Осень – начало нового учебного года не только в школе, но и в различных секциях и кружках. Один из популярных видов спорта в стране - единоборства. Десятки тысяч детей ежегодно приходят в зал и мечтают в будущем подняться на пьедестал почета. Но стать чемпионами удается не всем.
О том, что губит спортсменов, какие соблазны нужно преодолеть на пути к победе и почему уходить из большого спорта физически больно, корреспондент «АиФ – Тюмень» узнал у чемпиона мира по самбо, тренера по дзюдо Валентина Ефимова.
Одного таланта мало
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Валентин Владимирович, ваш папа - профессиональный спортсмен, получается, ваше спортивное будущее было предопределено с детства?
Валентин Ефимов: Можно сказать, я вырос в спортзале. С раннего детства бегал вокруг старших ребят, смотрел, как они тренируются, пытался что-то за ними повторить. В четыре года я уже десять раз подтягивался, и это в какой-то степени помогло мне попасть к моему первому тренеру. Когда меня к нему привели, в зале шла тренировка ребят постарше, лет 7-8. Увидев меня, они засмеялись, мол, маленький, ничего не умеет. Тому, кто больше всех смеялся, тренер сказал: «Давай так: если он больше тебя подтянется, я тебя выгоняю». До моих десяти подтягиваний он не дотянул, его, как и обещали, исключили из секции, хотя, говорили, что мальчик был талантливым. Борьба мне всегда нравилась, уложить кого-то на лопатки я любил с детства. Азарт, интерес пришли уже в классе пятом, когда я начал заниматься самбо на серьезном уровне.
- Вы работаете с детьми, что для вас важнее - вырастить чемпиона или человека?
- Безусловно, прежде всего важно воспитать человека. Но я очень хочу вырастить чемпиона. Как спортсмен я уже реализовался, теперь пришло время проявить себя как тренер. Однако это не значит, что в секции мы только качаем мышцы и отрабатываем броски. Детям нужно объяснить, в какой ситуации можно применить свою силу, когда нужно бить, а когда лучше уйти. Почему нельзя обижать девочек. Бывает, приходят мальчики и могут запросто ударить девочку. Приходится им объяснять, что нельзя назвать мужчиной того, кто хоть раз поднял руку на женщину. Как гласит французская пословица, если женщина не права, поди и извинись. А если уж если совсем не права, - уйди, но без оскорблений и рукоприкладства.
В общении с воспитанниками я опираюсь и на собственный опыт. В своей жизни я допустил достаточно ошибок, сейчас пытаюсь оградить детей от тех «граблей», на которые наступал сам. А в общем-то, воспитание человека и чемпиона всегда идет параллельно, это неотделимо друг от друга.
- Будущих чемпионов видно сразу?
- Иногда да, приходят талантливые дети. Но природные данные – это меньше половины успеха. Практически все решает трудолюбие. Добиться результатов можно, только приложив максимум усилий. У меня много знакомых чемпионов, в которых в начале карьеры никто не верил. Например, как-то в зал пришел высокий, очень худой парень. Всерьез его никто не воспринимал. Но он упорно тренировался каждый день. На татами мы с ним встретились в финале моего последнего чемпионата Украины, и я с трудом его победил. В итоге, когда я ушел из спорта, он стал первым номером страны, а потом чемпионом Европы по самбо.
- Отчего вообще зависит, добьется человек успехов в спорте или нет, и всем ли нужно в большой спорт?
- Не всем. Большой спорт – это тяжело и морально, и физически. Это множество травм и практически полное отсутствие свободного времени. Это жизнь в спортзале. Не всем под силу выдержать такие правила игры.
А если с детства серьезно занимаешься спортом, то нужно еще пережить и насмешки друзей. Когда я шел на тренировки, мои друзья шли гулять. А мне ведь тоже хотелось с ними, соблазн был очень велик! Они не понимали, зачем мне все это нужно, смеялись. Но, во-первых, я боялся отца, во-вторых, тренера. Я не мог их подвести. А когда начал добиваться результатов и ездить на соревнования за границу, то тут уже товарищи начали мне завидовать.
- Вы согласны с тем, что сейчас дети физически не развиты?
- Да, сейчас они как минимум по два часа в день проводят за гаджетами. А если и выходят погулять на улицу, то сидят на лавочках, уткнувшись в телефоны. Очень мало детей можно увидеть на спортивных площадках. У меня единицы воспитанников, которые пришли в секцию и умеют подтягиваться, не говоря уже о том, чтобы по канату лазить.
- Некоторые тренеры в качестве «наказания» за проступки использовали не только «сто отжиманий», но и, к примеру, требовали выучить стихотворение. Насколько важно спортсменам качать не только бицепсы, но и мозги?
- Обязательно. Если спортсмен, то это не значит глупый, необразованный. Посмотрите на Александра Карелина, умнейший человек и великий борец, и таких примеров много. Спортсмен спортсмену рознь.
- Есть мнение, что в единоборства нужно приходить в классе пятом, у вас подготовка начинается с детского сада. Чем раньше, тем лучше?
- Чем позже, тем сложнее. Практически невозможно «затащить» ребенка в спортивный зал уже в третьем классе. У них уже другие интересы, преимущественно, опять же гаджеты. Им лень заниматься. Примерно из семидесяти детей, учеников младших классов, которых я набрал в секцию два года назад, сегодня остались 2-3 человека. При первых же трудностях, нагрузке, они сдаются, и им проще уйти из спорта, чем трудиться.
У детсадовцев идет общефизическая подготовка, координационная, акробатическая. Чем больше в детстве у ребенка будет акробатики, тем проще ему будет в спорте, тем большего он сможет добиться. Конечно, я их готовлю к будущей борьбе. Они учатся делать колесо с одной руки, колесо с локтей, чтобы потом сойти с броска и не упасть на спину.
Ну а девушки потом?
- По мере взросления дети отсеиваются из секции. Что уводит из спорта?
- Кто-то не выдерживает психологически. Первый проигрыш на соревнованиях, и он сдается. Некоторые не находят общий язык с тренерами. Ну и, конечно, любовь. Вы не представляете, скольких будущих спортсменов сгубило это чувство. К слову, я один из тех, кто мог бы добиться еще больших успехов в спорте, если бы не девушки.
Хорошо, если влюбляются в «коллег» по татами. Тогда это в какой-то степени стимулирует. Они пытаются поразить друг друга своими способностями в борьбе. Но, если у второй половины другие интересы, то зачастую он или она из спорта уходит. Бывает, я потом встречаю этих ребят с бутылкой пива на лавочке. Любовь проходит, а вернуться в былую спортивную форму невероятно тяжело, а порой просто невозможно.
- Единоборства - это больше мужской вид спорта?
- Не сказал бы, есть такие девочки, которые мальчикам фору дадут.
- Но женщинам, добившимся успеха в дзюдо, самбо, каратэ, сложно сохранить женственность?
- Не всегда, есть украинская дзюдоистка Дарья Белодед, весит 48 кг, чемпионка Европы. Красивая девочка с хорошей фигурой. Те спортсменки, которых внешне часто не отличить от мужчин, как правило, сидят на стероидах. Какая бы силовая нагрузка у женщин ни была, они никогда не смогут так накачать свое тело, как мужчины, без химии.
Но, кстати, стероиды вовсе не гарантируют победу. Был такой грузинский спортсмен, который умел делать только один бросок гадаули. Ему говорят: «Покажи зацеп», - он делает гадаули, - «Покажи бросок через бедро», он – гадаули. Он не знал никакого другого броска, кроме этого, но был чемпионом мира, потому что умел делать его с любого положения.
- Но все же вид спорта накладывает свой отпечаток?
- Все накладывает свой отпечаток. Они становятся более целеустремленными, настырными. Любой вид спорта сказывается на человеке, не только борьба. Чемпион не может быть слабохарактерным. Спорт – это, прежде всего, битва воли, характера. Потому что к своему успеху спортсмен всегда идет через «не могу». Не получается подтянуться, значит надо сделать столько, сколько можешь, и еще чуть-чуть. Но это не значит, что как тренер я всех заставляю заниматься по этому принципу. Несмотря на то, что у меня десятки детей, программа подготовки и подход ко всем индивидуальный.
Физически больно
- Профессиональные спортсмены говорят: если не догрузился - это физкультура, если перегрузился - это болезнь. Можно ли в принципе сохранить здоровье в большом спорте?
- Скорее нет, чем да. Любой вид спорта – это, прежде всего, травмы. Если у спортсмена не было ни одной травмы, значит, он толком и не занимался. А полученные переломы, разрывы связок беспокоят потом всю жизнь. Но и без нагрузки уже нельзя, потому что организм привык. У спортсменов он работает быстрее, более ускоренный обмен веществ.
- У профессиональных спортсменов карьера заканчивается рано, есть ли жизнь после большого спорта? В чем вчерашние спортсмены могут найти себя, кроме работы тренером?
- Многие уходят в силовые структуры. Смотря какое образование. У меня, например, юридическое, и был опыт работы в прокуратуре. Поэтому важно выучиться и получить профессию, не связанную со спортом. Ведь добиться таких успехов, чтобы можно было зарабатывать исключительно на спортивных победах и прокормить этим семью, получается не у всех.
- Вам и самому пришлось расстаться с большим спортом, это ломка или облегчение?
- Сначала вроде как облегчение, но потом начинаешь скучать по этой жизни. Начинаешь анализировать допущенные когда-то ошибки, понимаешь, где недоработал, думаешь, каких еще высот можно было бы достичь, если бы постарался. Но уход из большого спорта – это еще и больно физически. Мышцы, привыкшие к постоянной нагрузке, начинают атрофироваться, при этом болит все тело.
- У вас большой опыт участия в соревнованиях различного уровня в разных странах. Как у нас в стране развит спорт?
- В России развитие спорта очень хорошее по сравнению с другими странами. У меня есть знакомая, бывшая спортсменка, которая сейчас живет во Франции. У них даже действующие чемпионы Европы вынуждены подрабатывать, у нас же, если ты действующий чемпион Европы, то катаешься как сыр в масле. Там даже тренеры получают меньше, чем спортсмены.
У нас и на региональном уровне спорт хорошо поддерживается. Не только правительством, но и крупными компаниями, которые выделяют деньги на проведение различных турниров с немалым призовым фондом. К примеру, мой бывший воспитанник за победу в одном из таких соревнований получил 30 000, в 14 лет очень даже неплохо.