Примерное время чтения: 7 минут
1060

С доставкой к пациенту. В Тюмени придумали операционную в самолете

С доставкой к пациенту. В Тюмени придумали операционную в самолете
С доставкой к пациенту. В Тюмени придумали операционную в самолете / Из архива Федерального центра нейрохирургии Тюмени / Из архива

Высокотехнологичная медицинская помощь с «доставкой к пациенту» - примерно так можно назвать проект автономной мобильной интеллектуальной гибридной операционной «АМИГО» на бору самолета Ил-96-400Т.  Придумали его в Федеральном центре нейрохирургии Тюмени. Авторы проекта рассказали «АиФ-Тюмень», как будет работать «летающая операционная» и что нужно для его воплощения в жизнь.

Все автономно

Пока этот масштабный проект умещается в небольшом макете самолета, но рассмотреть и понять уникальность «летающей операционной» это не мешает. Высокотехнологичная операционная, лаборатория, палата интенсивной терапии и еще несколько блоков на борту воздушного судна позволяют спасти сотни жизней.

Идея проекта родилась буквально из больничных будней ФНЦ. Три года назад в центре открыли гибридную операционную, в ней проводят сложнейшие хирургические вмешательства, помогают пациентам с самыми тяжелыми диагнозами.

«Основной профиль гибридной операционной – онкология, сосудистые операции. Хирург может осуществлять контроль за радикальностью удаления опухоли прямо во время операции, что значительно улучшает наши результаты», - говорит главный врач ФНЦ, профессор Альберт Суфианов.

амиго, операционная, самолет-операционная, суфианов
Главный врач ФНЦ, профессор Альберт Суфианов. Фото: Из архива Федерального центра нейрохирургии Тюмени.

Аналогов такой операционной в России больше нет, более того, во всем мире их всего несколько десятков. Получается, помочь можно только тем, кого смогут привезти в Тюмень. Но Альберт Акрамович придумал, как «доставить» операционную к пациенту, а не наоборот.

«В нейрохирургии счет идет подчас на минуты, а порой и на секунды. Возможность в кратчайшие сроки предоставить пациенту не просто квалифицированную, а высокотехнологичную помощь самого топового уровня оснащения и квалификации позволит сохранить пациенту жизнь, функционал его центральной нервной системы. Проект по своей сути относится к мероприятиям по повышению национальной безопасности», - отмечает профессор Суфианов.

Для воплощения проекта в жизнь выбрали самый большой российский самолет Ил-96-400Т. Диаметр его фюзеляжа - шесть метров, это неплохая площадь для операционной и размещения необходимого оборудования. Для работы «АМИГО» (автономная мобильная интеллектуальная гибридная операционная) не нужно никакого дополнительного оснащения. У нее есть все необходимое для работы: энергоблок, сервер, блок медицинских газов и водоснабжения. Также в «летающей операционной» предусмотрена система стерилизации, запас медикаментов, инструментов.

амиго, операционная, самолет-операционная, машкин
Заместитель главного врача ФНЦ по перспективному развитию Андрей Машкин. Фото: Из архива Федерального центра нейрохирургии Тюмени.

«Одно из главных оборудований в операционной - компьютерный томограф высокого разрешения, совмещенный с операционными столами. Причем столов два, можно работать сразу с двумя пациентами. В процессе операции компьютерный томограф может двигаться по рельсам, а мы можем тут же получить полный скан всего организма или отдельных частей тела, получается диагностика, совмещенная с операцией, - рассказывает заместитель главного врача по перспективному развитию Андрей Машкин. - Возможность во время хирургического вмешательства проводить дополнительную диагностику очень экономит время и позволяет тут же подкорректировать лечение».

Также в гибридной операционной имеется система навигации, операционные микроскопы - это один умный комплекс, который автоматически пересчитывает и объединят все параметры и выдает нейрохирургу исчерпывающие данные.

«Рентген, УЗИ - сегодня эти исследования часто не отвечают современным требованиям и не подходят для сложной нейрохирургии», - комментирует Андрей Машкин.

В любую точку мира

Таких самолетов - высокотехнологичных операционных в мире просто нет, есть похожие. Например, в конце 80-х на базе Ил-76 при центральном военном госпитале им. Н.Н.Бурденко была создана летающая операционно-реанимационная лаборатория «Скальпель». Есть она и сейчас, но это простейшая операционная со столами, наркозным аппаратом, аппаратом искусственной вентиляции легких и рентгенкабинетом. По открытым источникам, за три десятилетия в этом самолете не проводилась ни одна операция: в полете проводить хирургические вмешательства нельзя, поэтому «Скальпель» выполнял роль воздушного реанимобиля. Но это не значит, что самолет не был востребован, с конца 80-х он вывез из горячих точек тысячи солдат.

В отличие от своего «дальнего родственника», «АМИГО» создан как раз для врачебной помощи внутри самолета. Он может прилететь в любую точку мира, пациента подвезут к самолету, а там уже бригада профессионалов, готовых выполнить любую операцию.

амиго, операционная, самолет-операционная, суфианов
"Амиго" создан для врачебной помощи внутри самолета. Фото: Из архива Федерального центра нейрохирургии Тюмени.

По задумке авторов, такой самолет может как сопровождать первых лиц государства, так и вылетать на места катастроф, в горячие точки, а также в другие регионы страны для выполнения высокотехнологичных операций. Ведь многим онкобольным, людям с сосудистой патологией головного мозга современная медицинская помощь не всегда доступна, хотя бы потому, что в их регионах нет гибридных операционных.

Что касается цены вопроса, то ориентировочно стоимость самолета Ил-96-400Т примерно 40 млн долларов, плюс 25-30% сверх этой суммы понадобится на оборудование. К слову, аналогичный «Боинг» обойдется где-то в 160 млн долларов.

«Возможно, потребуется доработка самолета, нужно будет что-то поменять в салоне, но это все решаемо», - говорит Андрей Машкин.

Проект «АМИГО» интересен не только тюменским врачам, в реализации его концепции участвуют Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) и Сеченовский университет, а также крупные компании.

По словам ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрея Рудского, впервые в мире станет возможным осуществление сложнейших операций без выноса аппаратуры и оборудования за борт самолета, что сегодня выполняют транспортные госпитали. Диагностика, операция и первый реанимационный период - все это будет проходить внутри самолета.

Недавно проект был предоставлен в рамках международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2017, прошедшей в Екатеринбурге, там возможности «АМИГО» оценил и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах