Примерное время чтения: 9 минут
290

Один на улице! Как тюменцам обезопасить своих детей

№ 33. "Аргументы и Факты" Тюмень № 33 17/08/2016
Детей нужно учить безопасному поведению.
Детей нужно учить безопасному поведению. / Екатерина Христозова / АиФ

Приближается начало учебного года, и это добавляет головной боли тюменским родителям. Нужно не только собрать чадо к школе, но и подумать о безопасности, ведь не у всех есть возможность провожать детей в школу и встречать на обратном пути. Специалисты уверены: безопасному поведению своих детей нужно учить, эти навыки не появляются из ниоткуда.

С чего начинается здоровье и благополучие ребенка, и нужно ли учить безопасности самих родителей, мы говорим с Еленой Перминовой, руководителем автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Центр социальной помощи семье и детям «Семья».

Под ручку с мамой

София Балдина, TMN.AIF.RU: - Елена Владимировна, насколько современные дети готовы к различным опасным ситуациям? Многие ведь чуть ли не до подросткового возраста ходят под ручку с родителями.

Елена Перминова: - Контакт в семье должен быть обязательно, и если они ходят с родителями под ручку, то в этом нет ничего плохого как в факте. Но если это происходит постоянно, и ребенок при этом не самостоятелен, то это уже проблема. Здесь родителям важно найти разумный баланс между семейной близостью, возможностью подстраховать ребенка, поддержать его и дать ему опыт самостоятельного преодоления жизненных трудностей. Если в семье это удается сделать, то дети и близки с родителями, и при этом самостоятельны. В противном случае ребенок и под присмотром попадает в различные неприятности.

- Как вы полагаете, с какого возраста нужно начинать готовить ребенка к опасностям?

- У каждого возраста свои особенности, когда ребенок осваивает определенные навыки, получает жизненный опыт. Например, в промежутке от 0 до 3 он учится играть. В этот период, например, с помощью игрушечной бытовой техники малыш уже может получить информацию о безопасности в быту: утюг - горячий, плита - это огонь и т.д. У дошколят развиваются интеллектуальные знания. Они начинают понимать жизнь, и в этот период закладываются знания по первичной профилактике по безопасности на дороге, дома, в отношении незнакомых взрослых.

Досье
Елена Перминова. Родилась 7 февраля 1969 г. в Тюмени. С 2009 по 2015 г. директор центра социальной помощи семье и детям «Мария», с 2015-го - директор центра социальной помощи семье и детям «Семья». В «копилке» наград - благодарственное письмо губернатора Тюменской области, директора регионального департамента социального развития, Тюменской областной Думы.

Школьники уже четко понимают, что может быть опасно, как нужно действовать в разных ситуациях, но им нужно обязательно подсказывать, направлять. Наша программа «Убереги себя от насилия» как раз на учеников и рассчитана - как на младших, так и на старших. Более того, есть специальный цикл занятий для родителей.

- И кто учит детей, как вести себя в опасной ситуации и что это за ситуации?

- Социальные работники, учителя, которые сами прошли дополнительное обучение. Темы уроков очень широкие: это и безопасность по пути в школу, в том числе на дороге, и профилактика жестокого обращения с детьми, преступности в отношении детей. И еще много внимания решили уделить предупреждению преступлений со стороны самих детей. Оступиться им сейчас легко - соблазнов много, те же кражи в торговых центрах, которые, как правило, спонтанные и не говорят о том, что ребенок - воришка.

Также мы говорим и том, как защитить свое здоровье, как общаться, стать успешным в обществе, и это тоже, пусть косвенно, но - профилактика. Не секрет, что низкая самооценка, неудачи часто становятся одной из причин, по которой люди переходят рамку закона. Еще одно большое направление: как стать родителем.

Тем, кто готов, помогать легче

- То есть родителей самих нужно еще учить?

- Да, и порой в первую очередь. Увы, воспринимать информацию готовы далеко не все родители. На мой взгляд, большую часть мам и пап нужно дополнительно заинтересовывать, мотивировать, чтобы эти знания ими были приняты.

Сегодняшние родители - это поколение 90-х - начала 2000-х. Некоторые из них просто не осознают, какие могут быть опасности сегодня - их становление и взросление пришлось на то время, когда границы между «хорошо» и «плохо» были размыты, а криминальная обстановка повышена. Ответственность за свою жизнь и жизнь своего близкого была немного обесценена. Теперь это поколение требует особого подхода, потому что родительская ответственность не воспитана у них по разным причинам.

Родители, взросление которых пришлось на 90-е годы, не совсем понимают, от чего сейчас нужно защищать ребёнка.
Родители, взросление которых пришлось на 90-е годы, не совсем понимают, от чего сейчас нужно защищать ребёнка. Фото: pixabay.com

- С чего же тогда современным родителям начинать, чтобы обезопасить своего ребенка?

- Вообще, первый шаг - это контакт с ребенком, умение создать и сохранить доверительные отношения, контакт между поколениями. Это большая работа и отчасти даже талант. Добиться этого нелегко, где-то нужно уступить, где-то более тонкий подход нужен, нахрапом здесь не возьмешь.

- Тем не менее, когда случается какое-то несчастье, в первую очередь начинают трясти директора школы, классного руководителя, даже если это произошло за стенами учебного заведения. Почему так, и правильно ли это?

- Это особенность нашего государства. В России всегда была сильная власть, под патронажем государства были семья и общество. И такое требовательное отношение просто в наших традициях. Наша задача - напомнить, что ответственность родителя за ребенка первостепенна. Сегодня есть масса способов, информации, курсов, школ, семейных клубов, благодаря которым это можно в себе воспитать. Но не все мамы и папы стремятся туда идти.

Уверенный, сознательный родитель никогда не перекладывает ответственность. Это делают те мамы и папы, в которых это чувство не сформировано, и иногда они этого даже не осознают. Более того, многие оказываются не готовы к тому, чтобы самому отвечать за свое дитя. Тем, кто готов, помогать легче, они и сами ищут информацию. Наша задача, чтобы таких мам и пап стало больше.

- Вы упомянули о том, как важна связь между поколениями. Как она устанавливается на практике?

- В этом могут, например, помочь пенсионеры. У нас есть региональная программа «Диалог поколений». Активных бабушек и дедушек вокруг ведь очень много, и им по силам найти общий язык с подрастающим поколением - они могут работать по-партнерски, по-соседски. Особенно в сельских местностях, где пожилые зачастую авторитетны, к их мнению прислушиваются.

Бабушкам и дедушкам есть чему научить детей. Этим нужно пользоваться.
Бабушкам и дедушкам есть чему научить детей. Этим нужно пользоваться. Фото: АиФ/ Галина Безбородова

- Как они будут работать?

- В зависимости от своих увлечений. Поют в фольклорном коллективе - пусть к ним присоединяются подростки и молодые семьи, занимаются рукоделием - могут научить этому девочек и мальчиков, если кто-то из детей ходит по грибы и ягоды, то научат молодежь ориентироваться в лесу, покажут грибные места, поделятся секретами заготовки лесных даров. Интересы у всех разные.

Сейчас каждая ветеранская организация пишет программы. Они предлагают свои мероприятия, которые могут быть интересны их «воспитанникам». Идеи разные: от совместных посиделок и варки варенья до спортивных междворовых состязаний,  ремонтных мастерских, в которых подростки и дети могут помочь.

Отмечу, что они все уже что-то делали и до проекта, мы им просто предложили расширить свою работу, пригласив семьи, детей. Например, в Тюмени в районе Бабарынка всегда была активная ветеранская организация.

- Много уже волонтеров откликнулось?

- Да, и для нас это стало удивлением. Только ветеранских организаций откликнулось около 500, а сколько в каждом из них активных, энергичных бабушек и дедушек! Я считаю, что такие волонтеры - практически готовые воспитатели. 

Чему обязательно нужно научить ребенка?
• Не бояться громко кричать, привлекая к себе внимание в случае опасности. Хороши любые способы: падать на землю, разбрасывать вещи, цепляться за кусты, скамейки. • Не прятаться от незнакомца среди гаражей, на стройке, парковке, в подъезде, парке. Нужно бежать в сторону людей или в такие безопасные места, как магазин, аптека, школа, поликлиника, офисное здание. А после - сразу звонить родителям. • Не садиться в машину к любому незнакомому человеку. Даже если он говорит, что сосед, знакомый, полицейский. • Если незнакомец заговорил с ребенком в подъезде, нужно немедленно бежать на улицу. Если такой возможности нет, кричать «Пожар!» (а не «Помогите»). Если кричать о помощи, то многие могут испугаться и не открыть дверь, а пожара боятся все. • Не ходить по краю тротуара, чтобы не зацепила машина.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах