Примерное время чтения: 6 минут
732

Не «рванет» ли снова? Сибирский историк об уроках революций 1917 года

Февральской революции 1917 года в школьных учебниках посвящено полстраницы.
Февральской революции 1917 года в школьных учебниках посвящено полстраницы. / Автор неизвестен / Commons.wikimedia.org

Вековой юбилей российских революций в этом году, безусловно, - одно из самых обсуждаемых событий. Причем всеми и повсеместно. Почему это происходит только в круглые даты, попытался разобраться корреспондент «АиФ - Тюмень».

Может быть, и потому, что пристально всматриваемся мы в то, что произошло, только в юбилеи, в нашем обществе до сих пор у разных групп людей свои оценки этих социальных катаклизмов. Да и у наших историков не только нет единой точки зрения на эти события, но и однозначного ответа на самый главный вопрос: почему это случилось именно в России и не «рванет» ли здесь снова?

«Дикие инстинкты народа»?

Но для этого как минимум историки должны очень детально, в полном объеме и со всех сторон, изучать все обстоятельства возникновения этой бури. И лучше системно, а не аврально, готовясь к научной конференции на заданную тему, приуроченной к очередному юбилею.

А вот системности-то как раз и не хватает. По утверждению Валерия Кружинова, профессора кафедры отечественной истории Тюменского госуниверситета, доктора исторических наук, революционная проблематика в течение четверти века была или мало востребованной, или вообще невостребованной. Он привел такой пример. Если в 70-е и 80-е годы прошлого века каждая десятая работа историков была посвящена проблемам революции, то за последние тридцать лет в отечественной историографии не появилось ни одной обобщающей работы ни по истории Февральской революции, ни по Великой Октябрьской. Еще хуже ситуация в региональной историографии. «В нашей области, кроме вышедшей почти 60 лет назад книги профессора Павла Рощевского, нет ни одной специальной работы по событиям 1917 года в Тюменском регионе», - говорит Валерий Кружинов. Печальной, по его мнению, до недавних пор была картина и в школьных учебниках. Профессор приводит такую статистику: Февральской революции 1917 года там посвящено не более полстраницы, тогда как репрессиям 1937 года - порядка десяти страниц. Осень 1917 года предстает в виде разрушительной деятельности большевиков и, как сообщает один из учебников, «проявляющихся диких инстинктов народа», - цитирует Валерий Кружинов. Правда, сейчас положение здесь меняется к лучшему, что его очень радует. В прошлом году появился новый учебник по истории России под редакцией ректора МГИМО академика Анатолия Торкунова.

Осень 1917 года предстает в виде разрушительной деятельности большевиков
Осень 1917 года предстает в виде разрушительной деятельности большевиков. Фото: Кадр из художественного фильма «Октябрь»

И, по мнению тюменского ученого, этот учебник кардинально изменил ситуацию в литературе для общеобразовательных учреждений. Февральской революции в нем отводится целых полторы страницы, всему 1917 году - 20 страниц. К сожалению, говорит профессор, и в этом учебнике есть недостатки и в проблемном плане, и с точки зрения развития мыслительной деятельности школьника. Есть даже фактические ошибки. Допустим, рассказывая о Февральской революции упоминается имя первого председателя временного правительства России Георгия Львова, вдруг заявляется, что он был левым кадетом. Это не так. Он в 1911 году покинул эту партию, поскольку не был согласен с ее курсом. Но в целом, по оценке Валерия Кружинова, «в этом учебнике взят правильный курс, и, самое главное, появились взвешенные, научно обоснованные оценки».

Не надо идеализировать эпоху

И еще ряд обстоятельств тревожит тюменского ученого. Например, широко распространенная в публицистике и работах, претендующих на статус научных, но, по его мнению, таковыми на деле не являющихся, так называемая конспирологическая составляющая. Где причины революции объясняются немецкими деньгами, якобы полученными большевиками, какими-нибудь российскими масонами или британскими агентами. «Меня крайне беспокоит идеализация в ряде работ, в том числе и тюменских авторов, пути развития России в начале 20-го века, положения рабочих и крестьян. И особенно Столыпинской аграрной реформы, которая представляется как благо для России, как достигшая своих блестящих целей», - говорит профессор. А что было на самом деле? Тюменский ученый рисует совсем не благостную картину. Он утверждает, что крестьяне европейской России после реформы 1861 года (кто забыл, напомню - это отмена крепостного права в России) имел 3 десятины земли, а с начала 20-го века - 2. В европейской части проживало тогда около 120 миллионов крестьян. Столыпин переселил из этой огромной аграрной армии всего 3 миллиона 400 тысяч крестьян, причем, 400 тысяч из них возвратились обратно. И об этом тоже нужно говорить.

Вот поэтому профессор Кружинов настаивает: тема революции должна тщательно изучаться нашими современниками. И считает, что президент России в своем последнем послании Федеральному Собранию не случайно обратил внимание на то, что необходимо глубоко и честно изучать историю российских революций, для того, чтобы объяснить их причины. «Я думаю, что для современной России, где наряду с несомненными успехами государства, существует масса глубоких социальных, и не только, проблем, где имущественное расслоение достигло колоссальных размеров, это указание президента имеет особое значение», - говорит ученый. И считает, что надо ответить хотя бы на вопрос: какие уроки мы должны извлечь для себя из событий 1917 года? Конечно же, их много, полагает он, но важнейший, с его точки зрения, - разрыв между настроениями всех слоев общества и курса власти в период, предшествующий Февральской революции. Это было основной причиной социального взрыва. И, как заявляет Валерий Кружинов, он не знает ни одного историка, который считал бы, что революции могло бы не быть.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах