Ежегодный цифровой форум и выставка информационных технологий «Инфотех» стартовал с детского дня. В этом году темой Инфотех Junior стали технологии искусственного интеллекта. Юные участники форума выбрали профессию с помощью нейросетей, создали контент с ИИ и подискутировали с экспертами о кибербезопасности. Подробнее – в материале tmn.aif.ru.
Написано нейросетью?
На открытии форума директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов подчеркнул, что с каждым годом становится сложнее профессионально наполнить площадку, но организаторы всегда ставят перед собой амбициозные задачи и выполняют их.
«В этот раз наше направление касается нейросетей. Надеюсь, что все вы уже ими пользовались, так как они прочно вошли в нашу жизнь», - заметил он.
Искусственный интеллект, без сомнения, знаком каждому современному ребенку. Генерировать контент с помощью нейросетей дети зачастую умеют лучше взрослых и больше «в теме». Поэтому на открытом уроке о кибербезопасности и искусственном интеллекте яблочку негде было упасть. Школьники, студенты и их педагоги полтора часа вместе с экспертом площадки говорили о насущном и задавали волнующие вопросы.
Также дети интересовались, как распознать сгенерированный нейросетями текст, картинку от созданного человеком и поделились своим опытом. Оказалось, ребята активно используют искусственный интеллект в написании сочинений, курсовых.
«При этом речь не идет о «списывании», ребята дорабатывают, редактируют созданные нейросетями тексты, добавляют в них что-то свое, делают живым. Искусственный интеллект выступает как инструмент, помогающий облегчить задачу. Учителя, кстати, видят, сгенерированные нейросетями работы, поэтому провести их не удастся», - говорит Андрей.
Слагаемые безопасности
Благами искусственного интеллекта пользуются и мошенники. Теме кибербезопасности на форуме уделили особое внимание, ведь дети и подростки – «целевая аудитория» мошенников.
Юных пользователей гаджетов злоумышленники либо пытаются обмануть, либо используют в своих целях. На крючок мошенников попадаются не только подростки, но и дети 5-6 лет.
«Им отправляют сообщения, предлагая поиграть в игру и рассказать, какого цвета банковская карта родителей, какие там цифры, суперигрой становится смс с верификационным кодом. А потом ребенка просят удалить это сообщение, - рассказывает эксперт. - Либо детей увлекают, показывая им, например, в аккаунтах, на видеохостингах, интересный игровой контент, связанный с популярными играми - Роблокс, Майнкрафт. После наполнения аккаунта появляется ролик, в котором ребятам предлагается легкий заработок. Мошенники призывают вложить любую сумму денег, а через 7 дней обещают вернуть в два раза больше. Естественно, ничего не возвращается».
Тотально оградить ребенка, пользующегося гаджетами, от мошеннических схем невозможно. В случае с маленькими детьми родители могут только ограничить его доступ к банковским картам, чтобы они даже не знали, где папа и мама хранят их, а также включить родительский контроль, выставить настройки так, чтобы невозможно было найти его аккаунт в соцсетях и контролировать, с кем ребенок общается.
Подросткам, стремящимся к независимости и, в силу возраста, отвергающим авторитет родителей, остается только напоминать правила кибербезопасности, финансовой безопасности и стараться наладить с ними доверительные отношения.
«Важно, чтобы ребенок в любом возрасте со всеми проблемами шел к маме и папе и не боялся признаться в проступках. Схемы мошенничества не меняются, но есть определенные нюансы: дети с контентом взаимодействуют иначе, не всегда вчитываются в детали, порой не понимают меры ответственности, не думают, что в интернете их могут запугать, - говорит Андрей Сиденко. - Детям нужно объяснить базовые вещи: никому никогда не отправлять никакие личные фотографии, документы. Информация, попав Сеть, остается там навсегда и вам уже не принадлежит».
Кибербезопасность состоит из двух слагаемых, говорит эксперт. Первое - это технические решения, антивирусные программы, родительский контроль, фильтры звонков и так далее. Второе — обучение, выстраивание доверительных отношений с ребенком, развитие критического мышления, повышение цифровой грамотности.
Андрей Сиденко напоминает, что эти два слагаемых не могут существовать друг без друга. Можно быть знатоком кибербезопасности, но если не использовать технические решения, все равно есть риск попасться на уловки мошенников.
В то же время технические решения – не гарантия избежать риска столкновения с киберугрозами. Они заблокируют переход по подозрительной ссылке и помешают установке зловредного программного обеспечения, но не смогут остановить человека, который решил перевести деньги мошенникам, поверив в их легенду.