Приближается начало учебного года, и это добавляет головной боли тюменским родителям. Нужно не только собрать чадо к школе, но и подумать о безопасности, ведь не у всех есть возможность провожать детей в школу и встречать на обратном пути. Специалисты уверены: безопасному поведению своих детей нужно учить, эти навыки не появляются из ниоткуда.
С чего начинается здоровье и благополучие ребенка, и нужно ли учить безопасности самих родителей, мы говорим с Еленой Перминовой, руководителем автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Центр социальной помощи семье и детям «Семья».
Под ручку с мамой
София Балдина, TMN.AIF.RU: - Елена Владимировна, насколько современные дети готовы к различным опасным ситуациям? Многие ведь чуть ли не до подросткового возраста ходят под ручку с родителями.
Елена Перминова: - Контакт в семье должен быть обязательно, и если они ходят с родителями под ручку, то в этом нет ничего плохого как в факте. Но если это происходит постоянно, и ребенок при этом не самостоятелен, то это уже проблема. Здесь родителям важно найти разумный баланс между семейной близостью, возможностью подстраховать ребенка, поддержать его и дать ему опыт самостоятельного преодоления жизненных трудностей. Если в семье это удается сделать, то дети и близки с родителями, и при этом самостоятельны. В противном случае ребенок и под присмотром попадает в различные неприятности.
- Как вы полагаете, с какого возраста нужно начинать готовить ребенка к опасностям?
- У каждого возраста свои особенности, когда ребенок осваивает определенные навыки, получает жизненный опыт. Например, в промежутке от 0 до 3 он учится играть. В этот период, например, с помощью игрушечной бытовой техники малыш уже может получить информацию о безопасности в быту: утюг - горячий, плита - это огонь и т.д. У дошколят развиваются интеллектуальные знания. Они начинают понимать жизнь, и в этот период закладываются знания по первичной профилактике по безопасности на дороге, дома, в отношении незнакомых взрослых.
Школьники уже четко понимают, что может быть опасно, как нужно действовать в разных ситуациях, но им нужно обязательно подсказывать, направлять. Наша программа «Убереги себя от насилия» как раз на учеников и рассчитана - как на младших, так и на старших. Более того, есть специальный цикл занятий для родителей.
- И кто учит детей, как вести себя в опасной ситуации и что это за ситуации?
- Социальные работники, учителя, которые сами прошли дополнительное обучение. Темы уроков очень широкие: это и безопасность по пути в школу, в том числе на дороге, и профилактика жестокого обращения с детьми, преступности в отношении детей. И еще много внимания решили уделить предупреждению преступлений со стороны самих детей. Оступиться им сейчас легко - соблазнов много, те же кражи в торговых центрах, которые, как правило, спонтанные и не говорят о том, что ребенок - воришка.
Также мы говорим и том, как защитить свое здоровье, как общаться, стать успешным в обществе, и это тоже, пусть косвенно, но - профилактика. Не секрет, что низкая самооценка, неудачи часто становятся одной из причин, по которой люди переходят рамку закона. Еще одно большое направление: как стать родителем.
Тем, кто готов, помогать легче
- То есть родителей самих нужно еще учить?
- Да, и порой в первую очередь. Увы, воспринимать информацию готовы далеко не все родители. На мой взгляд, большую часть мам и пап нужно дополнительно заинтересовывать, мотивировать, чтобы эти знания ими были приняты.
Сегодняшние родители - это поколение 90-х - начала 2000-х. Некоторые из них просто не осознают, какие могут быть опасности сегодня - их становление и взросление пришлось на то время, когда границы между «хорошо» и «плохо» были размыты, а криминальная обстановка повышена. Ответственность за свою жизнь и жизнь своего близкого была немного обесценена. Теперь это поколение требует особого подхода, потому что родительская ответственность не воспитана у них по разным причинам.
- С чего же тогда современным родителям начинать, чтобы обезопасить своего ребенка?
- Вообще, первый шаг - это контакт с ребенком, умение создать и сохранить доверительные отношения, контакт между поколениями. Это большая работа и отчасти даже талант. Добиться этого нелегко, где-то нужно уступить, где-то более тонкий подход нужен, нахрапом здесь не возьмешь.
- Тем не менее, когда случается какое-то несчастье, в первую очередь начинают трясти директора школы, классного руководителя, даже если это произошло за стенами учебного заведения. Почему так, и правильно ли это?
- Это особенность нашего государства. В России всегда была сильная власть, под патронажем государства были семья и общество. И такое требовательное отношение просто в наших традициях. Наша задача - напомнить, что ответственность родителя за ребенка первостепенна. Сегодня есть масса способов, информации, курсов, школ, семейных клубов, благодаря которым это можно в себе воспитать. Но не все мамы и папы стремятся туда идти.
Уверенный, сознательный родитель никогда не перекладывает ответственность. Это делают те мамы и папы, в которых это чувство не сформировано, и иногда они этого даже не осознают. Более того, многие оказываются не готовы к тому, чтобы самому отвечать за свое дитя. Тем, кто готов, помогать легче, они и сами ищут информацию. Наша задача, чтобы таких мам и пап стало больше.
- Вы упомянули о том, как важна связь между поколениями. Как она устанавливается на практике?
- В этом могут, например, помочь пенсионеры. У нас есть региональная программа «Диалог поколений». Активных бабушек и дедушек вокруг ведь очень много, и им по силам найти общий язык с подрастающим поколением - они могут работать по-партнерски, по-соседски. Особенно в сельских местностях, где пожилые зачастую авторитетны, к их мнению прислушиваются.
- Как они будут работать?
- В зависимости от своих увлечений. Поют в фольклорном коллективе - пусть к ним присоединяются подростки и молодые семьи, занимаются рукоделием - могут научить этому девочек и мальчиков, если кто-то из детей ходит по грибы и ягоды, то научат молодежь ориентироваться в лесу, покажут грибные места, поделятся секретами заготовки лесных даров. Интересы у всех разные.
Сейчас каждая ветеранская организация пишет программы. Они предлагают свои мероприятия, которые могут быть интересны их «воспитанникам». Идеи разные: от совместных посиделок и варки варенья до спортивных междворовых состязаний, ремонтных мастерских, в которых подростки и дети могут помочь.
Отмечу, что они все уже что-то делали и до проекта, мы им просто предложили расширить свою работу, пригласив семьи, детей. Например, в Тюмени в районе Бабарынка всегда была активная ветеранская организация.
- Много уже волонтеров откликнулось?
- Да, и для нас это стало удивлением. Только ветеранских организаций откликнулось около 500, а сколько в каждом из них активных, энергичных бабушек и дедушек! Я считаю, что такие волонтеры - практически готовые воспитатели.