Загоревшие, окрепшие, отдохнувшие, ребята вернулись из ближних и дальних мест домой. Каникулы закончились. Начался новый учебный год. Каким он будет, от каких плодов реформирования системы образования уже отказались, а какие изменения еще предстоят, что нового ждет школьников и их родителей, учителей в новом учебном году? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с народным учителем Российской Федерации, доктором педагогических наук Ольгой Ройтблат.
Труд никого не испортил
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Ольга Владимировна, в новой России как только не реформировали систему образования и кто только с ней не экспериментировал. Вот уже год, как у нас в стране новый министр образования Ольга Васильева. И в какую сторону, по вашему мнению, мы сейчас движемся?
Ольга Ройтблат: Мне кажется, что мы движемся в разумную сторону. Многие процессы того реформирования, которое прошло в нулевые годы, большей части работающих в системе образования были непонятны. Они были очень сложными: сокращения, объединения. Считалось так: все, что было до этого, никуда не годится. Все критиковали советскую систему, 90-е годы.
Но по собственному опыту скажу: для меня и многих моих коллег 90-е годы были пиком бурного развития школы. Мы были самостоятельны. И все преобразования, которые мы сумели в своей школе сделать, были потом заложены в реформы модернизации российского образования: профильное обучение, специализированные классы, иностранный язык и т.д. Мы его у себя ввели для всех детей, а не только тех, которых отбирали, по способности к изучению. Мы доказали, что освоить язык может каждый ребенок. Первыми мы тогда в нашей школе стали изучать информатику, открывать юридические, технические, экономические классы. Это была просьба детей и родителей, и нам просто хватило в то время ума услышать их, организовать и получить потрясающие результаты, когда дети с радостью бежали в школу, а учителям было интересно с ними работать. Вот поэтому мне импонирует разумность, которую я вижу в инициативах Ольги Юрьевны Васильевой, начиная с первых решений, скажем, введении общественно полезного труда. Было много дебатов, но она вернула труд в школу.- Вы считаете, что это правильное решение?
- Конечно. Я не помню точно, когда это произошло, лет около 15 назад, когда вдруг учащиеся перестали за собой убирать класс, территорию школы. И дети стали потребителями. Это неправильно. Мое глубокое убеждение - труд еще никого не испортил. А ее инициатива вернуть астрономию в школу. Это же нонсенс - страна открыла всему человечеству дорогу в космос, на международных олимпиадах российские школьники занимают призовые места по астрономии, а такого предмета в школах нет. Кто убрал его из учебного плана? Повторю - шаги министра разумны, поскольку она из советской системы берет то, что полезно, что себя зарекомендовало.
Кто в образовании главный?
- Оптимизация, укрупнение школ в регионе - эти довольно нервно воспринятые и учителями, и родителями учащихся процессы продолжатся?
- Оптимизацию мы прошли более 10 лет назад. И это было, уверена, правильное решение. Потому что в то время ситуация выглядела нередко так: сельские школы находились в полутора-двух километрах друг от друга, и в них было по пять ребятишек и по десять учителей.
- Но эти «главные фигуры» - учителя, часто жалуются, что школу замучили проверками, и сегодня им постоянно нужно писать массу всяких отчетов, справок и т. д. Эта ситуация остается?
- Я должна сказать, что еще год назад наш губернатор поддержал инициативу общественного совета при департаменте образования области и принял политическое решение: в регионе на 52 процента сокращено количество проверок в школах.
Не только слушать, но и слышать
- Я правильно понял: новый учебный год никаких больших потрясений родителям, ученикам и учителям не принесет?
- Поясните, что вы подразумеваете под словом «потрясения»?
- Допустим, введение новой «табели о рангах» для учителей. Будут должности старший учитель, учитель-эксперт и т. д. Это что?
- Пока новая система только обсуждается и будет вводиться ради стимулирования самого учителя. Есть учитель, только пришедший в профессию, есть тот, у которого уже большой опыт. У педагога должна быть некая лестница для профессионального роста. Я много работала в школе и знаю, как важно учителю признание его труда - учениками, родителями, руководством школы. Так что потрясением это если и будет, то в хорошем смысле.
- А какой инициативы вы лично хотели бы еще от министерства?
- Моя голубая мечта, чтобы аттестация учителей проходила автоматически. Сейчас по всей России они просто захлебываются в бумажном потоке. Чтобы пройти аттестацию, необходимы отзывы, планы, конспекты, огромное количество разных документов. Здесь нужны изменения. Педагог каждый день выходит к детям, каждый учебный год получает результат, и что каждый из них из себя представляет, знают о нем все в школе - и учащиеся, и коллеги, и родители, и достаточно, чтобы такой профессиональный учитель получал аттестацию автоматически.
- Много разговоров о том, что школа стареет и в ней остались работать одни пенсионеры. У нас есть такая проблема?
- В нашей области средний возраст учителя - 42 года. Это замечательный показатель. У нас, особенно в последние три года, в сферу образования активно идет молодежь. И даже ребята, юноши идут работать в детсады и в начальные классы. Более того, у нас в педколледжи и в пединституты региона сегодня конкурс 8-10 человек на место. Это разве не говорит о возрастании престижа профессии? Сегодня у педагога заработная плата вполне достойная, и жилье есть возможность приобрести на очень льготных условиях.
- А что вы скажете о школьниках? Часто взрослые сетуют, что они ленивы, агрессивны, к знаниям не тянутся, учителей ни во что не ставят. Вы с этим согласитесь?
- Конечно, нет. И вот почему. У нашего института одно из направлений деятельности - работа с одаренными детьми. Это школьный, муниципальный, региональный и российский уровень олимпиад. Я просто приведу цифры, и вы все поймете. Более 168 тысяч учащихся в нашем регионе. В прошлом году на школьном этапе олимпиад участвовало 73 тысячи человек, в этом - 76 тысяч.
Досье
Ольга Ройтблат родилась в Тюмени. По окончании Тюменского госуниверситета работала в родной школе учителем английского языка, более 30 лет возглавляла лицей № 34, затем - департамент образования и науки области. С 2004 года - ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), доктор педагогических наук, лауреат премии им. Н.К. Крупской, «Народный учитель Российской Федерации».