9378

Усатый нянь. Мужчина-музыкальный работник о детском саде и воспитанниках

Сам «усатый нянь» родился в большой семье, самый младший, седьмой ребенок.
Сам «усатый нянь» родился в большой семье, самый младший, седьмой ребенок. / Илья Пульников / Из личного архива

Так сложилось, что воспитание детей считается сугубо женской обязанностью. И чем младше ребенок, тем меньше мужчина участвует в его развитии, будь то папа, дедушка или педагог. Если в вузах, колледжах или школах представители сильного пола воспринимаются нормально, то в детских садах «усатый нянь» вызывает удивление, а иногда и недоумение. Почему так сложилось и зачем нужны мужчины в дошкольных учреждениях, корреспондент «АиФ - Тюмень» поговорил с музыкальным работником детского сада № 134 Ильей Пульниковым.

Сначала стеснялся

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Илья Леонидович, вы уже 12 лет трудитесь в детском саду. Это был сознательный выбор или так получилось? И как вам удалось задержаться на столько лет?

Илья Пульников: Я это называю отчаянным поступком, на который меня после окончания педколледжа подтолкнула банальная нужда в заработке. Я с детства мечтал стать музыкантом, грезил этим, но без начального музыкального образования на эту специальность в академии искусств и культуры не брали. Выход я все же нашел: поступил в педагогический колледж на учителя музыки, музыкального руководителя дошкольного учреждения. Конечно, не планировал работать ни в школе, ни в саду. Для меня это был ключ в мир музыки. За 4 года обучения еще больше полюбил песни, ноты, инструменты, дирижерско-хоровую деятельность, а после выпуска решил поступить в академию, продолжить образование дальше. Но нужно было как-то зарабатывать на жизнь. Начал искать работу, в музыкальной сфере найти не получалось, поэтому я решил пойти в детсад по специальности. Тогда мужчины в дошкольных учреждениях не работали, это было не принято, странно, вызывало непонимание не только в обществе, но и даже среди руководителей детских садов, во многих мне отказывали. И только в этом заведующая с радостью согласилась меня взять. Тогда я стал первым в Тюмени мужчиной, работающим в дошкольном учреждении.

Работая с детьми, остаешься молодым душой.
Работая с детьми, остаешься молодым душой. Фото: Из личного архива/ Илья Пульников

- Но почему именно детсад, вы ведь могли устроиться в школу, там дети уже сознательные, с ними проще?

- В педколледже мы проходили практику и в садах, и в школах. Тогда я понял, что с маленькими детьми мне интереснее. Они более эмоциональны, открыты, непосредственны. Я не могу сказать, что с ними проще работать, нет, но с ними увлекательнее. Ты взрослеешь, становишься мудрее, но остаешься молодым душой, никогда не расстаешься с детством.

- У вас не так давно появился коллега - воспитатель-мужчина, а до этого много лет вы работали в женском коллективе, не чувствовали себя не в своей тарелке?

- Поначалу было некомфортно, но потом привык. Я сам по себе очень активный человек и достаточно быстро влился в коллектив. Конечно, девушки по природе лучше умеют находить подход к детям, особенно к маленьким, и я у них учился этому, перенимал многое, наблюдал.

- А как знакомые, друзья и родные отнеслись?

- Родные сказали, что гордятся. А я поначалу стеснялся говорить, кем работаю. Кругом были инженеры, бизнесмены, автослесари - словом, представители сугубо мужских профессий. Но потом привыкли, а сегодня все больше мужчин приходят работать в детсады - и не только физруками, но и воспитателями.

Мужской подход

- Есть ли отличия в методах работы с детьми у мужчин и женщин?

- Конечно, мужчинам сложнее. Особенно с младшими группами, ясельными. Мужчины не могут по-женски ласково утешать детей. Но я и этому научился, наблюдал, как коллеги общаются с малышами, перенимал их опыт. Поэтому с маленькими сейчас запросто могу и «посюсюкаться». Но могу быть и жестким, прикрикнуть, правда, дети говорят: «Илья Леонидович, вы хоть и ругаетесь, но по-доброму, ладно, послушаемся». Могу и мужской разговор провести с мальчиками. А вообще, к каждому нужен индивидуальный подход.

- Говорят, с детьми стало тяжело работать, это так?

- С точки зрения поведения ребят - да. Это сейчас много обсуждают и часто во всем винят интернет. Я с этим не совсем согласен. Не надо все перекладывать на молчаливый интернет. Все идет из семьи, особенно дошкольники впитывают все словно губка: какую музыку слушают родители, как они между собой разговаривают, какие слова употребляют, как относятся друг другу, с какими эмоциями, какой у них образ жизни, как они проводят время, отдыхают. Не нужно откупаться от детей игрушками, телефонами, уделите свое время и внимание. Также сейчас популярно мнение, что воспитанием детей должны заниматься в садике и школе, но если вы хотите развить и воспитать гармоничную личность - поучаствуйте сами в жизни детей.

Бывало, малыши без отцов начинали меня называть папой. Это очень больно и грустно

- Сейчас папы часто не принимают участие в воспитании ребенка, много неполных семей, вы ощущаете эту нехватку мужского внимания, их участия в жизни детей?

- Очень, особенно у детей из неполных семей. Сам я родился в большой семье, самый младший, седьмой ребенок. Но так получилось, что отец рано ушел из жизни, когда мне было примерно 8 лет. Я знаю, что такое расти без папы, я чувствую таких детей. Бывало, малыши без отца начинали меня называть папой. Это очень больно и грустно. Но в какой-то степени мужчины-воспитатели могут компенсировать этот недостаток общения, что особенно важно для малышей.

Дошкольный возраст - самый эмоциональный. Не зря психологи говорят, если стоит вопрос о разводе родителей, то лучше подождать, пока ребенок чуть подрастет, пока ему не исполнится хотя бы 7-8 лет. До этого возраста они особенно остро воспринимают разрыв, психологическая травма будет намного глубже, чем в более старшем возрасте.

- Обычно на родительские собрания, праздники приходят только мамы, это до сих пор так?

- К счастью, все больше пап появляется на мероприятиях, на собраниях, они искренне интересуются жизнью сада, ребенка. Это радует.

- Вы согласны с тем, что воспитание детей - женская обязанность?

- Это семейная обязанность. В идеале в воспитании ребенка должны участвовать и бабушки, и дедушки, и тети, и дяди. Это формирует связь поколений, уважение к старшим. Хорошо, если есть семейные традиции, например, собираться раз в месяц на обед у бабушки или всем вместе выезжать куда-то. Чем больше близких людей окружает ребенка, тем лучше он будет социализирован.

Косички плести - сложнее всего

- Дети доверяют вам секреты?

- Конечно, я знаю много детских тайн: когда у папы день рождения, куда они ездили, что в семье произошло и другое, но держу все в секрете.

- Косички заплетать научились?

- Хоть я и музыкальный работник, но с этим тоже сталкиваюсь. Косички - это сложно, до сих пор. Несмотря на внушительный стаж, я плету их очень медленно и неуклюже. Терпения у юных дам не хватает, тогда я либо зову на помощь младшего воспитателя, либо говорю: «Так, пусть будет хвостик». Других сложностей для меня, наверно, уже не осталось. Страшнее косичек был только один случай. В самом начале работы меня попросили посидеть с малышами 3-4 лет, а их человек 30. Пришла мама за ребенком и спрашивает, где ее сын, говорит, что не видит его. Я вспотел. Начал искать и нашел его в туалете. Оказывается, он сходил по-большому, но не докричался до няни. Решил сам подтереться, измазался с ног до головы. Я надеваю белый халат, беру его подмышки и бегом в душевую, мыть. Стресс получил, конечно, огромный. Это было боевое крещение. Сейчас для меня и такие ситуации - обычно дело (смеется).

- У вас есть свои дети?

- К сожалению, пока нет. Но много племянников, можно сказать, в воспитании детей тренировался на них, еще будучи школьником. Раз я самый младший, мне часто приходилось сидеть с детьми братьев и сестер.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах