Очень часто в кабинете психолога люди делают вывод, что живут не свою жизнь. Причинами во многих случаях становится то, что в юности их настоятельно направляли родители в выборе профессии. Когда-то в них вложили средства и силы, их мотивировали, мотивировали и еще сильнее мотивировали быть успешными, хорошо зарабатывать, жить в достатке. И вот у человека вроде бы все есть, а он сидит с потухшим взглядом – несчастный, без цели в жизни, с дырой в душе: «Я не знаю, как жить дальше…».
По опыту своей практики тюменский педагог, психолог, специалист по воспитанию и развитию детей, детско-родительским отношениям, преподаватель АНО ДПО «Академия психологической практики» Марина Дунайцева приводит статистику: половина клиентов идут к психологу с проблемами во взаимоотношениях, а другие 50% приходят с запросом «Жизнь не радует, на работу хожу как на каторгу, не знаю, чего хочу…» В процессе консультации такой человек часто приходит к выводу «Я выбрал не ту профессию».
Эксперт отмечает, что в выборе профессии наиболее эффективна модель Климова, основанная на стыке трех базовых составляющих «хочу», «могу», «надо»: чем человек хочет заниматься, что он может делать (в силу своих способностей, навыков, уровня здоровья) и что востребовано на рынке труда.
При этом подготовка к выбору будущей профессии начинается еще в дошкольном возрасте. Это происходит в сюжетно-ролевых играх, когда ребенок примеряет на себя разные роли, профессии. Постепенно, в процессе воспитания и развития, ребенок пробует себя в разных видах деятельности, учится самостоятельности, ответственности, самоорганизации, умению слышать себя, свои желания – тому, что поможет определиться, когда придет время.
Эксперт выделила семь советов, как сделать верный выбор профессии.
1. Решение о выборе профессии важно принимать самостоятельно
Мы готовы нести ответственность только за те решения, которые приняли сами, где у нас была возможность сделать свободный выбор, пояснила Марина Дунайцева.
2. Не нужно выбирать профессию «за компанию».
При выборе профессии лучше ориентироваться на собственные желания и способности, нежели привязанности.
3. При выборе не ставить на первое место престижную или высокооплачиваемую работу.
Неверно делать выбор профессии, погнавшись только лишь за престижем или деньгами, утверждает психолог.
4. Определить сферу своих интересов, способности – для этого пробовать себя в разных видах деятельности.
Совет родителям: создайте для ребенка условия, чтобы он мог познакомиться с разными видами деятельности, понять, что ему ближе.
При этом часто родители так увлечены развитием своих детей, что забывают заботиться об их здоровье.
5. Не стараться сделать выбор на всю жизнь.
День сегодняшний диктует быть гибким, уметь адаптироваться к переменам, быть готовым осваивать новые навыки и компетенции - это поможет найти свое место в меняющемся мире. В наше время человек за свою жизнь может сменить несколько профессий.
6. Не бояться совершить ошибку.
Как правило, подросток не задумывается о выборе профессии до девятого класса, если только родители не подгоняют: «Надо! Пора!». Это давление формирует у подростка страх совершить ошибку, подвести папу и маму. По словам Марины Дунайцевой, стоит освободить ребенка от своих ожиданий.
7. Не пренебрегать самообразованием.
В наше время высшее образование не дает гарантию высокого заработка и профессиональной реализации. Гораздо важнее найти дело по душе, которое приносит пользу другим людям. Тогда будут и деньги и удовлетворение от любимой работы. Куда ценнее самообразование.
Комментарий специалиста
Депутат Тюменской областной думы Елена Кашкарова высказалась с точки зрения человека, который занимается общественной деятельностью и помогает подросткам с профориентацией, а также как мама троих дочек. По ее словам, в подростковом возрасте детям важна наставническая помощь, чтобы понять, чем ребенок хочет заниматься в жизни.
«У нас классные дети, они очень умные. Что бы они не говорили, какие бы конфликты поколений не возникали, у наших детей много компетенций (этого слова в наше время не было). Они гораздо быстрее реагируют на вызовы современности. Многие дети уже имеют свои цели, наша задача только помочь, но не в коем случае не решать за них и не заставлять», – считает Елена Кашкарова.
Выходит, в выборе профессии труднее приходится не ребенку, а мамам и папам, которым порой сложно отказаться от родительских амбиций. Спикер парламента подтверждает это, ссылаясь на свой опыт работы.
«Бывает, через ребенка родители пытаются реализовать несбывшиеся мечты, компенсировать таким образом свои планы. Я благодарна своим родителям за то, что они в свое время отпустили меня в свободное плавание. Тактика была: «Твоя жизнь – то, что ты хочешь, то и делай». Я закончила школу в 16 лет. Понятно, что было сложно определиться с профессией. Подавала документы в университет одна. Шла на одну специальность, а когда набрала высший балл, поняла, что могу перевестись на другую. Это было в приемной комиссии, ходила я туда одна, мобильных телефонов тогда не было. Я сама переписала заявление и уже дома маму поставила пред фактом: «Я поменяла специальность», – вспоминает Кашкарова. – В моей семье примерно такие же принципы. Я могу посоветовать, но окончательное решение за моими детьми».