Примерное время чтения: 10 минут
704

Куда идем? Ждут ли школу большие потрясения в этом учебном году?

Школьников, родителей и учителей ждут изменения
Школьников, родителей и учителей ждут изменения / Фаина Мания / АиФ

Загоревшие, окрепшие, отдохнувшие, ребята вернулись из ближних и дальних мест домой. Каникулы закончились. Начался новый учебный год. Каким он будет, от каких плодов реформирования системы образования уже отказались, а какие изменения еще предстоят, что нового ждет школьников и их родителей, учителей в новом учебном году? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с народным учителем Российской Федерации, доктором педагогических наук Ольгой Ройтблат.

Труд никого не испортил

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Ольга Владимировна, в новой России как только не реформировали систему образования и кто только с ней не экспериментировал. Вот уже год, как у нас в стране новый министр образования Ольга Васильева. И в какую сторону, по вашему мнению, мы сейчас движемся?

Ольга Ройтблат: Мне кажется, что мы движемся в разумную сторону. Многие процессы того реформирования, которое прошло в нулевые годы, большей части работающих в системе образования были непонятны. Они были очень сложными: сокращения, объединения. Считалось так: все, что было до этого, никуда не годится. Все критиковали советскую систему, 90-е годы.

Но по собственному опыту скажу: для меня и многих моих коллег 90-е годы были пиком бурного развития школы. Мы были самостоятельны. И все преобразования, которые мы сумели в своей школе сделать, были потом заложены в реформы модернизации российского образования: профильное обучение, специализированные классы, иностранный язык и т.д. Мы его у себя ввели для всех детей, а не только тех, которых отбирали, по способности к изучению. Мы доказали, что освоить язык может каждый ребенок. Первыми мы тогда в нашей школе стали изучать информатику, открывать юридические, технические, экономические классы. Это была просьба детей и родителей, и нам просто хватило в то время ума услышать их, организовать и получить потрясающие результаты, когда дети с радостью бежали в школу, а учителям было интересно с ними работать. Вот поэтому мне импонирует разумность, которую я вижу в инициативах Ольги Юрьевны Васильевой, начиная с первых решений, скажем, введении общественно полезного труда. Было много дебатов, но она вернула труд в школу.

Ройтблат
Ольга Ройтблат: 90-е - пик бурного развития школы. Фото: Из личного архива/ Ольга Ротйблат

- Вы считаете, что это правильное решение?

- Конечно. Я не помню точно, когда это произошло, лет около 15 назад, когда вдруг учащиеся перестали за собой убирать класс, территорию школы. И дети стали потребителями. Это неправильно. Мое глубокое убеждение - труд еще никого не испортил. А ее инициатива вернуть астрономию в школу. Это же нонсенс - страна открыла всему человечеству дорогу в космос, на международных олимпиадах российские школьники занимают призовые места по астрономии, а такого предмета в школах нет. Кто убрал его из учебного плана? Повторю - шаги министра разумны, поскольку она из советской системы берет то, что полезно, что себя зарекомендовало.  

Кто в образовании главный?

- Оптимизация, укрупнение школ в регионе - эти довольно нервно воспринятые и учителями, и родителями учащихся процессы продолжатся?

- Оптимизацию мы прошли более 10 лет назад. И это было, уверена, правильное решение. Потому что в то время ситуация выглядела нередко так: сельские школы находились в полутора-двух километрах друг от друга, и в них было по пять ребятишек и по десять учителей.

К тому же школы эти на подпорках были. В них до нулевых годов, лет 25, ничего не делалось. И поэтому все они были снесены, и были построены новые. Честно говорю: сейчас в тех территориях, где они находятся, школы – просто загляденье. Так что процесс оптимизации в нашем регионе давно завершен. И все то, что происходило недавно -  укрупнение школ даже по городу Тюмени, нормальный процесс: жизнь стремительно меняется, меняются дети, родители, учителя. Почему я за этот процесс? Родителям и их детям важно качество образования, и им абсолютно все равно, сколько в школе директоров, бухгалтеров и завучей… А укрупнение не коснулось ни ребенка, ни помещений - только системы управления школы. Сегодня, скажем, пришли новые информационные технологии, и такое количество администрации держать уже не нужно. Необходимо новое управление изменениями в образовательных организациях, где главная фигура – это учитель и ученик, а задача руководителя – создать условия для всех и для каждого, и к этим непростым процессам наши директора школ уже готовы.

1 сентября, Тюмень
Процесс оптимизации школ давно завершён. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

- Но эти «главные фигуры» - учителя, часто жалуются, что школу замучили проверками, и сегодня им постоянно нужно писать массу всяких отчетов, справок и т. д. Эта ситуация остается?

- Я должна сказать, что еще год назад наш губернатор поддержал инициативу общественного совета при департаменте образования области и принял политическое решение: в регионе на 52 процента сокращено количество проверок в школах.

Но этот процесс еще не завершен, количество проверяющих будет и дальше сокращаться. В Тюменской области всегда был в приоритете профессионализм учителя. Если раньше повышение квалификации педагогов проходило раз в пять лет, то министр образования недавно сказала, что теперь это будет раз в три года, в нашей же области учителя учатся постоянно. И ее предложение ввести в школах шахматы, как игру, развивающую интеллект, у нас в регионе реализовано. Мы вместе с областным шахматным центром Анатолия Карпова подготовили 230 преподавателей, и у нас уже третий год все играют в шахматы и на селе, и в городе. В школах у нас предлагают не только детям, но и родителям обучение древней игре, причем бесплатно.   

Не только слушать, но и слышать

- Я правильно понял: новый учебный год никаких больших потрясений родителям, ученикам и учителям не принесет?  

- Поясните, что вы подразумеваете под словом «потрясения»?

- Допустим, введение новой «табели о рангах» для учителей.  Будут должности старший учитель, учитель-эксперт и т. д. Это что?

- Пока новая система только обсуждается и будет вводиться ради стимулирования самого учителя. Есть учитель, только пришедший в профессию, есть тот, у которого уже большой опыт. У педагога должна быть некая лестница для профессионального роста. Я много работала в школе и знаю, как важно учителю признание его труда - учениками, родителями, руководством школы. Так что потрясением это если и будет, то в хорошем смысле.

У учителя должен быть стимул.
У учителя должна быть лестница для профессионального роста.. Фото: АиФ/ фото Александра Фирсова

- А какой инициативы вы лично хотели бы еще от министерства?

- Моя голубая мечта, чтобы аттестация учителей проходила автоматически. Сейчас по всей России они просто захлебываются в бумажном потоке. Чтобы пройти аттестацию, необходимы отзывы, планы, конспекты, огромное количество разных документов. Здесь нужны изменения. Педагог каждый день выходит к детям, каждый учебный год получает результат, и что каждый из них из себя представляет, знают о нем все в школе - и учащиеся, и коллеги, и родители, и достаточно, чтобы такой профессиональный учитель получал аттестацию автоматически.

- Много разговоров о том, что школа стареет и в ней остались работать одни пенсионеры. У нас есть такая проблема?

- В нашей области средний возраст учителя - 42 года. Это замечательный показатель. У нас, особенно в последние три года, в сферу образования активно идет молодежь. И даже ребята, юноши идут работать в детсады и в начальные классы. Более того, у нас в педколледжи и в пединституты региона сегодня конкурс 8-10 человек на место. Это разве не говорит о возрастании престижа профессии? Сегодня у педагога заработная плата вполне достойная, и жилье есть возможность приобрести на очень льготных условиях.

- А что вы скажете о школьниках? Часто взрослые сетуют, что они ленивы, агрессивны, к знаниям не тянутся, учителей ни во что не ставят. Вы с этим согласитесь?

- Конечно, нет. И вот почему. У нашего института одно из направлений деятельности - работа с одаренными детьми. Это школьный, муниципальный, региональный и российский уровень олимпиад. Я просто приведу цифры, и вы все поймете. Более 168 тысяч учащихся в нашем регионе.  В прошлом году на школьном этапе олимпиад участвовало 73 тысячи человек, в этом - 76 тысяч.

Значит, детям интересно поучаствовать в интеллектуальных конкурсах разного уровня. Они выходят на муниципальный уровень. Там было 11 тысяч, сейчас 14 тысяч участников. Это олимпиады. А плюс конференции «Шаг в будущее», многопрофильные смены для одаренных детей.  Что касается авторитета учителя, то он полностью зависит только от него самого. Надо искать причины в себе. Понимаете, педагог должен интеллектуально быть на две головы выше учеников. Если ребенок тебя обгоняет, так учись у него. Нужно уметь не только слушать, но и слышать детей. Это непросто. Но без этого умения нет педагога.

Досье

Ольга Ройтблат родилась в Тюмени. По окончании Тюменского госуниверситета работала в родной школе учителем английского языка, более 30 лет возглавляла лицей № 34, затем - департамент образования и науки области. С 2004 года - ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), доктор педагогических наук, лауреат премии им. Н.К. Крупской, «Народный учитель Российской Федерации».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах