Недавно Екатеринбург долго и громко праздновал 30-летие Свердловского рок-клуба. С юбилеем легендарный клуб поздравили губернатор области, и председатель правительства России. А в прошлом году, 30 лет исполнилось Тюменскому рок-клубу. Но не было по этому случаю у нас ни праздников, ни поздравлений высоких персон.
Да и вообще мало кто из тюменцев знал и про эту дату и даже про то, что существовал такой клуб. Но в то далекое советское время талантливые молодые ребята, создающие и поющие свои песни, да еще и выпускающие в Тюмени самиздатовские журналы были известны и в соседних мегаполисах, и в Москве, и в Питере. Так утверждает Ольга Долгих, аспирант Тюменского госуниверситета, которая занимается серьезным научным исследованием этой темы и готовится к защите кандидатской диссертации. С ней мы поговорили о пионерах тюменского рока и самиздате.
Как быть услышанным?
- Ольга Аркадьевна, наш город, вроде бы, никогда не отличалась не только диссидентством, а даже легкой фрондой. Откуда, вдруг, появился здесь самиздат?
- Самиздат не настолько диссидентское явление как принято у нас считать. Это довольно широкое понятие. Как известно, «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева изначально тоже ходило в самиздате. Оговорюсь, что предмет моих исследований – рок-самиздат нашего города. Тюменский рок-клуб был основан в 1985 году и он действительно старше, чем знаменитый Свердловский. Но если в Екатеринбурге на городской площади собрались легендарные рок-группы и тысячи их поклонников, клуб получил поздравления от массы известных людей со всей страны, а в аэропорту уральской столицы даже вывели на окна цитаты своих рокеров, то у нас юбилей ничем не был ознаменован.
Все потому, что жители города не знают историю своей культуры. Мы считаем себя глухой провинцией, и уверены, что здесь ничего такого нового и интересного быть не могло.
- А вы с этим, кстати, довольно распространенным мнением, не согласны?
- Не согласна. После открытия месторождений нефти и газа в наш регион со всей страны хлынул поток специалистов самых разных отраслей. Бурно росла и Тюмень. И в 1980-х годах приезжих здесь жило больше, чем коренных тюменцев. Открывались новые вузы, на базе пединститута появился университет. Все это изменило атмосферу города. Для молодых тюменцев, музыкантов и поэтов культурной столицей и законодателем мод был в те годы Ленинград. Они считали, что все, что происходит там, должно происходить и в Тюмени.
Этим молодым людям хотелось говорить с миром, выражать свою позицию и быть услышанным. А как? Только через самиздат и музыку. Других возможностей не было. Кроме того, на тот момент стало уже понятно, что рок-музыка актуальнейшая и популярнейшая форма искусства и самый эффективный способ достучаться до слушателя. Через площадные выступления поэтов Ахмадулиной, Вознесенского, Евтушенко – к бардам – к творчеству Окуджавы, Галича, Высоцкого, а затем постепенно поэзия трансформировалась в музыкальную форму рок-поэзии.
КГБ жить не мешало
- А как вы считаете, почему это был 1985 год – люди, как во времена хрущевской оттепели, почувствовали, что «закручивания гаек» не будет и за стихи и песни уже не отдадут под суд?
- Может быть. Во всяком случае, репрессий тогда уже не было. Было скорее давление со стороны власти. Скажем, разгоняли рок-концерты, не давали площадок для выступлений, исключали из комсомола, вели с музыкантами профилактические разговоры. Но как поется в одной из песен на стихи Мирослава Немирова: «Мне никогда не мешало особенно жить КГБ». Может быть, в романтических мемуарах кто-то и напишет про какие-нибудь ужасы режима. Но я интервьюировала реальных участников событий, многие из которых, слава Богу, живы и они не говорили о каких-либо жестоких репрессивных мерах.
- Кем были эти первые тюменские вольнодумцы?
- В основном, студентами. В то время университет в Тюмени был и интеллектуальным, и культурным центром, и островком демократии. И притягивал к себе ищущих способы самовыражения студентов со всех вузов города. И первый рок-клуб в Тюмени появился в университете, и первое его публичное выступление в 1985 году, в апреле, что символично, в День космонавтики, состоялось там же, в актовом зале.
- А первое подпольное издание когда вышло?
- Первым самиздатовским рок-журналом считается «Проблемы отоларингологии», выпущенный в 1985 году одним из самых ярких и известных далеко за пределами региона поэтом и писателем Мирославом Немировым. Сам он объяснял название так: «Ухо – чтобы слушать, горло – чтобы пить портвейн, а нос – вынюхивать что-нибудь интересное». Он начал издавать журнал, вдохновившись посещением Ленинградского рок-фестиваля и знакомством с питерским самиздатовским журналом «Рокси».
Очень интересным был журнал «Сибирская язва», увидевший свет в 1988 году, почти полностью посвященный местному панк-року. Основным его материалом была беседа, которая называлась «Панки в своем кругу». Героями этого интервью, или скорее полилога, стали Роман Неумоев (группа «Инструкция по выживанию»), Егор Летов (группа «Гражданская оборона»), Артур Струков (группа «Культурная революция») и Юрий Шаповалов.
Оба эти издания прожили один номер. Были и другие, менее известные разовые журналы, выпущенные в 1990-е годы. Был очень интересный журнал, который издавали совместно два Мирослава – Немиров и Бакулин. Он менял название в зависимости от вклада авторов и поэтому назывался, то «Немировско-Бакулинский вестник», то «Бакулинско-Немировский вестник». Издавался сначала в Тюмени, потом Немиров присылал его, как «вести с Севера», а когда перебрался в Подмосковье – новости оттуда. Но одним из самых ярких и живучих оказался журнал «Чернозем», увидело свет 12 номеров. Есть такая энциклопедия самиздата «Золотое подполье». Ее автор, известный московский музыкальный журналист Александр Кушнир, отмечает, что в те годы на такой маленький город, как Тюмень была очень большая концентрация журналов. И многие исследователи с ним согласны. Это был звездный час Тюмени. Хотя оговорюсь, выпускал весь самиздат один не очень широкий круг людей.
Две отдельные планеты
- Ольга Аркадьевна, что вас побудило заняться этими исследования?
- Некоторые считают, что самиздат – это тема, которая интересна только тем, кто издавал эти журналы. Я считаю, что это не так. Это история нашего города и история страны. И мне очень хочется включить самиздат в литературный процесс. И доказать, что это литература.
- Вам не кажется, что это очень спорный вопрос?
- Да, спорный. Безусловно, не все то, что печаталось в самиздате, что было запрещено, писалось в стол – литература. Есть и откровенно графоманские произведения. Но я хочу доказать, что Тюменский рок-самиздат – литературное явление. Думаю, это будет не простым делом. Своей ниши в культуре города у самиздата пока нет.
- Значит можно утверждать - если то, чем занимались эти ребята, и было диссидентством, то не политическим, а культурным?
- Именно так. В одном из интервью местному телеканалу в 2012 году Мирослав Немиров заметил: «Те, кто состоял в союзе писателей, были отдельно, мы – отдельно». У них не было стремления противопоставить себя официальной литературе – это были просто две отдельные планеты. У меня, честно говоря, двойственное чувство. С одной стороны хочется показать, какие замечательные люди жили в ту эпоху, и какие прекрасные произведения создавали. А с другой стороны, думаю, может быть это все и должно остаться в андеграунде? Может быть, вся ценность именно в том, что это не растиражировано? Скажем, одни из самых первых концертов Свердловских «Наутилуса Помпилиуса» и «Чайфа» прошли у нас в Тюмени в ДК Антипино. И с огромным успехом. А когда цитатами рокеров обклеивают аэропорты, это все теряет свою притягательность и культурную ценность.
- Вот сошлась в одно время в одном месте группа талантливых молодых людей. Встряхнула город совершенно новой для него культурой. А почему никто эту эстафету не подхватил?
- Я не уверена, что в этом есть необходимость. Ну, кого, даже в конце прошлого века, можно было удивить самиздатом? А уж сейчас, когда каждый при желании может легко и просто говорить со всем миром, тем более.