Тихо и почти незаметно прошел недавно День российской печати. Может быть, потому, что после всех январских праздников уже сил не осталось у тех, кто так или иначе связан с прессой и полиграфией. А может быть, праздновать особо нечего - пресса переживает не самые лучшие времена.
Есть ли будущее у газет, не захватят ли окончательно Интернет и телевидение народ, продолжающий пока читать печатные издания? Об этом, и не только корреспондент «АиФ-Тюмень» Юрий Пахотин поговорил со старшим преподавателем кафедры журналистики Тюменского госуниверситета Аркадием Кузнецовым.
Бумага - это дорого
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Аркадий Вячеславович, есть довольно распространенное, и не только в нашей медиасреде, мнение, что газеты и журналы отмирают. А отдельные пессимисты считают, что вместе с ними уходит в небытие и журналистика, как таковая. Как вы относитесь к таким суждениям?
Аркадий Кузнецов: То, что количество печатных изданий сокращается, а тиражи оставшихся падают, - факт. Бумага, полиграфия, распространение - это дорого, печатные издания не справляются с финансовыми трудностями и, к сожалению, уходят с рынка. Недавно вот прекращен выпуск бумажной версии одного интересного сетевого журнала. Его тюменская редакция в прошлом году получила награду на федеральном уровне, как лучшее издание о бизнесе и экономике региона. Но даже это ему не помогло. Журнал перешел на электронную версию. А журналистика уходит в электронные СМИ и там продолжает существовать. По своим студентам знаю, читают они не меньше, чем их предшественники, только читают другое. У них появляются свои кумиры - звезды Интернета.
- И что там, куда уходит журналистика, с ней происходит - она становится лучше, хуже или все-таки умирает?
- Она меняется. Для меня журналистика всегда была связана с печатью. Я работал и на телевидении, и на радио, но считаю, что как журналист состоялся, став корреспондентом ежедневной областной газеты. Не передать словами то чувство, которое испытываешь, когда впервые видишь напечатанной свою фамилию под статьей. Особое ощущение и при подготовке материала. Тебе каждый день надо найти тему и выдать материал. То есть ты заставляешь голову работать постоянно. И до сих пор для меня печатная журналистика особенная.
- Сейчас вы учите будущих журналистов. Хотят они работать в печатных изданиях, ориентированы на них?
- Студенты разные. Вообще, они прежде всего хотят работать. И если им будут предлагать хорошую работу с достойной зарплатой в печатном издании, они, безусловно, согласятся.
- А вы как считаете, будущее есть у таких изданий?
- Им, конечно, сейчас тяжело живется. У печатной журналистики высокий уровень ответственности, поговорка «Написанное пером не вырубишь топором» для газет и сейчас актуальна. Здесь действительно сто раз нужно подумать, прежде чем написать какое-то слово, изменить его потом невозможно. Но, знаете, студентам сейчас интересно заниматься именно печатной журналистикой. Видимо, насытились они Интернетом, виртуальной популярностью, всем хочется чего-то материального. Был у меня курс - выпуск учебных СМИ, я удивился: треть студентов заявила, что хочет делать бумажное печатное издание. Я думаю, что если финансовая проблема будет решена, печатная журналистика имеет будущее, причем гораздо более перспективное, чем электронная.
- Бумажное издание ваших студентов интересует потому, что надоел Интернет, или они видят в нем возможность развиваться в профессии с трехвековой историей?
- И то, и другое. Им приходится решать сегодня более сложные задачи, чем журналистам времен СССР и начального периода новой России. Им приходится думать сразу о многих вещах. Не только о том, как качественно сделать продукт, но и кому его продать, в какой упаковке, кто им за него заплатит, кто их будет содержать, на каких условиях. Нам было проще.
Я пришел в газету в самом начале этого века, но с советским еще представлением о роли печати, главная из которых - вскрывать язвы общества. Однако за 12 лет работы в газете написал всего один фельетон. На тему бюрократии. В фельетонах потребность пропала. Дело в том, что несколько десятилетий назад газета для людей была единственной возможностью, условно говоря, достучаться со своими проблемами до властей. Сейчас таких возможностей масса - народный фронт, депутатские приемные, прокуратура, партийные приемные и т. д.
О чем писали и о чем будут писать?
- Если исследователь - профессионал, то все поймет. Он составляет картину эпохи не только по газетам, а и по массе других источников. И поэтому будет знать, что у газет постсоветского времени не было уже пропагандистских функций, идеологических обязательств, обязанности представлять в обязательном порядке те или иные персоны и группы. И что в газетах присутствуют те, кто хочет, чтобы их видели. Это публичные люди - политики, артисты, спортсмены, те же победители конкурсов красоты. То есть для кого быть на виду - необходимая часть профессии. Когда мы читаем газеты 1917 года, мы же понимаем, что происходило в стране в это время.
- Какой должна быть газета будущего, если она выживет, лет через 20-30?
- Чисто технически, думаю, этот вопрос будет решен в ближайшее время. Уже сейчас крупные книжные издательства устанавливают специальные терминалы. Читатель там может скачать книгу и в электронном варианте, заплатив только за ее содержание. Но если он хочет ее читать в бумажном виде, то просто нажимает кнопочку «Печать по требованию», доплачивает определенную сумму и получает этот единственный экземпляр книжки. Говорят, что в Западной Европе появились подобные терминалы и для распечатывания СМИ. Думаю, когда этот процесс удешевится, то вся эта технология будет доступна и для массового читателя.
- А по содержанию что должно быть в издании, если из него ушли идеология, пропаганда, функция защиты «маленького человека»?
- У нас же была страна советов. Думаю, что это будет газета каких-то полезных житейских советов, например, по трудоустройству, по выращиванию сада-огорода, по возможностям открытия своего дела. Может, в этом и будет ее предназначение. В Интернете сложно выбирать, там советы иногда противоречат один другому. А в газете все отсортировано, проверено. Будет, наверное, и то, что охотно читают и сейчас - описание жизни закрытых от нас людей. И не только артистов, олигархов, чиновников, а еще и описание жизни людей в российской глубинке, о которой мало что знают горожане в мегаполисах. И, наконец, будет и то, без чего сложно представить настоящую газету, что давно стало фишкой «АиФ» - ответы на насущные вопросы, волнующие людей. Те самые, на которые и сегодня простому человеку трудно найти ответы.
- Интерес к журналистике, как к профессии, у молодежи есть?
- Второй год подряд мы набираем вдвое больше, чем планировалось. И количество желающих только растет.
- Чем вы можете это объяснить?
- На мой взгляд, эта творческая профессия очень близка тому образу жизни, который ведет сегодняшняя молодежь. Почти у каждого из них в кармане смартфон, с помощью которого они могут и снимать видеофильмы, и фотографировать, тут же это выкладывая в сеть, и получать мгновенно обратную связь. И они идут сюда, чтобы понять, как эти навыки можно монетизировать, сделав их ремеслом. И у многих это получается.
- Часто слышу, что очень неудачно для празднования Дня российской печати была выбрана дата 13 января. А вы как считаете?
- Думаю, это не самая серьезная проблема. Лично мне хотелось бы иметь отношение именно к российской печати и вести отчет от Петра Великого. Мне кажется, что те, кто заинтересован в том, чтобы этот праздник состоялся, должны суметь привлечь к нему внимание. Надо акцент сделать на само содержания этого праздника и профессии. И тогда еще как будут его отмечать.