Казалось бы, в 21 веке изобрести что-то новое почти нереально, поскольку всё уже придумано до нас. Однако в мире ежегодно патентуется множество идей и изобретений, и это лучшее доказательство того, что креативное мышление — это главный двигатель прогресса и перспективный скил, который нужно прокачивать. Об этом не понаслышке знают члены интеллектуального бизнес-клуба MassOn, новая встреча которого была посвящена интересным открытиям и исследованиям, повлиявшим на все человечество.
Вот уже седьмой год каждый первый вторник нового месяца тюменские «масоны» собираются в бизнес-отеле «Евразия», чтобы провести время в теплой дружеской обстановке, принять участие в состязании умов и в благотворительной деятельности.
MassOn Club — по-настоящему уникальный проект. Его основателям и организаторам удалось придумать и воплотить в жизнь идею активной благотворительности, объединить и сплотить вокруг себя неравнодушных людей и создать комьюнити единомышленников. А началось всё, как и водится, с оригинальной задумки. О том, как родилась концепция благотворительного интеллектуального бизнес-клуба, рассказывает Полина Гаранина, директор коммуникационного агентства «Пионер», организатор MassOn Club.
— К моменту, когда возникла потребность создать «масонов», наша команда в свободное от основной работы время уже больше десяти лет занималась благотворительностью в качестве волонтеров. Мы участвовали во многих тюменских и федеральных проектах, но в них нас смущал основной посыл, как я его называю, через «пожалейку». Нам же хотелось создать интересный проект от бизнеса и для бизнес-аудитории, чтобы он был полезен не только тем, кому помогают, но прежде всего самим благотворителям. Мы протестировали формат интеллектуальной игры и сразу же поняли, что попали в яблочко. Все встречи клуба — это любимый предпринимателями нетворкинг. Мы собираем игроков в команды случайным образом, чтобы они могли познакомиться с новыми людьми и поучаствовать в мозговых штурмах каждый раз в новых обстоятельствах. И только Летние и Зимние кубки «масонов» проходят в формате корпоративных игр между заранее собранными командами.
Уникальность идеи, которая выросла в успешный благотворительный проект, подтверждает и Галина Сушинских, заместитель председателя Тюменского регионального отделения РДФ:
— Подобного опыта я не видела ни у кого из региональных отделений Фонда, а мы регулярно обмениваемся лучшими практиками и наработками. Успех проекта можно объяснить тем, что нам удалось объединить бизнес, досуг в игровой форме и благое дело. MassOn Club — это сообщество единомышленников и территория, на которой создана возможность отдохнуть, поучаствовать в интересной игре, познакомиться с новыми людьми и пообщаться, поупражнять свой ум и, конечно же, помочь тем, кто в этом нуждается. По моим наблюдениям, у участников клуба такие встречи стали потребностью. Кто-то приходит семейными парами, кто-то приводит своих детей. Игра в данном случае выполняет воспитательную функцию и взращивает культуру благотворительности, показывая какой она может быть. Это красивая форма, за которой стоит глубокое содержание.
Всё лучшее — детям
Все сборы за участие в играх MassOn Club полностью уходят на благотворительность: передаются в Тюменское региональное отделение Российского детского фонда, представитель которого присутствует на каждой встрече интеллектуального бизнес-клуба и предоставляет подробный отчет о расходовании суммы, собранной на предыдущей игре. По итогам сорок шестого интеллектуального турнира тюменских «масонов» бюджет тюменского отделения РДФ пополнился еще на 72 000 рублей.
ХLVI игра оказалась особенно щедрой на благотворительные пожертвования благодаря дню рождения постоянной участницы интеллектуального сообщества и одной из самых активных благотворительниц Тюмени Оксаны Ермолаевой, чьи именинные подарки в денежном эквиваленте также были переданы в адрес Тюменского регионального отделения РДФ. Общая сумма сборов по итогам сорок шестой встречи MassOn Club составила 99 000 рублей.
Изобретая будущее
Темой новой игры, собравшей «масонов» вместе, стали интересные открытия и исследования. Главные гости интеллектуальной встречи — эксперты «Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов» Надежда и Михаил Брежневы выступили не только соавторами тематических вопросов, но и членами судейского ареопага.
Целый ряд вопросов был посвящен такой важной теме, как патентование. Первый патент в современном понимании этого слова был выдан в 1421 году городской управой Флоренции на имя Филиппе Брунеллески. Знаменитый скульптор, архитектор и ученый изобрел корабельный поворотный кран. Не теряют патенты своей актуальности и в ХХI веке, защищая законные права владельца на изобретение и гарантируя охрану интеллектуальной собственности. Без патентования авторство инновационной разработки может присвоить и юридически закрепить за собой кто-нибудь другой, и доказать обратное практически невозможно, поскольку патент выдается тому, кто подал заявку первым.
Предлагаем вам прямо сейчас попробовать себя в роли участника интеллектуального турнира MassOn Club и ответить на несколько вопросов, посвященных патентованию изобретений. Правильные ответы — в завершении статьи.
Вопрос 1. В Гражданском кодексе Российской Федерации обозначены три условия патентоспособности изобретения: изобретательский уровень, промышленная применимость и ЭТО. А что является третьим необходимым условием для выдачи патента изобретению?
Вопрос 2. Первым изобретателем телефона считается Антонио Меуччи, но чаще всего изобретателем этого устройства называют Александра Белла. А какой грех Антонио Меуччи привел к такой ситуации?
Вопрос 3. Хайман Липман совместил карандаш с ластиком и даже запатентовал это изобретение в 1858 году. Однако позднее, детально разобравшись, Верховный суд США аннулировал этот патент. Почему аннулировали этот патент?
Вопрос 4. Знаменитое уникальное водоотталкивающее средство WD-40 не имеет патента. Но при этом компания, обладатель технологии, опасается оформлять патент. А почему?
Вопрос 5. Гавриил Илизаров стал известен на весь мир не только потому, что изобрел уникальную методику, названную им методом «чрескостного компрессионного остеосинтеза», но и сделал ЭТО. А что еще сделал Илизаров, что впоследствии позволило ему стать самым известным врачом-ортопедом в мире?
Знаменитый изобретатель, советский хирург-ортопед, создатель знаменитого аппарата Илизарова заслужил отдельного упоминания о своей личности.
— Хочется рассказать историю из жизни Гавриила Илизарова и про его всемирно известную разработку, на изобретение которой его вдохновила, казалось бы, самая обычная для человека того времени вещь. Будучи травматологом-ортопедом, врач Гавриил Абрамович однажды перемещался со своим пациентом на конной повозке и обратил внимание на хомут для лошади. Не прикасаясь к шее животного, сбруя жестко фиксировала положение оглоблей с помощью хомута и дуги. Говорят, именно это и вдохновило хирурга-новатора на его изобретение, которое стало потом знаменитым аппаратом Илизарова, — рассказывает Надежда Брежнева, специалист по товарным знакам, лидер Женской Лиги ВОИР в УРФО.
Золотые и серебряные призеры ХLVI игры #MassOnClub «Изобретая будущее», а также капитаны всех остальных команд получили в качестве подарка от экспертов «Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов» Надежды и Михаила Брежневых сертификат на определение охраноспособности результатов интеллектуальной деятельности.
Капитан неочевидность, или Как прокачать свои изобретательские способности
Классические ежемесячные игры MassOn Club проходят по принципу случайно собранных команд. На входе игрок узнает, за каким столом будет играть. Зачастую жеребьевка осуществляется в форме загадки, посвященной выбранной тематике. Так, случайным образом, собираются команды. А уже внутри участники сами назначают капитана. Это очень полезное и важное умение — быстро наладить контакт с неизвестными или малоизвестными людьми, а еще и выбрать лидера, поясняет автор вопросов и ведущий игр Алексей Кондрахин. Однако участников сорок шестой встречи интеллектуального клуба ждал сюрприз: кто станет капитанами команд, решил его величество случай, а точнее, метод жеребьевки.
— Капитанов так определяли впервые. И роль случая привносит в игру эффект неожиданности, создает вариации событий, позволяет раскрыться игрокам в новых ролях и получить уникальный коммуникационный опыт. Случай создает новые грани игры, не всегда позитивные, но уж точно интересные. Изобретательство же, о котором мы говорим, — это новый способ решения какой-то проблемы. И этот навык можно прокачать, но для этого нужно погружаться в проблему и тренировать скорость погружения. Всё упирается в широкий спектр когнитивных навыков. И развить в себе эти способности, раскрыть их позволяют интеллектуальные турниры MassOn Club, — подчеркивает Алексей Кондрахин.
Своими впечатлениями от участия в сорок шестой интеллектуальной встрече MassOn Club поделился предприниматель Егор Степанов:
— Я заметил, что в Тюмени, да и, наверное, в целом, есть некоторый недостаток качественного досуга для взрослых людей. И MassOn Club — это та площадка, куда интересно приходить, чтобы полезно провести время и познакомиться с интересными личностями. Мне нравится закрытый формат проекта и люди, которые приходят на игры. Мой игровой опыт в этом интеллектуальном клубе небольшой, но каждый раз, кроме впечатлений от игры, я получаю большое удовольствие от общения с другими участниками. Впервые в MassOn Club я попал на Зимний кубок, куда меня пригласили в сборную команду. Мы поучаствовали и, к моему удивлению, даже заняли первое место, чему были очень рады. Я решил продолжить играть и стараюсь посещать каждую встречу клуба, а также подписался на платформу «масонов» в телеграм-канале, где отвечаю на вопросы, чтобы разминать свой мозг и готовиться к турниру. Хочу отдельно отметить вопросы, которые в большей степени рассчитаны на логику, а не на энциклопедические знания, поэтому какой-то особой подготовки к тематике игр не требуется. Это большое преимущество. Также мне нравится, что всегда есть приглашенные гости, которые рассказывают либо о своей работе, либо о творчестве. И, конечно же, хочется сказать о благотворительности. Безусловно, это достоинство, потому что наряду с приятным досугом ты участвуешь в добром деле. К тому же благополучателем выступает тюменское отделение Российского детского фонда, заслуживающее доверия и уважения. Безусловно, у нас очень классные ведущие — Полина и Алексей: красивые, интеллектуальные, харизматичные, и это тоже украшение игры. Отдельного упоминания заслуживает отличная площадка для встреч в центре города и фуршет. Это очень приятно и способствует новым знакомствам и непринужденным беседам.
Почувствуйте себя «масоном»
Предлагаем вам прямо сейчас попробовать себя в роли участника интеллектуального турнира MassOn Club и ответить еще на три вопроса сорок шестой встречи клуба.
По правилам проекта, у вас 60 секунд на размышления, чтобы найти свой вариант решения.
Вопрос 1. В 1936 году Сильван Голдман увидел, как по его магазину шел клиент с покупками, и ребенок в игровой форме помог родителю. А что после этого случая изобрел Голдман?
Вопрос 2. Существует Шнобилевская премия, вручаемая ученым за забавные открытия. Эта премия стоит в самом низу иерархии наград для ученых. И у этой премии есть уникальный лауреат Андрей Гейм. А в чем уникальность этого лауреата?
Вопрос 3. Индейцы Южной Америки когда-то обмазывали ноги соком растения. А Сергей Лебедев создал искусственный аналог этого сока, и этот метод вошел в список важнейших открытий 20 века. А о каком материале идет речь в вопросе?
Правильные ответы на вопросы ХLVI игры MassOn Club:
Вопрос 1. Голдман изобрел тележку для продуктов (ребенок поставил продукты на игрушечную машинку и покатил).
Вопрос 2. Андрей Гейм получил еще и самую престижную Нобелевскую премию.
Вопрос 3. Резина.
Ответы на вопросы о патентах и патентовании:
Вопрос 1. Новизна.
Вопрос 2. Жадность/скупость. Меуччи отказался платить 250 долларов за патент, который впоследствии назовут самым дорогим патентом в истории.
Вопрос 3. Патент аннулировали, поскольку изобретение представляло собой комбинацию двух уже известных, и тем самым суд разрешил производство подобных карандашей всем желающим компаниям.
Вопрос 4. Компания-производитель водоотталкивающего средства WD-40 боится раскрыть его состав и пропорции.
Вопрос 5. Илизаров запатентовал свой метод (авторское свидетельство № 98471 от 09.06.1952).