У «Почты России» многовековая история. И во все века кто-то благодарил ее, кто-то ругал, но все и всегда понимали, что без нее никуда. Она стала важнейшей и неотъемлемой частью нашей жизни. С тех пор ничего не изменилось. Люди и в век высоких технологий продолжают писать письма и ждать на них ответы, отправлять и получать посылки.
И так же кто-то благодарит почту за создание в отделениях связи «доступной среды» для маломобильных горожан, за обновление почтовых офисов, а кто-то жалуется на то, что маловато в городе почтовых отделений, и не всегда они расположены удобно, или на то, что порой очень долго приходится ждать посылку с заказанным товаром. Корреспондент «АиФ-Тюмень» Юрий Пахотин поговорил с директором Управления федеральной почтовой связи Тюменской области Андреем Ершовым о том, как работает и чем живет сегодня почта.
Долгий путь на почту
- Андрей Николаевич, что мешает «насытить» город почтовыми отделениями и разместить их поближе к жителям?
- Тюмень - динамично развивающийся город. За последние годы здесь на пустырях появилось много новых микрорайонов, крупных жилых массивов. Люди празднуют новоселье, радуются, что рядом садик, школа, магазины, фитнес-центр. А потом человек заказывает посылку, она приходит, и он понимает, что за ней нужно проехать полгорода, так как в плане строительства этого микрорайона почтовое отделение не было предусмотрено. И он начинает жаловаться. Почему-то многие считают, что почта финансируется из бюджета государства, но мы не дотируемое государством предприятие и работаем по принципу самоокупаемости. И за аренду мы платим по коммерческим ценам.
- Но какие-то шаги по решению этой проблемы вы предпринимаете?
- Конечно. Например, мы полтора года назад взяли курс на релокацию наших помещений, то есть перемещение их в более удобное для жителей место. И первые результаты уже есть: перенос одного из наших отделений связи в областной столице в крупный торговый центр оказался удачным. Каждому человеку удобно прийти в торговый центр, купить что-то, перекусить, развлечься и заодно получить посылку.
Кроме того, мы ведем переговоры с местной администрацией, чтобы помещения под почтовые отделения предусматривались уже на этапе проектирования новых микрорайонов.
- Посылки - это сегодня самая востребованная услуга?
- Да. И ее объем растет в геометрической прогрессии. Особенно популярна эта услуга у молодежи. Заказывают товары через Интернет, чаще всего в Китае - оттуда огромное число посылок к нам приходят, в среднем более ста тысяч отправлений в месяц.
- А почему посылки иногда идут буквально черепашьим ходом?
- Откуда у вас такие данные? Недавно посчитал, что я лично заказал в прошлом году 37 посылок, которые доставлялись «Почтой России», и все они пришли в срок - самая быстрая из этих посылок дошла до меня за семь дней.
В каждом случае задержки нужно разбираться отдельно. Иногда люди неправильно указывают индекс, и тогда отправление вначале доставляется в отделение по указанному индексу и только потом перенаправляется по фактически нужному адресу.
Важно знать, что «Почта России» отвечает только за доставку по нашей стране, после выпуска отправления таможней. А в случае Интернет-заказов посылки доставляются разными международными логистическими путями: например, отправление может идти месяц из Китая через Финляндию, а потом только пару дней - по территории России. Страна-поставщик сама определяет, какой путь ей экономически выгодней.
- А письма, традиционные посылки, которые еще ямщики доставляли адресатам, с сухофруктами, конфетами, вязаными носками от бабушек - это исчезающий вид почты?
- Традиционные посылки не исчезли, но их стало меньше. Девчонки в армию парням письма, как было в советское время, практически не пишут - это факт. Зато сегодня многократно увеличился поток писем от юридических лиц. Штрафы автомобилистам высылаются почтой, как и официальные письма налоговой службы, органов власти, службы судебных приставов и т. д.
Кто такой «таинственный клиент»?
- Чем только почта сегодня не занимается: и за коммуналку там можно заплатить, и банк свой работает, а в деревнях еще и торговля товарами идет. Такая нагрузка не мешает ей качественно оказывать классические услуги?
- «Почта России» - социально ответственное предприятие, в первую очередь мы думаем о наших клиентах. Отделения почты есть там, где нет ни магазинов, ни банков. Поэтому мы стараемся помочь местным жителям и привезти для них необходимые товары. Кроме того, пожилым людям порой сложно поехать в областной центр, чтобы оплатить коммуналку или, например, открыть банковский счет, а почта - всегда рядом.
У нас в филиале работают 3,5 тыс. человек, свыше тысячи из них - почтальоны. Благодаря дополнительным услугам наши сотрудники получают премии, это выгодно и им.
При этом, между прочим, тюменская почта среди 82 регионов России по итогам 2017 года заняла первое место по результатам проверок «таинственными клиентами» - это проверяющие, которые под видом обычных покупателей оценивают качество обслуживания в отделениях «Почты России».
- Существует устойчивое мнение, что у почтальонов самая маленькая зарплата в стране. Если не секрет, скажите, как у нас оплачивается их труд?
- У всех почтальонов есть оклады, которые зависят от нагрузки, и есть премиальная составляющая. Давайте разделим село и город. У почтальона оклад может быть, например, 4 тыс. 800 рублей в месяц. Но давайте разбираться. Некоторые сельские отделения работает два дня в неделю. Оплата труда почтальонов, которые работают на дробных ставках, производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ пропорционально отработанному времени.
В таком отделении у почтальона, который работает на неполной ставке, по факту, времени на работу уходит суммарно за два дня восемь часов. В сельской местности нет большого объема почтовой корреспонденции. И на дополнительных почтовых сервисах сотрудник может заработать за месяц до 6 тыс.
Так что посчитайте, сколько бы почтальон получал, если бы работал полную неделю в течение месяца. В городе, конечно, нагрузка у почтальонов намного выше, соответственно, и зарплата больше.
- Почтальоны - это в основном женщины. Они, бывает, разносят и пенсии, и денежные переводы. Как обеспечивается их безопасность?
- Мы, естественно, очень серьезно занимаемся вопросами безопасности наших работников. Есть у нас и газовые баллончики, и электрошокеры. Мы досконально изучаем все участки и знаем, какие опасности могут там подстерегать почтальонов. На карте доставочного участка в деревнях даже указаны дома, где есть злая собака. Все секреты защиты почтальонов выдавать не буду - в целях их же безопасности.
- Время сейчас не очень спокойное. Вы следите за тем, чтобы в самих посылках, бандеролях ничего опасного для жизни и здоровья людей не было?
- Безусловно. Этим мы занимаемся совместно с силовиками. Показательный случай недавно был в почтовом отделении №7 Тюмени. Затикала посылка. Наши работники это заметили. У них есть инструкции, как действовать в таких ситуациях. Мы всех эвакуировали, вызвали специалистов, они все проверили. Оказалось, что это была заводная игрушка. В тот день было очень холодно в городе, и кто-то тоже на нас жаловался, зачем, мол, из-за такого пустяка людей на улицу выгнали. Но мы никогда не станем рисковать жизнями людей. Такие ситуации периодически возникают повсеместно, а не только в почтовых отделениях.
- Вы в почтовом деле новый человек. Вам самому нравится ваша работа?
- Конечно, ведь «Почта России» - огромная компания, которая сейчас проходит глобальную модернизацию. Это сложно, и это очень интересно.
Я тоже слышал немало критических замечаний в адрес почты. Ругать легко - попробуй сделать. У нас прекрасный коллектив. Мне очень нравится, что многие из тех, у кого стаж работы на почте за 40 лет, не только могут, но и хотят учиться всему новому, хотят идти в ногу со временем. Один пример. Работает у нас начальником Ялуторовского почтамта Надежда Леонидовна Евсеева. Над ее рабочим столом висит фотография, на которой Владимир Путин вручает ей награду - звание «Заслуженный работник связи РФ». Она пришла на почту в 17 лет. Начинала почтальоном. Ее трудовой стаж свыше 45 лет. Но она до сих пор - мотор всего коллектива, настолько энергична, что я ее всегда в пример молодым привожу. И до сих пор ее почтамт - лучший в области.