Примерное время чтения: 7 минут
6561

«Особые» студенты. Какие профессии получают подростки с инвалидностью?

Если это ребенок с небольшими отклонениями в развитии, то он может учиться по всем основным специальностям.
Если это ребенок с небольшими отклонениями в развитии, то он может учиться по всем основным специальностям. pixabay.com

Для абитуриентов с особенностями здоровья нет специальных условий при поступлении в колледжи и техникумы, но есть поддержка и комфортная среда в процессе учебы. Четвертый год в регионе работает программа инклюзивного образования. Как возможность получать знания наравне со сверстниками повысили интерес к профобразованию людей с инвалидностью, рассказала руководитель Ресурсного учебно-методического центра по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Светлана Шумихина.

Преимуществ нет

Евгения Гусева, «АиФ-Тюмень»: Еще не так давно, получение профессии подростками с особенностями здоровья, было достаточно проблематично. Насколько остро стоит сейчас этот вопрос?

Светлана Шумихина: Вы знаете, я бы не сказала, что сейчас это большая проблема. Система инклюзивного профессионального образования в Тюменской области активно развивается. Все двенадцать техникумов и колледжей региона готовы принять ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на обучение. Есть, конечно, некоторые ограничения, например, ребенок с проблемами зрения не может выучиться на электромонтажника или у абитуриента с особенностями опорно-двигательного аппарата не примут документы на повара, но, в целом, они, как и их сверстники, могут получить профессиональные навыки.

- Есть ли у «особых» детей преимущества при поступлении?

- К сожалению, ребята с инвалидностью поступают наравне со всеми, на общих основаниях, никаких послаблений у них нет. Единственное, что может в какой-то мере поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - это приоритет в его пользу, в случае, когда у «особенного» абитуриента и здорового одинаковый средний балл аттестата, но у первого есть портфолио достижений. В этом случае преимущество будет у ребенка с инвалидностью, у остальных поступающих портфолио не спрашивают. Если для поступления на какую-то специальность нужно сдавать дополнительный экзамен (в СПО зачисление происходит по результатам аттестата, но на некоторые специальности есть дополнительные испытания), то ребята с инвалидностью эти испытания тоже проходят, но к ним, правда, другие требования.

- В 2016 году в регионе начали развивать инклюзивное образование, стало ли больше особых студентов в связи с этим? И какие условия для них создаются, чтобы они могли учиться наравне со здоровыми сверстниками?

- Инклюзивное образование предполагает включение ребенка инвалида или ребенка с ОВЗ в здоровую среду сверстников, в том числе в учебных заведениях. В нашем колледже (центр работает на базе «Тюменского колледжа производственных и социальных технологий), ребята с инвалидностью сидят в одной группе со здоровыми детьми, а педагоги обязаны обеспечить равные условия. Например, если студент глухой, ему положен сурдопереводчик (такие специалисты есть), если он слабослышащий, ставим усилители звука, чтобы через слуховой аппарат он слышал преподавателя так же, как его одногруппники. Создание некоторых условий, появление технических возможностей, специальная подготовка педагогов привели к тому, что «особых» студентов у нас стало больше. Если в 2016 году ребят с инвалидностью по всей Тюменской области в профессиональных образовательных организациях обучалось всего 112 человек, сейчас - 683. Разница огромная!

Такие же, как все

- Одно дело, когда у ребенка физические особенности, другое, когда есть ментальные нарушения. Какую профессию могут получить такие дети?

- Ментальные нарушения бывают разные, и в зависимости от этого такие абитуриенты поступают на те или иные специальности. Если это ребенок с небольшими отклонениями в развитии, как задержка психического развития, слабая умственная отсталость, которые впоследствии могут прийти в норму, то он может учиться по всем основным специальностям. Но для поступления нужно принести аттестат об окончании 9 или 11 классов. Поступают такие дети на общих основаниях.

При более серьезных отклонениях в здоровье, например, средняя и тяжелая степень умственной отсталости, интеллектуальное нарушение такой степени, когда требуется обязательное сопровождение, коррекция поведения, мы предлагаем выучиться в специальных группах. Как правило, такие дети приходят со свидетельством об окончании коррекционных классов, интернатов, а оно не дает нам право зачислять их на основные профессиональные образовательные программы. Выучиться и получить специальность они могут в группах социально-профессиональной адаптации. В них учатся не только ребята с инвалидностью, но и дети-сироты, которые также не прошли по конкурсу и не добрали баллов, здоровые абитуриенты с очень низкими баллами аттестата. Учеба длится два года, подготовка ведется по трем группам специальностей, например, повар, пекарь и тестовод. После окончания обучения ребятам выдаются удостоверения о том, что они получили профессиональный навык. В этом году мы уже набрали три группы по всем трем направлениям, но мест не хватает. Возможно, нам позволят набрать еще одну.

- Не так давно в учебных заведениях учеников с инвалидностью начали сопровождать тьюторы. Ваши «особые» студенты пользуются такой поддержкой?

- У нас в колледже работают два тьютора, и они нарасхват. Если в индивидуальной программе адаптации и реабилитации ребенка прописано «требуется сопровождение тьютора», мы обязаны предоставить помощника. Чаще всего сопровождение требуется ребятам, которые имеют физический недостаток, интеллектуальные нарушения.

Наши тьюторы в основном работают с ребятами с ментальными нарушениями. Помогают им на занятиях, объясняют, делают вместе домашние задания, следят, чтобы у их подопечных не было долгов, академических задолженностей. «Особые» студенты должны ощущать себя на одном уровне со своими сверстниками.

- Найти работу сложно даже обычным выпускникам колледжей, вузов, а как вчерашние студенты с особенностями здоровья трудоустраиваются?  

- Этот очень больной вопрос, особенно в сегодняшних реалиях, когда из-за пандемии ситуация на рынке труда очень напряженная. Конечно, своих выпускников мы не бросаем, вместе с коллегами из департамента образования Тюменской области, департамента труда и занятости Тюменской области, социальными партнерами стараемся каждому найти работу. Рассказываем ребятам, какие вакансии предлагают, куда можно обратиться. Если не получается найти постоянное место, стараемся хотя бы временно трудоустроить или организовать стажировки. Центр занятости населения Тюменской области, а также районный и городской, нам в этом очень помогают.

Еще сложнее обстоят дела с детьми, которые закончили наши группы социально-профессиональной адаптации. Стараемся им хотя бы подработку найти. У нас на учете каждый выпускник, помогаем им всем, чем можем, хотя мы не Центр занятости и не обязаны трудоустраивать.

Абилимпикс

В V Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс-2019» приняли участие и тюменцы. Всего было более 1800 участников из всех 85 регионов Российской Федерации. Соревнования проходили по 62 основным и 31 презентационным категориям.

Тюменцы привезли четыре медали: одну золотую и три серебряных.

1 место в компетенции «Медицинский и социальный уход» заняла Раиса Суслова.

2 место заняли специалисты:

  • Сергей Андрейчиков, «Сборка-разборка электронного оборудования»;
  • Екатерина Уколова, «Психология»;
  • Вероника Баранова, «Медицинский и лабораторный анализ».

Всего на финале чемпионата Тюменскую область представляли 16 участников. Региональная сборная участвовала в категориях «Студенты» и «Специалисты».

«Мы гордимся успехами наших земляков! Правительство региона создает условия для профессиональной и творческой самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Движение «Абилимпикс» позволяет работодателям найти мотивированных сотрудников», - отметила Надежда Мазуркевич, директор областного департамента труда и занятости.

Кстати, 30 стран подтвердили участие в X международном чемпионате «Абилимпикс», который состоится в Москве в мае 2021 года. Список национальных сборных расширится, прием заявок продолжается, сообщает Минпросвещения России.

Наиболее многочисленные делегации планируются из Кореи, Франции, Азербайджана и Китая. Согласно конституции федерации «Абилимпикс», каждая делегация может представить не более двух участников в одной компетенции. В составе сборной России в чемпионате примут участие 116 конкурсантов.

Участники продемонстрируют свои навыки по 55 компетенциям (из них 45 основных и 10 презентационных) в сфере IT-технологий, питания, промышленных, творческих и медицинских профессий, сервиса, декоративно-прикладного искусства.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах