О реформировании системы здравоохранения сегодня говорят все и везде. Но Валерий Долгинцев, профессор, доктор медицинских наук, которому эта тема очень близка и как ученому, и как практику, убежден в том, что на самом деле у нас никакой реформы не происходит, но она необходима.
Царское дело
Юрий Пахотин, TMN.AIF.RU: - У нашего региона многовековая история. И система здравоохранения существовала здесь и при царизме, и при социализме. А что сейчас происходит: мы возвращаемся к дореволюционной системе, развиваем советскую, копируем европейскую или вырабатываем свой, особый путь?
Валерий Долгинцев: - Россия уникальна тем, что не было противоречий в понимании важности здравоохранения между властями и народом. Не будем уходить глубоко в историю, возьмем 19-й век. Царь Александр II ввел местное самоуправление - земство. Интересно, что при введении земско-хозяйственного самоуправления медицинская деятельность была отнесена к его необязательным повинностям. Но именно эту обязанность все губернии России поставили на первое место. Будучи бесплатной для сельского населения, она стоила огромных средств для земств. Например, в 1903-м в России на медицину земства тратили 28 процентов своего бюджета. Нигде вы такого сегодня не найдете.
- То есть медицина в земствах была бесплатной?
- Да. Были четко обозначены принципы здравоохранения - доступность медпомощи, бесплатность, участковость, профилактическая ее направленность и широкое участие населения в управлении. Принцип бесплатности врачебной помощи стал одним из основополагающих в земской медицине. Бесплатными были амбулаторная помощь с выдачей лекарств и лечебных пособий, лечение в участковых, уездных, губернских больницах, хирургическая и специальная помощь и родовспоможение, проведение всех мероприятий против инфекционных болезней и различных санитарных мер. Кстати, у нас в области официально земство не было введено. Не успели. Но медучреждения работали по этим принципам. В том же 19-м веке было сформулировано положение, что о здоровье людей должно заботиться государство. Отмечу, Россия это первая в мире сделала. Около 30 лет шла дискуссия по вопросу, быть или не быть государственной системе здравоохранения. Завершалась она уже в правление императора Николая II. В 1916 году он издал указ о создании главного управления государственного здравоохранения и своего лейб-медика профессора Георгия Рейна назначил его руководителем. Но тот ничего не успел сделать. Грянул 1917 год, и в России случилась февральская, а за ней - октябрьская революции.
Нет такого слова
- И новая власть, как положено, стала разрушать наследие «проклятого царизма»?
- Нет. У новой власти была своя партийная программа, принятая еще в 1903 году. И уже в июле 1918 года был организован комиссариат здравоохранения во главе с Николаем Семашко. Почему Семашко? Помните, как в фильме «Семнадцать мгновений весны» закадровый голос зачитывал очень короткие характеристики на Штирлица, на других деятелей: «Характер нордический, выдержанный» и т. д. У Ленина на своих однопартийцев тоже были характеристики. На Семашко была такая: «Очень добрый человек». На его заместителя Зиновия Соловьева: «Человек стальной воли». Точный расчет - все, что задумает Семашко, будет гарантированно сделано. А то, что делалось, было не сломом, а развитием уже имеющегося в России опыта. Второй программой партии в 1919 году было намечено построение национальной системы здравоохранения на основе пяти принципов: государственный характер, доступность и бесплатность квалифицированной медпомощи, профилактическое направление здравоохранения, широкое участие населения в управлении, единство медицинской науки и практики. Все это идет с земства.
- А сейчас что у нас происходит в здравоохранении?
- В медицине самое главное - это идеология. А у нас в России на высшем государственном уровне она не принята. Нет концепции развития здравоохранения страны. Каким оно будет, никто не знает.
- То есть советская медицина переняла и развивала опыт российской. А сейчас все эти реформы на что опираются и куда ведут?
- У нас нет реформ. В 1996 году в Любляне на международной конференции по реформам здравоохранения эксперты ВОЗ предложили такое понятие реформы: «Это прежде всего изменение политики здравоохранения и институтов, с помощью которых эта политика реализуется». Так что реформа - это политика. А у нас ее нет. То, что у нас делают, поэтому и называют другими словами - модернизация, оптимизация. В мире таких понятий применительно к здравоохранению нет. Несколько лет назад у нас в стране проходил международный конгресс врачей общей практики. Президент мировой ассоциации этих врачей (он из Канады), обращаясь к российской делегации, сказал: «Мы все ваши ученики, вам у нас учиться нечему».
У нас есть свой региональный опыт - мы с сотрудниками нашей кафедры и работниками здравоохранения окружного территориального управления Ханты-Мансийского автономного округа в 1996 году разработали для Югры первую в новой России концепцию развития здравоохранения, которая была принята 12 марта 1997 года Думой округа. И сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе самые лучшие показатели по уровню младенческой смертности. А младенческая смертность до года - это барометр благосостояния народа.
Куда идти дальше?
- Что-то, на ваш взгляд, можно изменить в регионе в рамках уже существующей сегодня системы?
- Я убежден, что необходимо выработать единую здравоохранительную политику для наших трех регионов области на основе Югорской концепции. Механизм есть - совет трех Дум, совет трех губернаторов.
- А вы обращались к властям с таким предложением?
- Конечно, предлагал и неоднократно. Вроде бы и возражений нет, но и официального ответа, даже формального, ни разу не получал. Думаю, причина в том, что концепция - это закон, который надо выполнять. А там записано, что главным звеном всего здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь. А у нас разрушают муниципальное здравоохранение. Идет оптимизация - ФАПы закрывают, поликлиники объединяют, сокращают медперсонал, что только не делают. Сейчас все полномочия и финансовые ресурсы здравоохранения области сосредоточены в департаменте здравоохранения. На местах их нет. В каждом районе есть глава администрации. Но у него нет ни полномочий, ни ресурсов по здравоохранению. Раньше была центральная районная больница. Главного врача назначала, снимала, деньги выделяла местная власть. А теперь все они называются областными.
- Но вроде бы сейчас начали снова создавать сельские фельдшерско-акушерские пункты?
- Конечно, нужно там, где позакрывали ФАПы, снова их открывать. Этот процесс начался и преподносится как великое дело - мы, мол, укрепляем наше первичное звено. Но сама-то система нарушена. А система - это комплекс взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью. Один элемент нарушен, и вся система не работает. Вот, скажем, часы - сложнейший механизм, а батарейка села, и все - они не работают.
- Насколько я понял, сейчас нужно остановиться, проанализировать все, что было наворочено, и вернуться к исходной точке?
- Думаю, именно так и надо поступить. У нас существует великолепный фундамент. Нужно просто взять и твердо встать на него. И профессионально определить, куда, в каком направлении идти дальше. Пока мы топчемся на месте. А для того чтобы двигаться, необходимо выработать идеологию и принять концепцию развития здравоохранения России. На этом должны настаивать народ и медицинское сообщество, как его неотъемлемая часть.