Из поколения в поколение на Ямале ненцы передают легенду о подземном народе сихиртя или сиртя. До сих пор в тех местах можно услышать рассказы об этих людях. Говорят, что пришли они на Ямал из-за моря. Сначала жили на острове, а затем, когда из-за сильных штормов стали обрушиваться его берега, переправились на полуостров.
Действительно ли существовали сихиртя или это один из мифов, которые существуют во многих странах и регионах, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у тюменского ученого, кандидата исторических наук Сергея Турова.
Если кратко, то, по преданиям, сихиртя были небольшого роста, белоглазыми и вели совсем другой, чем ненцы, образ жизни. Например, они не разводили оленей, а охотились на диких, и одежда у них была красивая, с металлическими украшениями. Однажды, не известно по какой причине, сиртя ушли в сопки и стали жить под землей. Их дома-сопки крепились к вечной мерзлоте железными веревками. Они боялись дневного света и на поверхность тундры выходили редко - только ночью или в туман. В некоторых рассказах их представляют искусными кузнецами. Там, под землей, у них есть стада мамонтов. По рассказам ненцев, сихиртя - народ не злой. Но встреч с ними побаивались. По преданиям, они могли неожиданно появляться, а при необходимости внезапно скрываться, могли наслать порчу на человека или напугать его. Рассказывают, что изредка бывали и вооруженные стычки ненцев с сиртя.
Сопка, в которую ушли сиртя
«Давайте сразу договоримся, что сихиртя - никакие не палеоазиаты. Ненцы их видеть не могли. Не так давно открытая Усть-Полуйская археологическая культура - это IV век до н. э. - II век н. э. Ненцев в тундре тогда еще не было, а сихиртя они не только видели, но и «видят» до сих пор» - подчеркивает Сергей Туров.
В 2011 году археолог Олег Кардаш публиковал книгу с результатами раскопок средневекового городища в ямальской бухте Находка. Местные ненцы связывали остатки городища на холме с легендарными сихиртя. Были раскопаны шесть жилищ, накрытых единой кровлей и соединенных крытым же переходом. Таким образом, конструкция со стороны выглядела как поросшая травой невысокая сопка. Причем входить в этот комплекс нужно было сверху, через лючки. Обитатели поселения занимались охотой на дикого оленя и песца. Городок был построен в 1220 году. И где-то век спустя он был заброшен, жители ушли без видимых на то причин. Олег Кардаш считает, что в бухте Находка он раскопал поселение сихиртя. Скорее всего, он прав, поскольку остатки поселений коренного населения этого периода выглядят совершенно по-другому.
Ключ к разгадке
Сихиртя реальны. Кем же они были, откуда пришли и куда потом исчезли? В культурном слое поселения бухты Находка обнаружено огромное количество вещей, изготовленных в Северном Приуралье и Севернорусских землях: бронзовые и серебряные украшения, ткани, оружие. Археологи считают, что это импорт. Можно было бы с этим согласиться. Но очень трудно представить, что торговцы в те времена по горным тропам и болотистым тундрам везли на продажу обувь. А остатков обуви, изготовленной из телячьей кожи где-то в Приуралье, в жилищах сихиртя обнаружено много.
Еще одна загадка. Найдено два замка тоже из севернорусских городов. Дверей нет, сундуков тоже, что закрывать? Вы стали бы покупать замок, если он вам не нужен? А вот захватить с собой при переезде могли бы, не бросать же. На раскопе имеются свидетельства ковки железа. В чем ненцы в эти времена не были замечены, но замечены были сихиртя. Так, может быть, весь обнаруженный вещевой материал - не импорт вовсе. Тогда наши сихиртя - выходцы с Русского Севера. Из земель ныне являющихся краем Коми, то есть протокоми. Но возможно ли такое? Возможно!
На Нижней Оби, между Ханты-Мансийском и Салехардом, расположено несколько древних городищ, в основе названий которых присутствует ойконимы «кар», и «горт» - это означает поселение на коми-зырянском языке. Несколько таких поселений раскопаны археологами (между Шеркалами и Перегребным). Поселения эти действительно были заселены предками коми и являлись своеобразными торговыми и промысловыми факториями.
Вот и ненецкие предания об этом же говорят. У сихиртя белые глаза. Белые глаза - это голубые или серые. Среди народа коми и сегодня до 70% серо- или голубоглазых. Сихиртя - народ невоинственный скорее торговый. Они часто оставляют бронзовые украшения возле юрт ненцев - это типичный способ меновой торговли в средневековье на Севере. Поселения близ Шеркал и Перегребного существовали примерно тогда же, когда и поселение сихиртя на Ямале в XII-XIII, а потом, так же как и ямальские сихиртя, население ушло. Куда? Домой, конечно, на Вымь и Верхнюю Каму.
Что же произошло? Дело в том, что начинался так называемый малый ледниковый период (XIV - вторая половина XVIII века). Интересно то, что и появление предков коми в Северном Зауралье связано с климатическими изменениями. Похолоданию предшествовал климатический оптимум (потепление) (середина X - середина XIII века).
Топонимы коми-происхождения, судя по данным лингвистики, появляются на Нижней Оби в X веке. Итак, коми - торговцы и промысловики - пришли на Обь вслед за потеплением, а ушли гонимые похолоданием. Но в связи с похолоданием пушнины меньше не стало, скорее наоборот - пушнина стала пышнее. Тогда почему сихиртя-протокоми ушли?
Их метка - бивень мамонта
По поводу того, что сихиртя под землей пасут мамонтов, Сергей Туров говорит, что удивляться этому не следует - по преданиям, которые есть и у ненцев, и у финно-угров, мамонты - подземные звери. Они роют подземные тоннели, и, когда выходят на поверхность, чаще всего в высоком береге реки, мгновенно погибают, потому что не выносят солнечного света. Вот почему якобы чаще всего торчащие бивни, кости находят в берегах. Зачем мифическим сихиртя мамонты, понятно - они ими питаются. Но если мы вернемся в реальность, то единственное, что ценится в останках мамонта, - это кость-бивни.
Кстати, «сихиртя», переводится с ненецкого как «норы роящие», и, по преданию, из сопки, где они живут, обязательно торчит метка - бивень мамонта.
Так может быть легендарные сихиртя, а вернее реальные протокоми, занимались добычей и продажей мамонтовой кости? В средние века в Европе мамонтовая кость ценилась очень высоко. Во-первых, за очень хорошие поделочные качества, во-вторых, за приписываемые ей уникальные лечебные свойства. В Европе бивни мамонта выдавались за рог мифологического зверя - единорога. Считалось, что лекарства из него - панацея от всех болезней. А на Севере кость мамонта в оптимум была недорогой - берега оттаяли, и это все торчало на поверхности.
Сейчас мы наблюдаем такое же в Якутии - там тоже берега естественным образом оттаяли, и добыча кости мамонта стала выгодным промыслом. Кстати, на поселении бухта Находка были найдены деревянные модели орудий киркообразного типа. Ничего более удобного для рытья «нор» в поисках бивней и придумать нельзя.
«Есть на юге Ямало-Ненецкого округа, на берегу Оби, село Шурышкары, - рассказывает Сергей Туров. В документах XVI в. «Сускар или Роговой городок». А рог - это и есть бивень мамонта. Так он назывался «пороз-рог». Пороз - бык. Мамонт в представлении коми - земляной бык. Стоял городок на высоком берегу Оби «Белая гора». Скорее всего, в этой горе и добывали проз-рог. Кроме того, Шурышкарский городок находился на древнем пути из Коми края на Обь. Значит, чем торговали? Именно бивнем мамонта. Но вот наступило похолодание. И наступило оно достаточно быстро. В одном из преданий о сихиртя описана эта катастрофа. Земля внезапно перевернулась и чумы сихиртя ушли под землю вместе с людьми. Перевернутая земля, скорее всего, означает резко поднявшийся уровень вечной мерзлоты. Здесь уже никакой киркой орудовать было невозможно. Не стало мамонтовой кости, не осталось причин у протокоми оставаться на Нижней Оби (пушнины хватало и в Северном Приуралье). А их заброшенные поселения заселили фантастические сихиртя, в образе которых причудливо переплелись воспоминания о богатых и предприимчивых соседях – протокоми - и бытующие повсеместно предания о древнем низкорослом подземном народе, как правило, заселяющем любые непонятные древние городища и пещеры («чудь» на Русском Севере, «дивьи люди» на Урале, «гномы» в Европе и т.п.). Как писал в свое время Н. Рерих: «Когда вы соберете все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед вами полная картина великих миграций?».