aif.ru counter
05.09.2017 11:41
559

Куда идем? Ждут ли школу большие потрясения в этом учебном году?

Школьников, родителей и учителей ждут изменения
Школьников, родителей и учителей ждут изменения © / Фаина Мания / АиФ

Загоревшие, окрепшие, отдохнувшие, ребята вернулись из ближних и дальних мест домой. Каникулы закончились. Начался новый учебный год. Каким он будет, от каких плодов реформирования системы образования уже отказались, а какие изменения еще предстоят, что нового ждет школьников и их родителей, учителей в новом учебном году? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с народным учителем Российской Федерации, доктором педагогических наук Ольгой Ройтблат.

Труд никого не испортил

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Ольга Владимировна, в новой России как только не реформировали систему образования и кто только с ней не экспериментировал. Вот уже год, как у нас в стране новый министр образования Ольга Васильева. И в какую сторону, по вашему мнению, мы сейчас движемся?

Ольга Ройтблат: Мне кажется, что мы движемся в разумную сторону. Многие процессы того реформирования, которое прошло в нулевые годы, большей части работающих в системе образования были непонятны. Они были очень сложными: сокращения, объединения. Считалось так: все, что было до этого, никуда не годится. Все критиковали советскую систему, 90-е годы. Но по собственному опыту скажу: для меня и многих моих коллег 90-е годы были пиком бурного развития школы. Мы были самостоятельны. И все преобразования, которые мы сумели в своей школе сделать, были потом заложены в реформы модернизации российского образования: профильное обучение, специализированные классы, иностранный язык и т.д. Мы его у себя ввели для всех детей, а не только тех, которых отбирали, по способности к изучению. Мы доказали, что освоить язык может каждый ребенок. Первыми мы тогда в нашей школе стали изучать информатику, открывать юридические, технические, экономические классы. Это была просьба детей и родителей, и нам просто хватило в то время ума услышать их, организовать и получить потрясающие результаты, когда дети с радостью бежали в школу, а учителям было интересно с ними работать. Вот поэтому мне импонирует разумность, которую я вижу в инициативах Ольги Юрьевны Васильевой, начиная с первых решений, скажем, введении общественно полезного труда. Было много дебатов, но она вернула труд в школу.

Ройтблат
Ольга Ройтблат: 90-е - пик бурного развития школы. Фото: Из личного архива/ Ольга Ротйблат

- Вы считаете, что это правильное решение?

- Конечно. Я не помню точно, когда это произошло, лет около 15 назад, когда вдруг учащиеся перестали за собой убирать класс, территорию школы. И дети стали потребителями. Это неправильно. Мое глубокое убеждение - труд еще никого не испортил. А ее инициатива вернуть астрономию в школу. Это же нонсенс - страна открыла всему человечеству дорогу в космос, на международных олимпиадах российские школьники занимают призовые места по астрономии, а такого предмета в школах нет. Кто убрал его из учебного плана? Повторю - шаги министра разумны, поскольку она из советской системы берет то, что полезно, что себя зарекомендовало.  

Кто в образовании главный?

- Оптимизация, укрупнение школ в регионе - эти довольно нервно воспринятые и учителями, и родителями учащихся процессы продолжатся?

- Оптимизацию мы прошли более 10 лет назад. И это было, уверена, правильное решение. Потому что в то время ситуация выглядела нередко так: сельские школы находились в полутора-двух километрах друг от друга, и в них было по пять ребятишек и по десять учителей.

К тому же школы эти на подпорках были. В них до нулевых годов, лет 25, ничего не делалось. И поэтому все они были снесены, и были построены новые. Честно говорю: сейчас в тех территориях, где они находятся, школы – просто загляденье. Так что процесс оптимизации в нашем регионе давно завершен. И все то, что происходило недавно -  укрупнение школ даже по городу Тюмени, нормальный процесс: жизнь стремительно меняется, меняются дети, родители, учителя. Почему я за этот процесс? Родителям и их детям важно качество образования, и им абсолютно все равно, сколько в школе директоров, бухгалтеров и завучей… А укрупнение не коснулось ни ребенка, ни помещений - только системы управления школы. Сегодня, скажем, пришли новые информационные технологии, и такое количество администрации держать уже не нужно. Необходимо новое управление изменениями в образовательных организациях, где главная фигура – это учитель и ученик, а задача руководителя – создать условия для всех и для каждого, и к этим непростым процессам наши директора школ уже готовы.

1 сентября, Тюмень
Процесс оптимизации школ давно завершён. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

- Но эти «главные фигуры» - учителя, часто жалуются, что школу замучили проверками, и сегодня им постоянно нужно писать массу всяких отчетов, справок и т. д. Эта ситуация остается?

- Я должна сказать, что еще год назад наш губернатор поддержал инициативу общественного совета при департаменте образования области и принял политическое решение: в регионе на 52 процента сокращено количество проверок в школах. Но этот процесс еще не завершен, количество проверяющих будет и дальше сокращаться. В Тюменской области всегда был в приоритете профессионализм учителя. Если раньше повышение квалификации педагогов проходило раз в пять лет, то министр образования недавно сказала, что теперь это будет раз в три года, в нашей же области учителя учатся постоянно. И ее предложение ввести в школах шахматы, как игру, развивающую интеллект, у нас в регионе реализовано.

Мы вместе с областным шахматным центром Анатолия Карпова подготовили 230 преподавателей, и у нас уже третий год все играют в шахматы и на селе, и в городе. В школах у нас предлагают не только детям, но и родителям обучение древней игре, причем бесплатно.   

Не только слушать, но и слышать

- Я правильно понял: новый учебный год никаких больших потрясений родителям, ученикам и учителям не принесет?  

- Поясните, что вы подразумеваете под словом «потрясения»?

- Допустим, введение новой «табели о рангах» для учителей.  Будут должности старший учитель, учитель-эксперт и т. д. Это что?

- Пока новая система только обсуждается и будет вводиться ради стимулирования самого учителя. Есть учитель, только пришедший в профессию, есть тот, у которого уже большой опыт. У педагога должна быть некая лестница для профессионального роста. Я много работала в школе и знаю, как важно учителю признание его труда - учениками, родителями, руководством школы. Так что потрясением это если и будет, то в хорошем смысле.

У учителя должен быть стимул.
У учителя должна быть лестница для профессионального роста.. Фото: АиФ/ фото Александра Фирсова

- А какой инициативы вы лично хотели бы еще от министерства?

- Моя голубая мечта, чтобы аттестация учителей проходила автоматически. Сейчас по всей России они просто захлебываются в бумажном потоке. Чтобы пройти аттестацию, необходимы отзывы, планы, конспекты, огромное количество разных документов. Здесь нужны изменения. Педагог каждый день выходит к детям, каждый учебный год получает результат, и что каждый из них из себя представляет, знают о нем все в школе - и учащиеся, и коллеги, и родители, и достаточно, чтобы такой профессиональный учитель получал аттестацию автоматически.

- Много разговоров о том, что школа стареет и в ней остались работать одни пенсионеры. У нас есть такая проблема?

- В нашей области средний возраст учителя - 42 года. Это замечательный показатель. У нас, особенно в последние три года, в сферу образования активно идет молодежь. И даже ребята, юноши идут работать в детсады и в начальные классы. Более того, у нас в педколледжи и в пединституты региона сегодня конкурс 8-10 человек на место. Это разве не говорит о возрастании престижа профессии? Сегодня у педагога заработная плата вполне достойная, и жилье есть возможность приобрести на очень льготных условиях.

- А что вы скажете о школьниках? Часто взрослые сетуют, что они ленивы, агрессивны, к знаниям не тянутся, учителей ни во что не ставят. Вы с этим согласитесь?

- Конечно, нет. И вот почему. У нашего института одно из направлений деятельности - работа с одаренными детьми. Это школьный, муниципальный, региональный и российский уровень олимпиад. Я просто приведу цифры, и вы все поймете. Более 168 тысяч учащихся в нашем регионе.  В прошлом году на школьном этапе олимпиад участвовало 73 тысячи человек, в этом - 76 тысяч. Значит, детям интересно поучаствовать в интеллектуальных конкурсах разного уровня. Они выходят на муниципальный уровень. Там было 11 тысяч, сейчас 14 тысяч участников. Это олимпиады. А плюс конференции «Шаг в будущее», многопрофильные смены для одаренных детей.  Что касается авторитета учителя, то он полностью зависит только от него самого. Надо искать причины в себе. Понимаете, педагог должен интеллектуально быть на две головы выше учеников. Если ребенок тебя обгоняет, так учись у него. Нужно уметь не только слушать, но и слышать детей. Это непросто. Но без этого умения нет педагога.

Досье

Ольга Ройтблат родилась в Тюмени. По окончании Тюменского госуниверситета работала в родной школе учителем английского языка, более 30 лет возглавляла лицей № 34, затем - департамент образования и науки области. С 2004 года - ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), доктор педагогических наук, лауреат премии им. Н.К. Крупской, «Народный учитель Российской Федерации».

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество