Путевка в жизнь. Как людей с психическими болезнями учат жить в обществе

В интернате программу реабилитации подглядели у нефтяников. © / Игорь Поляков / Из личного архива

В Тюмени разработали уникальную образовательную 3D-квартиру для людей с ментальными нарушениями. Четыре жителя психоневрологического интерната после успешной сдачи зачетов уже получили «путевку» за пределы учреждения. Как устроена жизнь в интернате, и как компьютерный квест помогает научиться жить в социуме, узнала корреспондент «АиФ-Тюмень».

   
   

Верный порядок

Игорю* 24 года, у молодого человека множественные нарушения психики. Он соблюдает режим, понимает распорядок дня, следит за своим внешним видом. Сейчас его готовят к выбытию из Винзилинского психоневрологического интерната. Дальше он сможет жить в арендуемом жилье. Два раза в месяц к нему будет приходить специалист, чтобы проверить, убрано ли в квартире, хватает ли продуктов. Для жителей интерната - это независимость к которой стремятся многие. Полной свободы у них не будет никогда. Но даже право на жизнь под присмотром нужно заслужить и сдать на него экзамен.

«Программа подготовки к самостоятельной жизни включает в себя семь образовательных модулей. Каждый касается конкретного направления деятельности человека: приготовление и прием пищи, содержание и уход за одеждой, за жилым помещением, ведение домашней бухгалтерии, - рассказывает директор учреждения Игорь Поляков. - «Ученики» погружаются в социально-бытовую среду, которая очень похожа на жизнь обычных людей. Мы даем возможность свободно расставлять свои вещи, они сами следят за порядком в своих комнатах, сами могут приготовить пищу, но эти условия созданы внутри интерната. Когда они выходят за территорию, то могут столкнуться с ситуациями, которые изменят их жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону».

Компьютерный квест помогает научиться жить в социуме. Фото: Из личного архива/ Игорь Поляков

3D-квартира позволяет жителям интерната в виртуальной реальности прожить весь день. При этом важно не просто научить пользоваться пылесосом или приготовить завтрак, а выстроить правильный порядок всего, что нужно сделать. Дело в том, что у людей с ментальными нарушениями часто происходит «сбой» в последовательности действий, поэтому нужно закрепить их буквально на уровне мышечной памяти. Например, Игорь мог забыть почистить зубы или заправить постель. Виртуальная квартира помогла ему запомнить, что после того как проснулся, нужно умыться, одеться, а потом заправить постель. Ведь в самостоятельной жизни подсказать будет некому.

В тему
Одними из первых виртуальную квартиру протестировали в детском психоневрологическом интернате (с. Успенка). Как отметили специалисты, детям программа очень понравилась, для них это увлекательный квест, возможность испытать новые ощущения. Помимо Винзилинского и детского интернатов в проекте участвуют еще три учреждения социального обслуживания из Ялуторовска, Юргинского и Ишимского районов. Всего в настоящее время проект охватывает 50 человек.

Сама идея создания виртуального тренажера не нова. В интернате программу подглядели у нефтяников. В этой сфере операторы отрабатывают сначала все, что нужно сделать, на тренажере, и только после сдачи экзамена их допускают к реальному труду.

«Сама идея не уникальна, уникально применение для людей с ментальными нарушениями. Например, одна польская фирма, крупнейший производитель абсорбирующего белья в мире, заинтересовалась нашей программой. Они предложили продвигать ее и за рубежом. Предоставляться она будет бесплатно, - рассказывает Игорь. - Кстати, эта программа отлично подходит и для обучения детей безопасности, как пожарной, так и бытовой. Там отрабатываются в том числе и многие опасные ситуации: возгорание, ожоги от нечаянно пролитого кипятка, звонок в дверь от незнакомца».

Все эти знания особенно нужны тем жителям интерната, которые хотят жить самостоятельно. Все, кому позволяет состояние здоровья, знают: если постараться, можно жить своей жизнью за пределами учреждения.

   
   

Ощущение свободы

Сейчас учебу проходят 24 человека, удачно сдать экзамен и «выпуститься» получилось у четырех жителей интерната. Теперь они живут в небольшом поселке в съемной квартире. За их жизнью следит куратор, на контроле их держит и руководство учреждения. После отчисления они еще полгода наблюдают за своими «выпускниками».

О том, что рядом с ними проживают люди с особенностями психики, предупреждают и соседей, и продавцов в магазинах, и фармацевтов в поселковых аптеках. К такому соседству жители поселка уже привыкли, а в первое время без сложностей не обходилось.

«Вначале от соседей были некоторые нареканий. Когда наши «выпускники» начали хлопать дверями в подъезде, каждый раз, когда выходили курить, бабушки сильно забеспокоились , - комментирует Игорь Поляков. - Со временем удалось сгладить все острые углы, сейчас конфликтов с жителями у нас нет».

Но на всякий случай номер телефона директора учреждения есть у всех соседей и в магазинах. Кстати, продавцов просят не только жаловаться, но и помогать. Хоть в интернате и учат считать деньги, отличать купюры, но ребята запросто могут ошибиться. Были случаи, когда в магазинах им намеренно неправильно давали сдачу и вели себя некорректно, понимая, с кем они имеют дело. «Наша задача - обеспечить их права и законные интересы», - подчеркивает Игорь Александрович.

Право на любовь

Сегодня в интернате живет чуть больше 400 человек. Здесь их не называют больными или пациентами, для персонала они - клиенты. Попадают сюда по-разному: кого-то переводят из детского дома-интерната, кого-то привозят родственники, кто-то оказывается здесь после смерти родных, когда ухаживать за ним больше некому.

Сегодня в интернате живет чуть больше 400 человек. Фото: Из личного архива/ Игорь Поляков

Диагнозы у всех разные, но людей с врожденными генетическими нарушениями как, например, синдром Дауна, - единицы. Большинство после алкоголизма, наркомании, травм, когда случились необратимые изменения в работе головного мозга, значительная часть - пожилые люди с деменцией.

Вообще интернат - государство в государстве. Здесь своя система трудоустройства, обучения, клиенты получают питание, лечение, уход, а еще у всех есть право на любовь. Создавать пары никто не запрещает. Более того, в интернате есть один официально зарегистрированный брак - Натальи и Михаила Ивановых*. Их семейная жизнь такая же, как и у обычных людей: со своими проблемами, заботами, небольшими праздниками.

И Наталья, и Михаил работают тут же, в интернате. Она - уборщица, он - сантехник. Причем всем навыкам мужчина научился сам. Сначала помогал штатному работнику, а теперь, когда он на выходном, сам может оценить степень аварии, перекрыть воду, заменить кран. За свой труд оба получают небольшую зарплату.

Кстати, всего в учреждении сейчас трудятся 16 человек. Работать люди с ментальными нарушениями могут грузчиками, уборщиками, дворниками, разнорабочими - это те профессии, которые не требуют профессиональной подготовки. Ведь жителям интерната и без того есть чему учиться. Все, что для обычного человека - само собой разумеющееся, для людей с ментальными нарушениями - задачи, требующие определенных усилий.

После первого удачного «квеста» специалисты думают над разработкой второй части обучающей программы. В этот раз изучить можно будет город. На компьютере отработать, как нужно выходить из подъезда, переходить дорогу. Здесь можно будет «сходить в магазин» и научиться считать деньги.

«Человек должен понимать, что для приготовления, к примеру, рисовой каши ему будет достаточно купить крупу, молоко, масло, а курица-гриль не нужна, и от нее лучше отказаться, - говорит Игорь. - А если вместо риса за 150 рублей он возьмет крупу за 51 рубль и сэкономит, то на оставшиеся деньги может купить себе мороженое. В игре будут предусмотрены несколько видов поощрений».

Получится или нет разработать вторую часть обучающей программв, зависит от итогов президентского гранта, на который подало заявку руководство интерната.

Кстати
Реализация проекта «Однокомнатная 3D-квартира» стала возможна благодаря субсидии из областного бюджета, полученной по итогам конкурса департамента социального развития Тюменской области по поддержке СО НКО. Всего в 2017 году из областного бюджета на грантовую поддержку СО НКО выделено более 23 млн рублей, в 2018 году эта сумма превысит 60 млн рублей.

*Имена героев изменены.