этим у наших предпринимателей проблемы. При том, что в регионе огромные возможности для обучения.
В моменте у нас, в Тюменской области или в стране, все плохо, есть много проблем, но есть и большое количество возможностей
Я не скажу, что сейчас, в моменте, у нас в Тюменской области или в стране все плохо, есть много проблем, но есть и большое количество возможностей.
- Какие именно?
- Многие рестораны быстрого питания радуются, что «Макдоналдс» временно уходит, практически у всех был рост выручки, думаю, у тех, кто шьет и торгует одеждой сейчас тоже спрос повысился. Застройщики в моменте ощутили прирост, но сейчас снова падение, потому что вряд ли кто-то будет брать квартиру в ипотеку под 20%.
С одной стороны, приходит спрос, с другой - есть проблемы с сырьем. У нас есть морсы от тюменских производителей, на них торговые сети сами начали выходить, но если не будет даже крышки от бутылки, производимой за рубежом, уже не получится создать продукт. И таких примеров много, даже если 80% сырья у тебя из нашей страны, а 20% - из-за рубежа, нехватка этой небольшой части способна остановить производство.