Примерное время чтения: 10 минут
273

Когда лидерство не радует? О цифрах, корысти и вреде «сухого закона»

Нужно не бороться с пьянством, а утверждать трезвость, считает руководитель организации «Трезвая Тюмень» Александр Зверев.
Нужно не бороться с пьянством, а утверждать трезвость, считает руководитель организации «Трезвая Тюмень» Александр Зверев. pixabay.com

Недавно все СМИ сообщили сенсационную новость – по данным исследования Всемирной организации здравоохранения показатель употребления алкоголя в России с 2003 по 2016 год снизился на 43%. Однако мы по-прежнему в десятке самых пьющих в мире стран. О том, сможем ли мы когда-нибудь побороть пьянство и покинуть это печальное лидерство, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у руководителя одной из первых не только в Тюменской области, но и в постсоветской России трезвеннической общественной организации «Трезвая Тюмень» Александра Зверева, считающего, что борьбой с пьянством эту беду не победить.

Как однажды россияне утвердили трезвость?

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Сам факт резкого снижения потребления алкоголя, к тому же зафиксированный такой серьезной организацией как ВОЗ лично вас радует?

Александр Зверев: Все зависит от того, с какой позиции на это посмотреть. Безусловно, если вспомнить, что где-то с 90-х годов и приблизительно до начала двухтысячных мы по официальной статистике были на первом месте в мире по потреблению алкоголя, так что снижение потребления - положительный результат. Но, в начале прошлого века, среди европейских стран Россия имела самые низкие показатели, и они были более чем в два раза ниже нынешних «снизившихся». Более того, в 1914 году сам народ добился трезвости, царь был вынужден издать высочайшее указание, по которому в местах, где люди не желают отравляться алкоголем разрешалось закрыть его продажу. И в течении буквально 3-4 месяцев народ России сам все позакрывал. Но этому предшествовала, конечно, огромная работа общественности.

- А сейчас в чем причина резкого снижения россиянами потребления алкоголя, что такого произошло в стране?

- Сейчас история повторяется. Снова за отрезвление, за освобождение от алкогольных пут взялась общественность. Причем, очень грамотно. Это многолетнее организованное движение и у него своя очень здравая идеология. Люди начинают понимать, что трезвость это естественное состояние, и оно каждому дается с рождения. А далее различными информационными приемами трезвость у них отнимают. И причина, по которой это делается, стара как мир и проста - корысть. Дело в том, что себестоимость любого яда – будь то табак или алкоголь, крайне низкая. Например, одна тысяча сигарет обходится производителю всего в один доллар. По нынешнему курсу это примерно 64 рубля.

Себестоимость любого яда – будь то табак или алкоголь, крайне низкая

Уже запечатанная пол-литровая бутылка самого дорогого по себестоимости алкоголя, а это водка – примерно 15 рублей. А цены мы знаем. Прибыль сотни процентов!

- То есть, если не покупать, этот, как вы говорите яд, то алкопроизводители несут убытки и трезвость им невыгодна?

- Абсолютно точно. Еще в XIX веке известный английский публицист Томас Даннинг, давая характеристику капиталу, писал, что при 300% прибыли нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы и под страхом виселицы. Это закон жизни. И конечно, имея такие колоссальные доходы, производители табака и алкоголя лоббируют свои интересы на всех уровнях власти, в средствах массовой информации, в культуре.

- И организации, подобные вашей видят сопротивление идеям трезвеннического движения со стороны тех, кому выгодно опять же вашими словами «отравление населения»?

- Естественно. Достаточно посмотреть на их реакцию, например, по такому пункту. Вспомните, как раньше боролись с самогоном. Сейчас пройдите даже по Тюмени. Увидим множество магазинов, где продают самогонные аппараты, вместе с рецептами изготовления самогона. Почему? А потому, что обеспокоенные падением потребления алкоголя, заинтересованные в его производстве силы таким способом пытаются остановить это падение. Главное для них, чтобы не пропал интерес к алкоголю вообще. А чего стоит, их замысел, который они продвигают через систему ЗОЖ. Там навязывают некую норму потребления - 168 граммов чистого алкоголя в неделю для мужчин и вдвое меньше для женщин. И утверждают, что такая норма потребления не только не наносит вред, но и полезна для здоровья. Это рекомендация. Мы посчитали. Для мужчин – это 10 литров в год. Но если принять градацию ВОЗ, то уже при 8 литрах больных детей рождается больше чем здоровых. Все это, естественно, работает против трезвых устремлений, которые сейчас складываются у людей, прежде всего у молодежи. Хотя заметно, что за ум берется и старшее поколение.

- Замминистра здравоохранения России Олег Салагай недавно сообщил, что сегодня потребление алкоголя в нашей стране составляет около 9,7 литра в год на человека. Это даже не восемь. Но по сравнению с тем, что у нас доходило, по его же словам до 18 литров, это все же успех?

- Опять же, как посмотреть. Безусловно, сама тенденция к снижению успех. У нас в 2009 году, действительно официально было признано, что в стране уровень потребления алкоголя достиг 18 литров на человека в год. И тогда же на государственном уровне была принята концепция по снижению масштабов злоупотребления и поставлена задача хотя бы до 8 литров довести этот показатель. Но даже если бы мы его и достигли чему радоваться? Известный ученый Леонид Попов, потратил 15 лет, на изучение влияния алкоголя на человеческий мозг. И установил, что при потреблении одного литра в год уже наступает катастрофа - человека не может мыслить с той силой интеллектуальных возможностей, которые ему даны от природы, с рождения.

Кто виноват, и что делать?

- Но, все-таки, эта тенденция снижения потребления алкоголя не сама по себе образовалась. На ваш взгляд, чья в этом заслуга - трезвеннического движения, власти, церкви?

- Скажу так - движение к трезвости было, есть и будет и остановится только тогда когда алкоголь придет к нулю, когда изменится мораль в обществе в целом. И это естественное, инстинктивное движение народа к трезвости и продавило вот эту тенденцию.

В октябре 2009 году наша программа утверждения и сохранения трезвости в России: «Трезвость - воля народа!», впервые в России вышла в официальное публичное пространство. Она была напечатана в губернаторской областной газете. И в этот же год, чуть позже появилась государственная концепция по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. И главное, что там декларировалось это то, что при принятии каких-то решений необходимо исходить из интересов народа, его здоровья, благополучия и состояния, а не из интересов представителей алкогольного рынка. Это же знаковая вещь. И она помогает главному – формированию морали трезвости.

Люди должны сознательно принять состояние трезвости

- Это что-то типа морального кодекса коммунизма советских времен?

- Нет, конечно. Это не что-то отвлеченное. Мораль это: совокупность законов писанных, и неписанных, которые реально регулируют отношения между людьми. Определение морали подсказывает, что нужно делать. Еще Цицерон говорил – хочешь изменить мораль общества – измени его законы. Есть у нас Федеральный закон №171 от 1995 года, который утверждает, что алкоголь - это пищевая продукция. А отсюда идут все подзаконные акты, реклама и прочее. Он должен быть переработан и утверждать правду, алкоголь техническая жидкость ядовитая для человека. Это широко известный факт, давно открытый наукой и утвержденный рядом государственных документов. Требование правды в законе – главный пункт нашей программы. Еще пункт – важнейший для утверждения трезвости. Это вынесение торговли алкоголем за пределы поселений в спецмагазины. Запрета нет - поезжай и покупай, когда хочешь. Мы противники сухого закона и считаем подобные действия провокацией. Любой запрет рождает протест. Наша позиция - не запреты, а убеждение, люди должны сознательно принять состояние трезвости. Нужно помочь людям в распрограммировании, помочь понять, что алкоголь и табак на самом деле яды. Сейчас приходишь в магазин, а там продаются и продукты, и алкоголь. Мы, «выселив» алкоголь в спецмагазины прежде всего, защитим детей, чтобы у них на уровне подсознания не откладывалась мысль, что сок это продукт для детей, а алкоголь - для взрослых. Сейчас бывает так заходит человек в магазин хлеба купить, а там все эти бутылки со спиртным с яркими наклейками, с красивыми названиями. И ушел он вместо хлеба затаренный совсем другим. Спецмагазины исключают случайные приобретения. Но самое главное вот в чем - человек едет в спецмагазин и понимает, что за ядом. А там, в магазине, согласно закону, о защите прав потребителя, расписаны все действительные свойства этих алкогольных разведений.

- Тогда извечные российские вопросы – кто виноват, и что делать, для выполнения этих пунктов вашей программы?

- Что нужно делать. Во-первых, иметь точно сформулированный социальный заказ. У нас он есть – это программа. Во-вторых, нужна социальная база. Это люди, которые принимают эту программу и готовы работать. И когда это есть, созидательные управленцы, а их не так уж мало во всех сферах нашей жизни, с опорой на эту общественную силу продвигают решения, направленные на оздоровление общества. Зарубежные экономисты подсчитали, что примерно около 4 триллионов рублей в год тратят россияне на алкоголь. А мы знаем, что есть еще нелегальный, и эту цифру нужно умножать почти вдвое. А у нас бюджет страны приблизительно 16 триллионов. И вопрос, как мы с такой экономической гирей будем двигаться вперед. Но самое страшное, что из-за употребления табака, алкоголя и других интоксикантов напрямую и по причинам связанным с их потреблением в нашей стране уходят из жизни более миллиона человек в год самого трудоспособного возраста. Семьсот тысяч человек только алкоголь уносит. Это статистика 2009 года. Сейчас называют цифру 500 человек.

- Уже многие годы власти всех уровней преимущественно ведут здоровый образ жизни, у молодежи стремление вести здоровый образ жизни становится модой, идет массовое развитие спорта, проводятся огромное количество культурных мероприятий. Это способствует укреплению в обществе трезвости?

- Все это, во всяком случае у нас в регионе, есть. И свой эффект дает. Но он не такой уж значительный. Главные рычаги в другом. Много лет назад мы, в Тюмени добились запрета щитовой наружной рекламы табака и пива. Собрали тогда почти 8 тысяч подписей горожан. И был принят областной закон. Сняли только банеры. И, например, продажи пива сразу же упали на 30%. Вот она сила рекламы! И заслуга государевых людей в том, что они серьезно ограничивают рекламу и это действует.

Но я уверяю, если остается реклама, пропаганда алкоголя и табака, шаговая его доступность, если и дальше будут их продавать вместе с продуктами - кардинально ничего не изменится. Просвещать людей нужно. Помогать им нужно. За 30 лет работы через наши стены прошло около 10 тысяч человек. Подавляющее большинство из них сознательно выбрали трезвость. Просвещение людей, грамотные действия в направлении реализации программы «Трезвость – воля народа!» помогает власти, опираясь на волю народа, принимать назревшие решения. Я с оптимизмом смотрю в будущее: растет количество организаций подобных нашей и в Тюмени, и в регионе и в стране, ширится количество площадок, где идет работа наших организаций. У нашего движения больше сотни лозунгов. Мы их не придумываем. Они рождаются самой жизнью. И, пожалуй, главный из них такой – «Только трезвая Россия станет великой». Люди это уже понимают.

Досье
Александр Зверев 30 лет руководит общественной организацией «Трезвая Тюмень», цель которой - утверждение и сохранение трезвости отдельным человеком, семьей и обществом в целом. Активисты организации и он сам много лет выпускают видеоматериалы, сборники ежегодных научно-практических конференций, брошюры, буклеты, ведут работу в социальных сетях. Кроме того проводят «Уроки трезвости» в учебных заведениях города и области. В прошлом году программа «Утверждение и сохранение трезвости» была поддержана фондом президентских грантов.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах