Жизнь на пенсии может быть не менее насыщенной, чем до нее, - это доказали обычные бабушки из небольшого города Ялуторовска. Они не организовали свою группу и не собираются на «Евровидение». Они делают то, что умеет каждая бабушка: делятся своим теплом, опытом и знаниями. А заботу их рук оценили уже и за границей.
Для чего жить?
По нескольку десятков тюбетеек в месяц отшивают бабушки из Ялуторовска своими руками. Головные уборы мастериц расходятся не только по Тюменской области, но и по всей стране, попадают и за границу. А всего несколько месяцев назад они думали, что все интересное в жизни осталось позади.
«Мы не знаем, для чего живем, потеряли цель в жизни. Дети выросли, разъехались. Мужья умерли», эти слова бабушек, которые пришли на встречу со мной в ялуторовскую мечеть, пронзили сердце. Тогда я пообещала им помочь снова зажить полной жизнью, - рассказывает Альфия КАБИРОВА, одна из создательниц проекта «Эбием» (Бабушка моя).
Сама Альфия к этой встрече шла очень долго. Имам мечети Раиль хазрат Махмутов давно предлагал ей начать работать с прихожанами. Психолог по образованию и призванию, светский человек, она сомневалась: по силам ли будет работа с мусульманской общиной? Принять решение помогли архивные данные.
- Недавно мне удалось получить доступ в архивы, и я узнала, что мой прапрадед был потомственным имамом. В годы революции мечеть взорвали, и служение исламу прервалось. Прадед стал школьным учителем, затем погиб в Мясном бору в 1942 году, а дед, Зуфар Сахиевич, был председателем сельского правления, общественником и духовным лидером в родном селе, много заботился о вдовах не вернувшихся с войны односельчан. В конце концов, я поняла, что мой путь должен стать продолжением пути моих дедов, благо весь мой предыдущий профессиональный и личный опыт, образование дают мне необходимые возможности. Я позвонила Раилю хазрату, и он организовал встречу с ялуторовскими женщинами, - вспоминает автор проекта.
Помочь женщинам Альфию подтолкнуло еще и то, что в этих прихожанках она «увидела» свою бабушку, которая не так давно умерла. И идея, чем им всем вместе заняться, зародилась из ее детских воспоминаний, когда бабушка учила готовить, печь, шить, прясть пряжу, вязать, доить коров - словом, всему, что умела она сама.
- Ни одна мама не может научить тому, что умеют бабушки, - уверена Альфия, - ведь у них есть «долгая» память, опыт поколений.
К шитью тюбетеек приступили не сразу. Сначала создали проект «Женщина в мире возможностей», на реализацию которого удалось получить грант. В рамках этого проекта для прихожанок проводили встречи с интересными людьми, которых приглашали из других городов и регионов, и даже из Турции. Тогда же создали студию «Бабушки-внучки», где участницы проекта проводили мастер-классы по традиционной выпечке и рукоделию с девочками и молодыми женщинами.
- Однажды в студию пришла Гашия Василевская и предложила провести мастер-класс по шитью уникальной татарской тюбетейки. Так зародилась идея еще одного проекта - «Эбием», - говорит Альфия Кабирова.
Проект «Эбием» продолжил начатую работу, а это и интересные встречи, и работа студии «Бабушки-внучки», которые проходят два раза в месяц или чаще, но появилось и новое - проект помогает бабушкам монетизировать их творчество.
Тюбетейка воина
Оказалось, что знакомая многим высокая, с вышивкой, достаточно жесткая тюбетейка - это головной убор не совсем татарский, он появился под влиянием турецкой культуры. Гашия Василевская предложила возродить уникальную технологию создания именно национальных тюбетеек, так называемых каляпушей. Это древний татарский головной убор воина, и надевали его воины под шлем, чтобы защитить голову, смягчив соприкосновение с металлом и одновременно обеспечить комфорт и тепло благодаря гигроскопичным свойствам. Такая тюбетейка мягкая, ее можно сложить в карман, и в то же время она сохраняет форму, даже после стирки.
- Вместе с участницами мы изучали технологию шитья таких тюбетеек, материалы, из которых они должны быть пошиты, особенности стежки, - рассказывает Альфия Кабирова. - В поисках информации «перерыли» весь Интернет, оказалось, что наша мастерица Гашия Василевская знает намного больше, чем написано во всемирной паутине.
В головных уборах ялуторовских мастериц нет ни клея, ни синтетических наполнителей. Только бязь, хлопковый наполнитель, плотная ткань, которая помогает держать форму, и бархат. Все это создает аутентичный внешний вид каляпуша.
Участницы проекта не только швеи, но и сами себе дизайнеры. Так, помимо традиционного головного убора, мастерицы шьют и для молодежи - джинсовые тюбетейки. Кстати, их создание выполняет еще одну функцию - помогает освободить гардероб от старых джинсов, которые вроде бы как и не поносить уже, но и выбросить жалко. Команда Альфии Кабировой один раз уже организовала акцию по сбору старой джинсовой одежды и собрала десятки таких брюк. То, что пылилось в шкафах, после тщательной обработки в руках бабушек превратилось в новенькие стильные головные уборы.
Все еще впереди
- Я вижу, что у них открылось второе дыхание, появился блеск в глазах, в голове - масса идей. Это только физических сил меньше, чем в молодости, а духовных и душевных - еще хватит на воплощение десятков проектов, - говорит Альфия о своих бабушках.
Планов у мастериц очень много. Как по основному направлению деятельности, так и по дополнительным. В ближайших - приобрести вышивальную машинку и украшать головные уборы сибирско-татарскими узорами. Если делать вышивку вручную, то цена тюбетеек получится заоблачной, поэтому решили купить машинку, а деньги на нее собрать при помощи краудфандинга.
Вплотную бабушки начали сотрудничать и с местными предпринимателями. Например, одна из компаний по производству меда предложила мастерицам декорировать их баночки со сладостью.