Со стороны фармацевтический бизнес кажется весьма успешным и прибыльным: чуть ли не на каждом шагу открываются аптеки, лекарства нужны всегда и всем, в минусе точно не останешься. Однако аптек, работающих десятилетиями, не так уж много. Одни открываются, другие закрываются, прекращают свое существование даже сети. Как устроен фармацевтический рынок, почему провизоры - не менеджеры по продажам, и учат ли их разбирать почерк врачей, «АиФ-Тюмень» рассказала заведующая кафедрой фармацевтических дисциплин Тюменского ГМУ, доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный работник здравоохранения Ольга Кныш.
Уникальные специалисты
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Ольга Ивановна, сегодня аптеки встречаются чуть ли не на каждом шагу. Бывает, на одной улице по соседству друг с другом находятся несколько точек. Почему их стало так много?
Ольга Кныш: Разве много аптек - это плохо? У людей есть выбор, все в шаговой доступности. Вспомните, как в 90-е на весь район работала одна аптека, добираться до нее нужно было через весь город, а там - полупустые полки, очереди, необходимых лекарств не было в наличии. Когда страна начала перестраиваться на рыночную экономику, фармации тоже пришлось приспосабливаться к новым условиям. Что пошло на пользу: появившаяся конкуренция среди аптек помогла снизить цены на лекарственные препараты, аптеки начали думать о том, как привлечь своего покупателя, стали изучать спрос на лекарственные препараты и анализировать ассортимент фармацевтических товаров. Все это привело к созданию большого количества аптек и сетей. К тому же, по указу президента была разработана Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года. Одна из ее задач - сделать лекарства еще доступнее. Причем, обеспечить население безопасными, эффективными и качественными препаратами.
- Открыть аптеку может любой желающий?
- Нет, есть жесткие лицензионные требования по наличию фармацевтического образования, персонала, помещений и т. д. Создана серьезная система по контролю, отпуску и учету лекарственных препаратов. Покупатели не видят и половины работы фармспециалиста. Аптека - это не только закуп, хранение и отпуск лекарства, это живой финансово-экономический механизм, уникальные специалисты, владеющие знаниями в разных областях. Некоторые люди воспринимают аптеку, как торговлю или магазин, но мы отпускаем лекарства, консультируем, выполняем социальную функцию. Вся работа провизора регулируется на федеральном и региональном законодательном уровнях, а нарушения влекут огромные штрафы, вплоть до лишения лицензии и закрытия аптеки.
- Но такое впечатление создается из-за того, что фармацевты, словно менеджеры по продажам, предлагают товары по акции, витамины, так как им тоже нужно выполнить план.
- Выполнение плана по продажам, к сожалению, тоже одна из сторон рыночной экономики. Фармацевту нужно заработать на свою зарплату и покрыть все затраты аптеки. Раньше аптеки существовали за счет дотации государства, была единая государственная сеть, плановое распределение лекарств и т.д. Сейчас это бизнес, хоть и выполняющий социальную функцию. Хорошо, если владелец аптеки понимает всю ответственность и не заставляет фармацевта продавать то, что дороже, при наличии более дешевого препарата. Лекарство - специфический товар: не то отпустил (созвучные наименования), неправильно на латинском прочитал рецепт, не так проконсультировал, не создал необходимые условия хранения, тем самым нарушил качество препарата и навредил здоровью покупателя.
- Ольга Ивановна, как фармацевты разбирают почерк врача в рецепте? Их этому учат?
- Не учат, этот навык приходит только с опытом. Обычно фармацевты знают своих постоянных посетителей, живущих в этом районе, знают врачей близлежащих поликлиник и понимают, что они могли назначить. Ведь чаще всего доктора определенного профиля назначают одни и те же препараты. Также можно расшифровать название по дозировке, норме отпуска, режиму применения. Если совсем сложно разобрать почерк - звонят в поликлинику и уточняют у врача.
Неразборчивый почерк в рецепте - большая проблема.
Неразборчивый почерк в рецепте - большая проблема. Ведь много созвучных названий препаратов. В небольшой аптеке ассортимент фармацевтических товаров, в том числе и лекарственных препаратов, около 10-15 тыс. наименований, фармацевту нужно быстро сориентироваться в этом многообразии и отпустить нужное. Сейчас лекарственные препараты выписываются по международному непатентованному наименованию, которых зарегистрировано в России около 21 тыс. наименований, а если учитывать формы, дозировки и торговые наименования, то свыше 50-ти тыс.
Жесткий контроль
- Фармацевтов часто просят посоветовать лекарство от той или иной болезни, можно ли доверять этим рекомендациям?
- Можно, но только в том случае, если мы говорим о безрецептурном препарате. Обязанность провизора и фармацевта - информировать и консультировать. Кстати, это еще одно отличие от продавца-кассира в магазине. Они должны знать о препаратах все: регистрационный номер, международное непатентованное и торговое наименования, состав, фармакологические свойства и т. д. Часто покупатели приходят с просьбой дать что-нибудь, например, от боли в горле. В таком случае грамотное консультирование играет большую роль, не зря мы учим этому студентов пять лет и еще два года в ординатуре. Единственное, нельзя самостоятельно назначать рецептурные препараты - это прерогатива врача.
- Дорогие препараты и их дешевые аналоги - это одно и то же?
- Мы изучали оригинальные препараты и их аналоги - воспроизведенные препараты. И никаких нареканий копии у нас не вызвали. Каждое лекарство проверяется на биоэквивалентность, терапевтическую эффективность - и у оригиналов, и у аналогов они идентичны. Разница в цене только из-за клинических и доклинических исследований, которые проводят при разработке и производстве нового препарата. Со временем лицензию на его изготовление продают другим странам, фирмам, и они уже просто воспроизводят его по той же технологии и с аналогичным составом действующих веществ. В идеале провизор должен предоставлять право выбора покупателю - приобретать оригинал или воспроизведенный препарат, имеющийся в наличии в аптеке, при этом называть цены, начиная с наименьшей и по возрастающей.
- Может ли покупатель сам проверить качество лекарства?
- С этого года введена система мониторинга движения лекарств на основе их маркировки, это один из способов борьбы с некачественной, контрафактной продукцией. Посетители могут проследить логистику препарата от производителя до аптеки. Достаточно навести камеру на QR-код на упаковке и через специальное мобильное приложение посмотреть, какой путь препарат прошел, не произошла ли подмена на каком-то этапе. В целом, подделки и контрафакт очень редко встречаются в аптеках. Если есть сомнения, покупатели вправе попросить документы, подтверждающие качество лекарства, фармацевт обязан предоставить их.
В каждом федеральном округе страны Росздравнадзором организованы современные лабораторные комплексы. В них можно проверить качество препаратов, правда, стоит это недешево. Когда-то и при нашем факультете была открыта аккредитованная контрольно-аналитическая лаборатория. Мы работали на фармацевтический рынок Тюменской области (оптовиков, аптеки, потребителей) около семи лет, но из-за изменений нормативной базы о статусе таких лабораторий, которые должны быть независимыми, при вузах они были запрещены.
За счет постоянных клиентов
- В некоторых аптеках есть отделы по изготовлению лекарств, зачем они нужны сегодня, когда на рынке огромный выбор препаратов, и насколько востребованы?
- Рецептурно-производственные отделы, к сожалению, постепенно закрываются. Изготовление препарата, выпускающегося в промышленных масштабах, запрещено. Но есть исключения. Сейчас много аллергиков, особенно среди детей, с восприимчивостью к разным вспомогательным веществам, пленочным оболочкам, содержащимся в таблетках. Для них изготавливают индивидуальные лекарственные формы, причем в различных концентрациях, дозировках. Например, в промышленных масштабах невыгодно производить лекарства с дозировкой для новорожденных, поэтому рецептурно-производственные отделы готовят такие препараты под заказ родильных домов, служб неонтологии.
Однако за рубежом такие отделы процветают, ведь это ручная, индивидуальная работа. У нас же это стало нерентабельно, так как здесь должны работать опытные провизоры-технологи, отечественная промышленность не производит необходимые субстанции, поэтому они вынужденно закупаются за границей, что очень дорого: нужны специальные помещения и оборудование.
- Аптека - это выгодный бизнес?
- У аптек рентабельность невысокая, особенно по сравнению с продовольственными магазинами. Если это сеть, то иногда две аптеки, к примеру, могут работать в убыток, пять - по нулям, еще восемь - в плюс. За счет этого аптечная сеть и находится на плаву. Но даже сети не всегда выживают. Некоторые федеральные бренды ушли с региональных фармацевтических рынков, объединились с другими, часть разорилась.
В аптеке прибыль идет за счет разницы в надбавке на розничную цену, но на лекарства, входящие в единый перечень лекарственных препаратов в рамках программы государственных гарантий, она регулируется государством. Есть обязательный ассортимент препаратов, который всегда должен быть в аптеке, независимо от того, востребованы они или нет. Назначать свободную цену можно только на предметы ухода за больными, косметику, БАДы, перевязочные средства, резиновые изделия, оптику.
- Как на рынке держатся «одиночки» или региональные аптеки, если не все сети выживают?
- За счет постоянных клиентов, которые годами к ним ходят и доверяют, за счет расширения ассортимента, уникального товара, узкой специализации, например, на весь город работает одна гомеопатическая или фитоаптека. Кто-то специализируется на предметах ухода за больными, кто-то дает их на прокат - каждый выживает как может.
- Сейчас много говорят об интернет-аптеках, возможно ли, что они заменят реальные, какой может стать аптека будущего?
- Фармацевтические специалисты не приветствуют интернет-аптеки. Их существование возможно, но при условии, что будут отпускаться только безрецептурные препараты. Лекарство - специфический товар, требующий правильного назначения, особых условий хранения, транспортировки и жесткого контроля. О какой интернет-торговле может идти речь? Конечно, БАДы, витамины можно реализовывать через интернет, но не более. Не исключено, что в будущем в аптеках самообслуживания будут работать роботы - в качестве консультантов или помощников по упаковке фармацевтических товаров. Например, во Владивостоке уже есть такая. Со склада в ячейки загружаются различные лекарства, после считывания сканером электронных рецептов необходимые препараты по желобу автоматически скатываются в корзину потребителя. Но, опять же, весь процесс контролируется провизором.