Цены на машины по-прежнему кусаются, и позволить себе покупку нового железного коня – задача со звездочкой: автокредиты дорогие, выбор на рынке невелик, по большому счету, либо LADA, либо «китайцы». Потребители, неприятно удивляясь стоимости машин, ругают дилеров – завысили цены, желая больше заработать, но так ли это? Из чего складывается стоимость автомобилей, в материале tmn.aif.ru.
Не время для покупок
По итогам первого полугодия средние рекомендованные розничные цены на новые легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили и пикапы в России снизились на 7%, составив 3,12 миллиона рублей. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на презентацию ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД). В прошлом году средняя стоимость нового автомобиля составляла 3,35 миллиона рублей. Глава РоАД Алексей Подщеколдин отметил, что падение рекомендованных розничных цен в стране наблюдается впервые за последние десять лет.
При этом емкость рынка новых автомобилей в денежном выражении уменьшилась на 31%, составив 1,8 триллиона рублей. В количественном выражении продажи сократились на 27%, до 569 129 новых транспортных средств.
Покупатели не торопятся обновлять автомобили: цены высокие, а выбор невелик. Тюменец Владимир Еремин задумывается о покупке новой машины и периодически мониторит рынок, а недавно проехался по автомагазинам и отложил покупку в долгий ящик.
«В автосалонах пусто: слоняются между дорогих машин грустные продавцы. Выбирать особо не из чего: либо «китайцы», либо LADA, стоимость самых дешевых отечественных машин у официального дилера от 1 млн 100 – 1 млн 500 тысяч рублей. Посмотрел и решил оставить своего старенького «корейца» еще на пару лет», - говорит мужчина.
В убыток себе?
Из чего складываются цены на машины, — tmn.aif.ru рассказал генеральный директор одного из автомобильных холдингов Андрей Ольховский.
«Структура цены автомобиля состоит, как правило, из постоянной и переменной прибыли. Это значит, что автодилер может получить какую-то сумму прибыли независимо от объёма продаж автомобилей. Вторая часть состоит из выполнения количественных и качественных показателей, которые устанавливает дистрибьютор – ее автодилерам не всегда удается получить. В среднем получение постоянной и переменной части дает суммарно 10-12% от цены автомобиля. Но это только в теории», - отметил эксперт.
Дилеру надо выполнить все показатели, чтобы получить переменную часть в начислениях, а в реальности все может быть не совсем так. По словам эксперта, одна из китайских марок не выплачивала дилерам бонусы более полугода и даже не совсем корректно учитывала их у себя в системе.
«То есть они выполняли свои обязательства не деньгами, а скидками на следующие автомобили. Поэтому, даже если выполнение всех показателей позволяет дилеру надеяться получить какую-то доходность, ему нужно выиграть право продать автомобиль у своих конкурентов. Это можно сделать, предложив клиенту скидку. Ее размер может быть на всю величину постоянной маржи или даже на всю величину переменной маржи, которая еще и не получена», - говорит Андрей Ольховский.
Как снизить себестоимость?
Однако обсуждая структуру цены на автомобили независимо российские они или импортные, надо понимать, что регулятором этой структуры является государство, а никак не импортер и не дилер, — напоминает эксперт. В целом, снижение цены на автомобиль зависит исключительно от промышленной политики государства. В условиях создания технологического суверенитета на текущем этапе стоимость автомобиля будет существенно выше, чем в соседних странах. И так будет продолжаться еще примерно 5-7 лет при удачном стечении обстоятельств.
«Это связано с тем, что государство определило необходимость не только сборки автомобилей в России, но еще и локализации компонентов. Все российские компоненты для автопроизводства будут по определению дороже, чем импортные. Причина одна – нет необходимой серийности каждого компонента, что существенно влияет на стоимость такой детали. А расходы, которые необходимо инвестировать в развитие отрасли, непривлекательна для инвесторов», - отмечает Ольховский.
Высокая цена компонентов означает высокую цену автомобилей. Чтобы снизить себестоимость компонентов, нужно повысить объем производства или снизить стоимость инвестиций. И в одном, и в другом случае – это задача регулятора. По словам эксперта, в случае любых изменений ждать реального экономического эффекта можно только через 2-3 года, а не завтра или через месяц.
«Власти могут помочь оживить рынок. Для этого нужно полностью отменить утильсбор на ряд категорий авто. Но при этом придется решать задачу как спасать российских производителей, и еще ряд производителей, которые не выдержат конкуренции с китайскими компаниями. В такой ситуации надо решать сразу несколько параллельных задач и найти выгодную всем комбинацию этих решений. Сейчас авторынок летит в пропасть», - считает эксперт.
По словам Ольховского, государство не сможет поддержать всех, а будут или нет банкротства – покажет время.