В школах всё популярнее становятся экоуроки, задача которых – привлечь внимание подрастающего поколения к проблемам окружающей среды и объяснить, как важно каждому заботиться о природе и сохранении планеты, тем самым вместе создавая общее будущее.
Образовательные программы для школьников есть у промышленных предприятий, которые ведут непрерывную работу по минимизации вредного воздействия на окружающую среду, и у бизнес-структур, которые вносят свой вклад в решение экологических проблем.
«Знания, полученные на таких уроках, очень важны. Экообразование – это непрерывный процесс, который начинается в раннем детстве благодаря родителям и семье и продолжается в рамках школы, – подчеркивает руководитель семейного проекта «Создавая будущее» Елена Кашкарова. – Экология пока не включена в перечень школьных предметов, но экообразование активно реализуется в рамках внеурочной деятельности. Олимпиады, проекты, конкурсы – такие обучающие форматы интересны ученикам разных классов и позволяют школьникам погрузиться в эту тему и предложить свои пути решения разных проблем, связанных с загрязнением, замусориванием, глобальным потеплением».
О том, как проходят экологические диалоги с современными детьми и подростками, при помощи каких форм обучения реализуется экообразование и что вызывает у школьников наибольший интерес, рассказывает Михаил Гончаров, куратор проекта «ПроЭнергию» в городе Тюмени.
– Расскажите, как и кем был задуман ваш проект? В чем его просветительские цели и задачи?
– 10 лет назад энергетическая компания «Форвард Энерго» (бывшая «Фортум») решила разработать проект в рамках своей социальной ответственности. Задачей было создание полезного образовательного продукта, направленного на повышение осознанности потребителей энергии. Так родился проект «ПроЭнергию».
– Михаил, близка ли лично вам тема экологии и почему считаете необходимым привлекать к ней внимание школьников?
– Безусловно, экологическое воспитание – это важный аспект развития детей. Как показывает практика, обучая школьников на уроках «ПроЭнергию», мы оказываем влияние и на взрослых, ведь дети, приходя домой, учат родителей, как беречь планету и экономить энергию. Таким образом мы воздействуем на разные поколения.
– Расскажите подробнее о проекте: в какой форме проводятся уроки? Какие обучающие методы используете и как в образовательный процесс вовлекаются школьники?
– Проект реализуется в школах как внеурочная деятельность, или дополнительное образование. Уроки проводятся один раз в неделю в третьих и четвертых классах учителями начальной школы. У нас есть разработанные методические материалы и рекомендации, рабочая тетрадь – всё это участники проекта получают абсолютно бесплатно. В тетради большая вариативность заданий: таблицы, кроссворды, упражнения «пазлы», текстовые и проектные задания и множество других. Кроме того, каждый месяц мы проводим различные конкурсы и акции с классными призами. Такое разнообразие обучающих методов увлекает школьников и помогает усваивать материал не только в теории, но и на практике.
– Есть ли какие-то прикладные задания, предусмотренные проектом, выполняя которые школьники могут полученные знания применить на практике?
– Помимо ежемесячных конкурсов и акций, в течение учебного года проходит конкурс семейных проектов, в котором мы предлагаем ученикам провести научно-исследовательскую работу вместе со своей семьей и таким образом применить полученные знания на практике. Ребята создают очень интересные проекты: разрабатывают настольные игры, создают макеты умных домов, проводят замеры и анализ потребленной энергии в доме до и после получения знаний об энергосбережении. В прошлом учебном году на конкурс были представлены такие работы, которые можно было смело отправлять на гранты и реализовывать в реальной жизни.
– Влияют ли школа, учителя и экоуроки на формирование ответственного отношения к окружающей среде и появлению полезных с точки зрения экологии привычек у детей и подростков?
– Конечно влияют. У нас есть примеры того, как дети приучили всю семью сортировать вторсырье, участвовать в субботниках, следить за рациональным потреблением природных ресурсов. Поэтому мы считаем, что такие программы, как проект «ПроЭнергию», важны и должны преподаваться в школах.
– Поделитесь экологическими лайфхаками своей семьи: что делаете, чтобы беречь природу от загрязнения, замусоривания и прочего негативного воздействия человека?
– Самое главное правило нашей семьи – на улице донести мусор до урны. Это то, что может сделать каждый и тем самым внести свой вклад в сохранение экологии.
– Как семья и родители могут способствовать воспитанию ответственности ребенка за природу и окружающий мир? С чего можно начинать воспитание детей в этом направлении и с какого возраста?
– Всем известна фраза: «Хотите чему-то научить ребенка – покажите ему свой личный пример». Конечно, если родители в семье не соблюдают простейших правил для улучшения экологии и сохранения природы, а в школе об этом не рассказывают, то дети об этом и не узнают. Поэтому нам, взрослым, необходимо начинать с себя. Лучшее воспитание – быть примером. Если говорить о возрасте, то тут нет четких ограничений, так как если ребенок рождается в семье осознанных родителей, то полезные привычки он буквально впитывает с молоком матери. Но, как говорится, никогда не поздно начать, и эта история точно не о том, что «раньше надо было воспитывать». Осознать свое влияние на экологию можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше.