Неликвид? Почему подержанные китайские автомобили не обрели популярности

freepik / freepik.com

В 2022 году китайские автопроизводители вызвали ажиотаж на российском рынке. Однако теперь владельцы, решившие продать автомобили из КНР, столкнулись с неожиданной сложностью: желающих приобрести подобный актив на колесах находится немного. В 2025 году тюменцы пытаются массово сбыть автомобили из Поднебесной — число объявлений об их продаже выросло на 13%, но внимание к таким предложениям упало. Подробнее в материале tmn.aif.ru.

   
   

Отпугивает ненадежность

В последние месяцы в Сети появилось немало жалоб от владельцев китайских автомобилей на неликвидность железных коней, мол, после пары лет с момента покупки реализовать машину на б/у рынке сложно, если вообще возможно.

Причем, судя по рассказам автолюбителей, коснулось это как премиум-сегмента, так и бюджетных вариантов. По первой категории эксперты еще летом рассказывали tmn.aif.ru, что россияне в 2025-2026 годах сохранят лояльность к люксовым авто из Германии и Японии. Покупать кроссовер из КНР по цене однушки в центре, да еще и подержанный, готов далеко не каждый.

Что касается бюджетных вариантов, то к ним многие по-прежнему относятся со скепсисом, опасаясь, что подержанные китайский автомобиль их подведет, а его ресурс с годами исчерпался. Однако по данным аналитического агентства «Автостат», порядка 70% «китайцев» в РФ не старше трех лет, а средний возраст китайского автопарка по стране — порядка пяти лет.

Обладатели таких машин заверяют, что этого времени вполне достаточно для износа множества узлов. Традиционно с наступлением морозов автовладельцы сообщают о массовых проблемах с электрикой, что также отпугивает потенциальных покупателей, задумывающихся о приобретении китайского подержанного авто.

Приходится снижать цены

В среднем китайские машины за первый год теряют до 30-40% от стоимости. Всему виной их переизбыток на рынке. Это также может стать причиной отказа от покупки подержанного «китайца», так как затем будет непросто его перепродать.

   
   

«За первые семь месяцев 2025 года продажи китайских автомобилей упали на 27% по отношению к аналогичному периоду 2024 года. За 8 месяцев 2025 года было продано 424,718 авто, в то время как за аналогичный период 2024 года — 591 тысяча, что увеличило их падение до 28,13%», — рассказала доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансовый университет при Правительстве РФ Ольга Борисова.

Из-за этого владельцам приходится снижать цены на свои автомобили, чтобы выделиться на фоне других продавцов. Так, в Тюмени, по словам автоэксперта Евгения Житнухина, стоимость подержанного автомобиля в среднем уменьшается на 11%, если объявление не приносит результата в течение пары месяцев. 

Ольга Борисова отметила, что нечто подобное происходит и на рынке китайских б/у машин класса люкс. Например, владельцы автомобилей Lexiang в этом году сбили среднюю цену с 6,3 до 5,8 млн рублей, подержанные Voyah подешевели с 4,9 до 4,4 млн рублей, а Zeekr — с 5,4 до 5,1 млн руб.

Еще одной причиной падения спроса к подержанным «китайцам» аналитики называют низкую покупательскую способность — средняя стоимость в 5 млн рублей остается серьезным эмоциональным барьером.

«Готов купить такую же»

Некотрые эксперты уверены, что россияне еще «не распробовали» китайский авторынок, и вскоре все может измениться. Например, по данным «Автостата», 94% владельцев Lixiang готовы, в случае чего, вновь купить такой же. Кроме того, по итогам опроса агентства машины из КНР у россиян вошли в ТОП-5 по цене, качеству и надежности, обогнав французский и американский транспорт.

Вместе с тем растет импорт автомобилей с пробегом из Китая — на этом рынке их доля составила 20%, вплотную приблизившись к Южной Корее (22%). Вероятнее всего, динамика продолжит набирать обороты из-за утильсбора.

Ранее tmn.aif.ru рассказывали, как новые ставки утилизационного сбора в России повлияют на автомобильный рынок и как Китай поможет его стабилизировать.