aif.ru counter
410

Свобода передвижения. Как инвалиды-колясочники становятся водителями

В большинстве автошкол попросту нет условий для их обучения, ведь помимо материально-технических требований, к таким ученикам нужен еще подход.
В большинстве автошкол попросту нет условий для их обучения, ведь помимо материально-технических требований, к таким ученикам нужен еще подход. © / pixabay.com

Эти водители на дороге ничем не отличаются от остальных. Их особенность замечают, когда они не сразу выскакивают из припаркованной машины, а сначала вытаскивают инвалидную коляску. Для людей с ограниченными возможностями здоровья водительское удостоверение - возможность стать чуть свободнее и независимее. Но чтобы получить желаемый документ, им и их родным нужно приложить больше усилий, чем обычным кандидатам в водители. Какой путь преодолевают инвалиды, чтобы сесть за руль автомобиля, узнала корреспондент «АиФ-Тюмень».

Все сначала

Шесть лет назад Евгений Бажин получил на работе серьезную травму. В один миг активный и трудолюбивый мужчина стал инвалидом. Долгая реабилитация и новая жизнь, в которой многое из того, что раньше казалось обыденным, стало невозможным. Работавшему водителем Евгению тяжело было смириться с тем, что теперь он не может сам свободно сесть за баранку и поехать по делам. Постоянно приходилось просить друзей или вызывать такси. С последним тоже было непросто: сесть самому, положить инвалидную коляску, заплатить за ожидание, если нужно на пару минут заскочить в ту же аптеку. Иногда, чтобы съездить в больницу, мужчина вызывал социальное такси, но заказывать его нужно за неделю к определенному времени, что тоже не очень удобно. Необходимость в свободе передвижения стала еще острее, когда Евгений начал заниматься бочче - паралимпийским видом спорта. Три раза в неделю из села, в котором он живет, нужно было ездить на тренировки в областную столицу. Пятнадцать километров туда и обратно.

Евгений решил вновь сесть за руль.
Евгений решил вновь сесть за руль. Фото: АиФ/ Артем Ткачук

«Тогда я решил снова сесть за руль. Сначала взял несколько платных уроков по вождению автомобиля на ручном управлении, хотел понять, получится у меня или нет. Когда стало ясно, что водить могу, записался на курсы», - рассказывает Евгений.

Травма спинного мозга не только лишила возможности ходить, но и ослабила хват рук, поэтому на руль пришлось покупать специальную накладку. Приспособиться к ручному управлению Евгению было легко.

Евгений с инструктором по вождению.
Евгений с инструктором по вождению. Фото: АиФ/ Артем Ткачук

«Всего один рычаг, на себя - газ, от себя - тормоз, - рассказывает он. - Если бы это была механика, был бы еще один рычаг - сцепление, наверное, не смог бы научиться. Ведь одновременно нужно еще крутить руль, включать поворотники, следить за ситуацией на дороге».

У одногруппника Евгения Вячеслава Кенах врожденная патология нижних конечностей. Правда, ручное управление молодому человеку не понадобилось, на автоматической коробке передач он может одной ногой нажимать на педаль. Вячеслав уже свободно ездит по городу и мечтает о том дне, когда получит права. После этого он станет самостоятельнее и свободнее в передвижениях.

На дороге все равны

«Особым» курсантам в автошколах не очень рады. В большинстве из них попросту нет условий для их обучения. Помимо материально-технических требований, к таким ученикам нужен еще подход.

«С ними бывает непросто, нужно больше терпения, такта, необходимо помочь сесть в машину», - говорит директор автошколы Всероссийского общества автомобилистов Андрей Гаврин.

К будущим водителям с особенностями здоровья в ВОА относятся так же, как и к остальным, разве что чуть внимательнее. Для них нет специальных групп, методичек, правил - на дорогах все равны. А вот сами «особые» ученики, по его словам, сразу выделяются из основной массы обучающихся своим усердием и стремлением к знаниям. Результат такого отношения хорошо виден на экзаменах: процент сдачи теории и вождения с первого раза среди этой категории курсантов заметно выше.

Сейчас в ВОА есть один автомобиль с ручным управлением. Пока его хватает. Группы по 10-15 человек набирают по мере появления желающих, иногда образуются небольшие очереди. Если курсант идет учиться через Всероссийское общество инвалидов, занятия финансируются из бюджета.

«Вместе с департаментом социального развития Тюменской области мы реализуем программу по обучению инвалидов вождению. Лет десять назад учили всех желающих, независимо от болезней, последние пять-шесть лет в приоритете те, у кого проблемы с нижними конечностями: ампутанты, колясочники и др. Для них автомобиль - необходимость, свобода передвижения, возможность жить в более комфортных условиях», - говорит заместитель председателя ВОИ Андрей Бекиров.

Общество инвалидов помогает и с приобретением специальной литературы, а когда вслед за теорией сразу идут практические занятия и учеба растягивается на весь день, «особым» ученикам привозят горячее питание. В обществе понимают - приезжать несколько раз в день в автошколу инвалидам тяжело, поэтому занятия стараются максимально скомпоновать.

Учиться управлять автомобилем в ВОА приезжают инвалиды со всех районов юга области. Преодолевать сотни километров каждый день невозможно физически, поэтому курсантам на время обучения приходится снимать жилье в областной столице. Это не только дополнительные финансовые затраты, но и нагрузка на близких. Кому-то из родственников приходится сопровождать будущего водителя и проживать с ним все время обучения.

«Сейчас мы пытаемся решить эту проблему. Есть идея сделать теоретическую часть дистанционной, а практическую организовать в райцентрах, где есть филиалы нашей школы, - комментирует Андрей Гаврин. - Еще одна задача, которую нам нужно решить, - доступная среда. В идеале автошкола должна быть оборудована пандусом до второго этажа, где у нас учебные классы, и специальными туалетами. Но все это снова упирается в деньги».

«Рычаг независимости»

Многие помнят, как несколько лет назад на городских улицах часто встречались автомобили «Ока» со значком «За рулем инвалид». Сегодня таких машин практически не встретить и дело даже не в том, что эти малолитражки превращаются в музейный экспонат, до 2005 года «особым» водителям автомобили с ручным управлением приобретали за счет государства. Сейчас рассчитывать на подобную поддержку могут только люди с ограниченными возможностями здоровья, получившие производственные травмы.

Андрей Бекиров, Андрей Гаврин.
Андрей Бекиров, Андрей Гаврин. Фото: АиФ/ Артем Ткачук

«Лет семь-восемь назад инвалидам бесплатно ставили ручное управление на автомобиль, сегодня и такой возможности нет. Мы пытаемся добиться возобновления финансирования, но пока безуспешно», - сокрушается заместитель председателя ВОИ.

Между тем переоборудовать автомобиль стоит недешево. Вместе с самой установкой и оформлением получается около 25-30 тысяч рублей. Ставят такое оборудование в основном на машины с автоматической коробкой передач, так безопаснее и проще в управлении. Всего один рычаг, но совсем другие возможности для людей, которые навсегда прикованы к инвалидной коляске: отвезти свою семью в ТЦ, детей - в сад и в школу, устроиться работать в такси и даже попробовать проявить себя на соревнованиях. Этим летом ВОИ совместно с Тюменским центром высшего водительского мастерства ВОА разрабатывают положение конкурса для инвалидов-колясочников по мастерству вождения. Лучшего водителя определят по итогам скоростного управления машиной на автодроме.

Комментарий специалиста:

Николай Поздняков, инструктор по вождению: «Курсанты-инвалиды учатся по той же программе, что и все остальные. У них такое же количество часов, тот же набор упражнений на автодроме. Но есть нюансы, например, с ними мы еще разбираем правильную посадку и высадку из автомобиля, как безопасно убрать в машину инвалидное кресло.

Учиться ручному управлению сложнее, чем обычному. Руками одновременно нужно выполнять несколько движений, не упуская руль. Не всегда получается резко нажать на тормоз. Поэтому я учу своих «особых» курсантов начинать тормозить заранее. В целом, они намного ответственнее и мотивированнее, чем остальные».

Цифры

Около 1 600 инвалидов-колясочников проживают в Тюмени.

Первой же «инвалидкой» с закрытым кузовом стал трехколесный автомобиль С-1л, впервые сошедший с конвейера Серпуховского мотоциклетного завода в 1952 году. Мотоколяска имела руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску задних колес на поперечных рычагах. Каркас кузова был сварен из труб и обтянут металлом. Слабенького четырехсильного моторчика с трудом хватало на то, чтобы привести в движение машину весом 275 кг. Скорость же не превышала 30 км/ч. Поэтому в 1956 году двигатель заменили на более мощный – от мотоцикла Иж-56, развивавший 7,5 л.с. Это позволило увеличить скорость до 55 км/ч.

В 1958 году в КБ Горьковского автозавода был спроектирован экспериментальный автомобиль ГАЗ-18. Это был двухместный малолитражный автомобиль с ручным управлением.

Первым классическим автомобилем для инвалидов стал С3А. По своей конструкции он напоминала Citroёn 2CV. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Маневренность автомобиля была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Мотоколяски С3А бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Bыдавались они собесами на oпределённое время, пoсле которого инвалид был обязан сдать мотокoляску в сoбес и пoлyчить нoвую. В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок С3А сохранилось чрезвычайно мало.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах