79

«От смерти в машине бог уберег». Водитель скорой о пациентах и пандемии

№ 45. "Аргументы и Факты" в Западной Сибири 10/11/2021
Олег Филатов / Из личного архива

Пятнадцать лет Олег Филатов крутит баранку автомобиля с красным крестом и проблесковыми маячками. Недавно его труд благодарственным письмом отметил президент. Для Олега это не просто ценная награда, а стимул трудиться еще лучше. За столько лет работы ему приходилось сталкиваться с разными ситуациями, порой от адреналина сердце едва не выскакивало из груди, иногда случались курьезы. На что Олег Филатов точно не может пожаловаться в своей работе, так это на однообразие.

Когда счет на секунды

Сирень Бабаева, «АиФ - Тюмень»: Олег Михайлович, кем вы работали до скорой и чем вас так покорила экстренная медицинская помощь, что вы посвятили ей уже 15 лет?

Олег Филатов: До скорой я три года трудился в МЧС и год в дорожной службе, потом захотелось попробовать себя в чем-то новом, конечно, я тогда не предполагал, что на столько лет задержусь на одном месте, но работа в скорой оказалась мне близка по духу, интересна. Здесь я не просто водитель, а член бригады, от каждого из нас зависят жизнь и здоровье пациента. У нас не бывает однообразия, каждый вызов - это в каком-то смысле проверка на прочность, может быть, даже некое соперничество с судьбой, со старухой с косой, когда мы делаем все, чтобы спасти человека.

До скорой Олег Филатов три года трудился в МЧС и год в дорожной службе.
До скорой Олег Филатов три года трудился в МЧС и год в дорожной службе. Фото: Из личного архива/ Олег Филатов

- Вы каждый день сталкиваетесь с болью, человеческими страданиями и даже с отчаянием, есть какие-то случаи, которые навсегда запомнились?

- На самом деле я стараюсь не акцентировать внимание на каждом вызове, но некоторые случаи запоминаются надолго. Этим летом мы приехали к мужчине с болью в сердце и высоким риском осложнений. Ехали быстро, со спецсигналами. Пока медики убежали спасать пациента, я подготовился к экстренной эвакуации: установил машину так, чтобы сразу положить больного на тележку-каталку и, не теряя времени на развороты, выехать. Вызов серьезный, все должно быть наготове.

Только вынесли пациента из подъезда, он захрипел, монитор запищал, сообщая, что сердце остановилось

Только вынесли пациента из подъезда, он захрипел, монитор запищал, сообщая, что сердце остановилось. Я быстро передал коллегам дефибриллятор, реанимационный набор и остался рядом в надежде, что все получится, что человек будет жить. Первый разряд - ничего не вышло, не завелось сердце. Второй разряд - и я выдохнул! Пациент, когда пришел в себя, все удивлялся и беспокоился: в жизни не терял сознание, как такое с ним, взрослым и крепким, могло приключиться.

- Со стороны кажется, что работа в скорой - ежедневный стресс, а бывают курьезные случаи?

- Такое у нас тоже бывает. Например, с улыбкой вспоминаю, как однажды мы приехали на вызов и приняли пациента за афроамериканца. Диспетчер передал, что во дворе дома человеку плохо. Была ранняя весна, еще снег лежал, но у теплотрасс уже были лужи. Мы подъехали, видим молодого человека, купающегося в грязи. Смотрим на него всей бригадой и глазам не верим - афроамериканец. Подошли поближе, оказалось, что это наш, местный житель, употребив какие-то препараты, пошел в грязную лужу и так искупался, что даже веки у него были черные. Такие истории больше запоминаются, может быть, потому что как раз помогают снять стресс среди череды экстренных случаев.

Стали культурнее

- Есть ли статистика, в какие дни бывает больше всего вызовов?

- На мой взгляд, такой статистики нет, мы каждый день работаем в полную силу, по-другому не умеем. Всплеск вызовов бывает в межсезонье, с подъемом простудных заболеваний, гриппа, а по дням недели не замечал.

- А в праздники нагрузка возрастает?

- Такое было раньше. Была четкая связь «праздник - увеличение вызовов». Сейчас подъем в эти дни незначительный. К счастью, ситуации, когда мы в праздничные дни увозим одного пациента за другим в состоянии алкогольного опьянения или травмированных из-за перебора спиртных напитков, сегодня практически не встречаются. Надеюсь, это связано с тем, что наши жители научились более цивилизованно и культурно отмечать знаменательные даты.

- Как ведут себя участники дорожного движения, всегда ли пропускают скорую?

- Водители стали намного ответственнее, пропускают нас. Пятнадцать лет назад бывало так, что вставали перед машиной, которая не давала проехать, либо из-за того, что стекла были наглухо затонированы и нас не видели, либо музыка громко играла, и водитель не слышал спецсигналы. Сейчас с такими автомобилистами ГИБДД хорошо работает, да и сами водители стали ответственнее, участливее.

- У вас случались конфликты на дороге?

- Нет, ни разу не было. Даже если бы возникла такая ситуация, я не стал бы тратить время на выяснение отношений. У меня в машине больной, которого нужно как можно быстрее доставить в больницу, тут не до конфликтов. Лучше просто объехать и не связываться с такими водителями.

- Что вы делаете, чтобы оперативно доставить пациента в больницу?

- Оцениваю ситуацию на дороге, ищу кратчайший, менее загруженный путь без плотных заторов. Если такой возможности нет - говорю в громкоговоритель, чтобы разъехались влево и вправо, прижались к обочине те, кто не реагирует на сирену и маячки, и двигаюсь по этому коридору жизни. Единственное, из-за камер некоторые водители на перекрестках боятся выехать за стоп-линию, но все равно нас пропускают.

Быть морально готовым

- С таким стажем работы вы, наверно, уже сами можете оказать помощь?

- Элементарным вещам научился, смогу наложить шину, кровотечение остановить, что, кстати, как-то вне работы пришлось делать. Были у нас и соревнования по реанимированию манекена, тогда медицинские работники высоко оценили мои навыки. Надеюсь, что в жизни мне эти знания не пригодятся, но лишними точно не будут.

- В каждой работе есть профдеформация, какая она у водителей скорой?

- Постоянно анализировать ситуацию на дороге. Даже приехав на ДТП, я невольно анализирую, почему произошла авария, какие ошибки допустили водители, делаю для себя выводы, запоминаю, что нужно учитывать на дороге.

- Есть какой-то принцип отбора водителей в скорую?

- В первую очередь мы должны пройти обучение и иметь допуск на вождение автомобиля со спецсигналами, это одно из основных требований. Нужно еще быть готовым к экстренному вождению и к ситуациям, когда приходится сталкиваться с кровью, мочой, рвотой - не каждый способен выдержать такое.

- С пандемией коронавируса нагрузка на медиков сильно возросла, вы чувствуете эти изменения?

- Вызовов стало больше, чаще стали носить СИЗы ,а вот маски, перчатки, антисептики у нас всегда были с собой, мы называем это джентльменским набором. Специальные костюмы надеваем, если едем на подозрение на ковид, так как тоже контактируем с больными. Если честно, все уже устали и ждут, когда все это закончится. Нагрузка больше психологическая, это чувствуется и по пациентам, которые порой не могут сдержать эмоций и резко высказываются. Я отношусь к таким ситуациям с пониманием.

- Вы стали одним из первых водителей, согласившихся работать в инфекционной бригаде, не страшно было?

- Нет, так как неуклонно соблюдал все правила безопасности. Эпидкостюмы, обработка салона и оборудования на работе и не менее строгие правила дома: приезжая, я шел через котельную, где рабочую одежду сразу бросал в стирку. Дистанция, никаких поцелуев и объятий, когда я доставлял продукты и лекарства своей маме. Благодаря такой настороженности она не заболела. Когда появилась вакцина, мы все привились.

- Пациента не всегда удается довезти до больницы, что происходит, когда он умирает в карете скорой помощи?

- По правилам в таких случаях мы должны зарегистрировать смерть, вызывать полицию, в зависимости от обстоятельств. К счастью, у меня такого не было никогда, в моей машине никто не умирал. Бывало, что не удавалось спасти человека на вызове, теряли его после того, как доставили в больницу, но чтобы прямо в машине - никогда. Наверно, меня бог оберегает от таких случаев.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах