Примерное время чтения: 6 минут
187

Воск, гипс и золото. Ювелир о том, как делают украшения

№ 6. "Аргументы и Факты" в Западной Сибири 09/02/2022
Ювелирные изделия.
Ювелирные изделия. / Полина Кузина / АиФ

Сегодня, 31 января, профессиональный праздник отмечают самые дорогие специалисты - ювелиры. До сих пор азы этого ремесла часто передаются на практике, а не в учебных аудиториях. Каждый золотых дел мастер - это немного металлург, химик и обязательно художник и дизайнер. Почему в профессии остаются немногие и как изготавливают ювелирные украшения, в материале «АиФ - Тюмень».

Как у стоматолога

Освоение профессии ювелира у Константина Филиппова началось как в сказке или как в старинных историях о том, как сокровенное знание передается от мастера к ученику. Более десяти лет назад мужчина увидел объявление о том, что требуется ученик ювелира. И решил попробовать себя в новой сфере.

Константин Филиппов.
Константин Филиппов. Фото: АиФ/ Полина Кузина

- Меня научили, дали азы. Тогда я убедился, что, действительно, не каждый может быть ювелиром. Только при мне поменялось около пяти учеников. Работа интересная. Но очень кропотливая работа. Не у всех хватает усидчивости, чтобы часами сидеть на одном месте и делать очень мелкие детали, - откровенничает мастер.

Преодолевать себя Константину не пришлось. Оказалось, у него есть все необходимые качества для ювелира: и усидчивость, и внимательность, и художественный вкус. Интересно, что в Тюмени этой профессии не учат ни в одном колледже или вузе. Ближайшее специализированное учебное заведение находится в Екатеринбуре.

Чем больше работает мастер, тем больше ему требуется разнообразных инструментов. Константин использует в работе и наждачную бумагу, и фрезы, и стоматологическую бормашину. Кстати, запах как в кабинете у зубного врача в мастерской ювелира тоже бывает, например, при сверлении жемчуга.

- Оборудование закупаем в профильных магазинах. Золото приобретаем в банке, в некоторых ломбардах либо клиенты приносят свое, если хотят тот же цвет и ту же пробу. Если хотят другое, то изделие отправляем в Екатеринбург на аффинаж - очистку от всех примесей золота. Все другие металлы удаляются и получается 999 проба.

Идея украшения - совместная работа клиента с дизайнером. Часто заказчик знает до мельчайших подробностей, что бы он хотел видеть. При этом порой он не совсем понимает, как будет выглядеть изделие в процессе носки, бывает, возвращается с претензией, мол, сделали не то, что хотел.

При изготовлении ювелирного изделия сначала делают эскиз украшения.

Создается форма. Фото: АиФ/ Полина Кузина

Потом создается форма на основе воскового слепка (воск используется специальный ювелирный), затем слепок заливается гипсом. Гипс оставляют на ночь до полного высушивания, после чего выпекается в муфельной печи. И только потом заливается горячим золотом. На этом этапе мастер работает в респираторе и очках, чтобы не повредить глаза.

Гипс оставляют на ночь до полного высушивания, после чего выпекается в муфельной печи.
Гипс оставляют на ночь до полного высушивания, после чего выпекается в муфельной печи. Фото: АиФ/ Полина Кузина

Высшей пробы

В ювелирных магазинах часто продают серебро или другой сплав, покрытый золотом. Проба показывает, сколько золота в изделии, так если 585-я проба, значит, драгметалла в изделии 58 процентов. Остальное - другие металлы.

 Встречается золото разных цветов - от розового до белого, цвет зависит от пропорций других металлов. Сам по себе металл имеет желтоватый или лимонный оттенок. 

Ювелирные изделия.
Ювелирные изделия. Фото: АиФ/ Полина Кузина

«Золото ни с чем не реагирует, ни с какими кислотами, окисляется только в Царской водке», - поясняет Константин.

Мастер знает, что цепочки из цельной золотой проволоки гораздо качественнее, чем сделанные из золотой трубки - пустотелые, которые быстрее вытягиваются и деформируются. С виду они абсолютно идентичны, одинаковой толщины, длины, но одна весит 5 граммов, другая - 15 граммов.

Золото не подвергается особым изменениям, если потускнело, то достаточно его прополоскать в горячей воде с моющим средством. Конечно, замечает мастер, свой первоначальный вид оно не вернет - останутся мелкие царапины. Если есть желание, чтобы украшение заблистало, его надо полировать.

Сам Константин к украшениям относится спокойно, не носит их. Ему больше нравится результат, удовлетворение от проделанной работы и самого процесса.

- У меня есть цепочка, браслет, кулон на случай, если мне понадобится металл для переплавки. Я не делаю вложения в золото и, кстати, зря, потому что этот металл с каждым днем дорожает. Буквально четыре года назад оно было в два раза дешевле, - отмечает мастер.

Основные клиенты - люди средних лет, предпочитающие классику. Молодые люди чаще приходят за классическими обручальными кольцами. Отправляют их к мастеру родители, ведь именно они сначала приходят переговорить. 

Среди необычных заказов Константину - огромный кулон в виде солнца с пятисантиметровым камнем по центру. Дизайн этого украшения обсуждали очень долго: два месяца по четыре часа подряд. Среди необычных клиентов Константина есть женщина, которая практически каждый год то увеличивает, то уменьшает размер кольца.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах