aif.ru counter
91

Тюменский психолог рассказала о системе инклюзивного образования

Пока в Тюмени заведений, где дети-инвалиды могли бы учиться, немного
Пока в Тюмени заведений, где дети-инвалиды могли бы учиться, немного © / Фаина Мания / АиФ

Всех родителей волнуют вопросы, связанные с социализацией ребёнка, установлением его адекватной самооценки, созданием условий для позитивной самореализации. Не исключение и родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Проведённый на портале «Детки!» опрос показал, что особое значение уделяют вопросам определения профессионального пути особых детей, а здесь важную роль играет то, насколько в Детских садиках и школах внедрена система инклюзивного образования, - уверяет Елена Кашкарова, региональный координатор федерального проекта «России важен каждый ребенок».

Пока в Тюмени заведений, где дети-инвалиды могли бы учиться, немного. Но те, что работать вплотную с системой инклюзивного образования, показывают отличные результаты даже на федеральном уровне. О том, как осуществляется закон о равном доступе к образованию на практике, мы узнали у педагога-психолога МАОУ СОШ №15 города Тюмени Натальи Харловой.

- Наталья Николаевна, как, на основе вашего опыта, можете оценить готовность родителей к совместному обучению своих детей с особыми детьми?

- Несомненно, родители здоровых и особенных детей понимают важность инклюзивного образования и готовы к нему, если нарушения ребёнка-инвалида не ущемляют потребностей других учеников.

Многие родители здоровых учеников приветствуют дружбу своих детей с детьми-инвалидами. Но, если «особенность» инвалида носит психический характер, далеко не все родители и ученики готовы это принять. Поведенческие нарушения, при которых ребёнок ненормативно ведёт себя с педагогами и детьми, мало у кого вызывает сочувствие и принятие. Cчитаю, что родители готовы к инклюзии «непсихического» происхождения.

- В чём преимущества и недостатки инклюзии для обеих сторон?

- Преимущества инклюзивного образования для всех субъектов образовательного процесса в том, что у детей формируется ценность человека, независимо от его физических данных, развиваются социальные и коммуникативные навыки, нравственные нормы, создаются условия для включённости в реальную жизнь, развитии эмпатии (именно эмпатии, а не толерантности и уступчивости), самоопределения, личностного роста и позитивной самореализации, деятельностного ответственного подхода к жизни и ближнему. Для инвалидов инклюзия позволяет развить потенциальные возможности, обеспечивает ещё и разнообразие, новый сенсорный опыт, принятие себя, искореняет дискриминацию.

Наши ученики хорошо относятся к детям с ОВЗ, помогают им, включают в общие дела, сопровождают по школе. Дети–инвалиды участвуют во всех мероприятиях, в том числе, играют в спектаклях, танцуют на балах, не взирая на проблемы со здоровьем.

При хорошей организации учебно-воспитательной работы минусов инклюзии не должно быть. У нас в школе их нет.

- Насколько важно ребёнку-инвалиду общаться наравне с обычными сверстниками? В чём минусы домашнего обучения?

- У каждого человека, как у социального существа, есть потребность в контактах, взаимоотношениях, причастности. Без этого не стать успешным. Не давая возможности ребёнку-инвалиду на равных с другими получать образование, обучая его на дому, хотя он способен выдержать нагрузку в школе, мы формируем у него мнение, что он неполноценный, не такой, как надо, и в будущем у него ничего нет.

Такой ребёнок не принимает себя, не умеет взаимодействовать, не социализируется и без чьей-либо помощи прожить не сможет.

- Если родители приняли решение отдать ребёнка в общеобразовательную школу, нужны ли предварительные беседы со школьным психологом? Как готовить к приходу особых детей их сверстников?

- Конечно, лучше встретиться с психологом, работники школы должны знать о наличии ограниченных возможностей у ребёнка, чтобы верно учесть все его особенности и с учетом их организовать учебно-воспитательный процесс. В процессе обучения у ребёнка-инвалида надо осуществлять работу по профилактике страхов и тревожности.

При этом, на мой взгляд, желательно готовить учеников к приходу инвалида в класс. Важно, чтобы они научились принимать и уважать людей такими, какие они есть. Также следует актуализировать у них потребность делать добрые дела, быть милосердными. Делать это можно разными способами, не только говорить и наставлять, но и позволить им прочувствовать эту проблему с помощью мультиков, специальных игр-этюдов и т.д.

- По вашему мнению, насколько родители компетентны в области инклюзивного образования в Тюменской области?

- Судя по поведению родителей детей-инвалидов, они хорошо информированы о среднем образовании, но у них мало сведений о профессиональном образовании, доступном для инвалидов.

- Как нивелировать случаи агрессивного поведения сверстников по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?

- У нас не было агрессивного восприятия детьми сверстников с ОВЗ. Видимо, потому что правильно организована профилактическая работа, педагоги качественно осуществляют воспитательную и учебную деятельность.

- Вероятно, наряду с внедрением инклюзивного образования школьным учителям также необходима дополнительная подготовка. Что требуется от педагогов, помимо таких качеств, как терпение и толерантность?

- Во-первых, педагог должен быть эмоционально сохранным, желающим работать, участливо относиться к каждому ученику, независимо от его учебных достижений, национальной принадлежности, состояния здоровья.

Во-вторых, учитель должен грамотно владеть навыками самоорганизации, быть методически подкованным. Например, в нашей школе для всех инвалидов есть бесплатные дополнительные занятия и консультации, позволяющие не отставать в успеваемости от сверстников.

И, конечно, без ориентира учителя на ученика и на совершенствование, рост профессионального мастерства, ничего не получится.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество