Законопроект о конституционных поправках, внесенный президентом 20 января и принятый Государственной думой в первом чтении 23 января, предусматривает включение в Конституцию отдельного полномочия президента по формированию Государственного совета РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».
Статус Госсовета предполагается определять федеральным законом.
Напомним, Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Согласно поправкам в главный документ страны, Россия остается президентской республикой. Глава государства будет по-прежнему обладать всей полнотой власти, но для вступления в силу некоторых особо важных решений ему понадобится дополнительное согласие парламентских органов. В изменениях Основного закона предусмотрена система взаимного контроля органов власти.
Так, руководство и состав правительства РФ будет утверждать Государственная Дума. Назначение глав силовых ведомств станет возможным только после консультаций в Совете Федерации. Конституционный суд получает возможность заранее заблокировать антисоциальные законы. Стратегия развития страны будет приниматься с учетом мнения регионов – для этого усилена роль Государственного совета. Муниципалитеты встраиваются в единую систему публичной власти.
Президент будет вносить в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты. Также в соответствии с поправками к ведению Совета Федерации относится заслушивание ежегодных докладов Генпрокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.
Профессор Геннадий Чеботарев, председатель Общественной палаты Тюменской области, отметил, что данные поправки имеют большое значение для совершенствования политической системы страны и формы государства. «В действующем тексте основного закона записано, что в России действует конституционный принцип разделения властей, который предполагает систему сдержек и противовесов различных ветвей власти: исполнительной, законодательной, судебной и президентской, хотя она и не вписывается в классическую триаду, но фактически существует. Однако эта система нуждалась в уточнении и конкретизации, а сам принцип – в совершенствовании, – подчеркнул Геннадий Чеботарев. – Об этом говорили и председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин, и глава Конституционного суда Валерий Зорькин».
Председатель региональной Общественной палаты добавил, что президент услышал данный посыл и внес соответствующие поправки в Конституцию, чтобы расширить контрольные полномочия Государственной думы, предоставить дополнительные полномочия и Совету Федерации. «Теперь эти положения четко прописаны. Тем самым, в случае принятия поправок принцип разделения властей будет реализовываться более предметно. А это значит, более демократичной будут выработка и принятие основополагающих принципов и норм деятельности всех органов власти. Это затронет и деятельность гражданского общества, поскольку представительная демократия реализует волеизъявление граждан», – подчеркнул профессор.