С начала года в тюменском управлении Росреестра зарегистрировали более 200 тысяч прав собственности. Ни одно изменение, касающееся недвижимости, жилой или нежилой, не проходит без участия специалистов этого органа исполнительной власти. Когда-то оформление жилья, внесение изменений в правоустанавливающие документы были долгой бюрократической процедурой. Сегодня хозяину собственности не нужно даже посещать само учреждение. Подробнее - в материале tmn.aif.ru.
Все проверено
Оформление недвижимости сегодня - процедура максимально простая и быстрая, в том числе благодаря изменениям в законодательстве, произошедшим в прошлом и этом году. Теперь, в отдельных случаях, жители обращаются только в органы местного самоуправления, им не нужно приходить в Росреестр и Многофункциональные центры. Например, для оформления гаража по «гаражной амнистии» заявление подается в органы местного самоуправления, на территории которых находится гараж, а они уже сами формируют заявление и направляют в Росреестр. Результаты отправляются им же, а они сообщают о регистрации заявителю.
- Сейчас запускается «Дачная амнистия 2.0», где расширен перечень тех объектов, которые можно зарегистрировать в упрощенном порядке. Обычная «Дачная амнистия» работает с 2006 года, но остались дома и участки под ними, на которые изначально отсутствуют какие-то правоустанавливающие документы. Сейчас, если есть документы, подтверждающие, что человек пользовался домом до мая 1998 года - договоры на поставку электричества, тепла и др., хозяин собирает эти документы и обращается в органы местного самоуправления с просьбой предоставить ему и земельный участок и оформить права на дом, - говорит заместитель руководителя Управления Росреестра по Тюменской области Игорь Ткаченко. - Эти механизмы на территории региона отлажены, органы власти и местного самоуправления все сделки с жителями, юридическими лицами отправляют нам самостоятельно. Кстати, госпошлина в этом случае не выплачивается, так как по закону все бесплатно.
Застройщики тоже имеют право обращаться за регистрацией права собственности от имени дольщика. Более того, теперь он может подавать документы в электронном виде. Механизм такой же, как при регистрации недвижимости физическими лицами. Владельцам квартир остается только ждать, когда документы на жилье придут на его электронную почту. Это существенно упрощает процедуру тем, кто решил купить квартиру или дом в другом регионе. Теперь нет необходимости в поездках, чтобы отдать документ.
Еще одно нововведение для застройщиков - не нужно доказывать, что у них есть разрешение на строительство на этом участке или то, что характеристики объекта соответствуют проекту. Если уполномоченный орган, выдавший соответствующее разрешение, предоставляет документы в Росреестр для внесения сведений в Единый государственный реестр, значит, все необходимые для возведения жилья документы априори в порядке. Кстати, информация о зонах подтопления, территорий с особыми условиями использования и другие теперь при регистрации не учитываются.
Существенно сокращен и перечень документов, которые нужно предоставлять для кадастрового учета и регистрации прав. Например, проектная документация на здание не нужна. Кадастровый инженер готовит технический план, в котором указывает необходимые характеристики: площадь, этажность, материалы стен, которые дают общее понимание об объекте для любого, кто возьмет выписку из ЕГРН.
Нет бумаге
Предоставлять документы в бумажном виде теперь практически не нужно. Почти все заявления от органов власти подаются в Росреестр в электронном виде. И тренд на отказ от бумаги только набирает обороты.
- У нас свыше 54% заявлений по итогам 5 месяцев были поданы в электронном виде. Например, органы власти и местного самоуправления отправляют документы 100% в электронном виде, договоры долевого участия - в 88,5% - тоже поступают не на бумаге. Это позволяет нам регистрировать объекты в максимально короткие сроки. Так, все, что поступило в электронном виде и связано с ипотекой, в 92% случаев регистрируется в один день. Бытовая недвижимость - дачи, дома, земельные участки для садоводства, ИЖС, поданные в электронном виде, регистрируются в среднем за 1,5 рабочих дня, общий срок в отношении «бытовой недвижимости» сокращен законом до 3 дней, - говорит Игорь Ткаченко.
Не только органы местного самоуправления, но и нотариусы, банки и другие участники рынка тоже постепенно отказываются от бумаги. Чтобы ускорить этот процесс, в Росреестре реализуется проект «Стопбумага». Даже если в многофункциональный центр заявитель придет с кипой документов, их отсканируют, вернут хозяину, в учреждение они отправятся уже в электронном виде. Кстати, все документы, ранее предоставлявшиеся в бумажном виде, сейчас оцифровываются.
Электронный документооборот и упрощение многих процедур снизили и количество случаев, когда регистрация приостанавливается. Так, в этом году только 1,4% заявлений были отправлены на доработку, а 0,6% - отказаны в регистрации, это те случаи, когда право на собственность нужно доказывать через суд.
Только официально
Получить информацию из Единого государственного реестра недвижимости теперь тоже проще. Жители могут запросить данные об объекте недвижимости не только через МФЦ, но и на сайте Росреестра или Кадастровой палаты. На этих ресурсах можно посмотреть общедоступную информацию, а детали нужно будет запрашивать. Сведения предоставляются платно, а результат приходит через 5 минут на электронную почту.
- При получении сведений об объекте недвижимости мы призываем пользоваться только достоверными источниками. Не надо обращаться к каким-то сторонним сайтам, искать посредников в интернете, которые, к сожалению, пока существуют, несмотря на введенный запрет, всем, кроме Росреестра и Кадастровой палаты, предоставлять сведения из ЕГРН. Сейчас разрабатываются варианты ответственности за нарушение этого закона, - комментирует Игорь Ткаченко. - Сайты, предоставляющие такие услуги, могут содержать похожие буквы, названия, как и у госорганов, за свои услуги они просят намного больше денег, чем официальные инстанции, а информация, которую они отправляют, зачастую устаревшая. Актуальная информация есть только в ЕГРН, где данные обновляются в ежедневном режиме и фиксируются вплоть до минуты.
К слову, Росреестр расширяет перечень сведений, которые можно получить. С 29 июня заработал новый формат выписок. Теперь общедоступна информация о характеристиках объекта, о том, признано жилье аварийным или нет, проживает ли там человек, находящийся под опекой и попечительством.
Собственник также может указать, что против совершения каких-либо действий с домом, квартирой, дачей, гаражом или землей без его непосредственного участия. Чтобы оперативно получать информацию обо всех изменениях с его недвижимостью, при внесении данных в ЕГРН нужно указать электронную почту, на нее будет приходить вся информация о собственности.