Филологи тюменского госуниверситета исследовали динамику, смыслы и мотивы в судьбе и творчестве Михаила Пришвина. Они выявили биографическую и художественную версии сибирского сюжета писателя. Это сюжет открытия, завоевания и освоения Сибири.
«Важен тот факт, до сих пор ускользавший от внимания исследователей, что Пришвин был в Сибири трижды, и каждый раз маршрут его путешествия менялся, становясь все более протяженным», - рассказала профессор кафедры журналистики ТюмГУ Наталья Дворцова.
В 1889–1892 годах Пришвин предпринял самое короткое путешествие в Азию, границей которого стал первый русский город в Сибири – Тюмень. В дальнейшем маршрут его сибирского путешествия увеличивался. И он проехал весь тот путь, который русские первопроходцы прошли в XVI–XIX веках. Сибирский текст Пришвина включает в себя произведения «Кащеева цепь», «Дневники», «Черный араб», «Заворошка», «Архары», «Жень-шень», «Золотой рог».
Как считает Наталья Дворцова, доминантой сибирского сюжета писателя является образ Сибири как России и русского пути в небывалое. Сюжет представляет собой не только путь самосознания писателя, но и путь познания России. Он оказался средоточием важнейших мотивов творчества Пришвина: русской мечты «попытать счастья» на новых местах; народного пути в небывалое и государевой дороги русской истории; сотворчества человека и природы. Как писал Пришвин, в Сибири иные представления о пространстве: «Масштаб тут приблизительно такой: у нас десять, у них – сто». Открывая для себя природу Сибири, писатель задумывался о создании того, что он назовет художественной географией. Пришвинской геопоэтике Сибири еще предстоит быть изученной, пишет "Вслух"