Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Примерное время чтения: 8 минут
64

Законный обвес. Эксперт – о том, почему в упаковках стало меньше продукта

Вес продуктовой корзины становится все меньше. И причина этого вовсе не в изменениях потребительских привычек, просто некоторые российские производители стали уменьшать вес товара, сохраняя при этом его цену на прежнем уровне. В профессиональной среде это называют шринкфляцией. Как она помогает компаниям оптимизировать издержки и какие продукты вошли в ряды «худеющих» — в материале tmn.aif.ru

Грамм тонны бережет?

Товары на полках магазинов по-прежнему радуют глаз красивой оберткой, но внимательные покупатели уже давно заметили: те, упаковки, которые раньше продавались килограммами, сейчас весят 0,9 кг, а привычный «десяток» яиц сменился на «девяток», заполнив одно из «гнезд» картонной выемкой. Изменения в товарных объемах можно наблюдать и в других отделах — молочки, газированных напитков, сдобы и даже бытовой химии.

Супермаркет
Фото: Изображение создано с помощью AI Гервин

Многие экономисты связывают это с инфляцией, которая заставляет производителей уменьшать средний вес упаковки, чтобы сохранить прежнюю стоимость, не меняя при этом качество. По мнению эксперта в области стратегического маркетинга пищевой отрасли Елены Буколовой, в 2025 году эта бизнес-стратегия, учитывая чувствительность потребителей к ценам, стала для компаний одним из инструментов борьбы с издержками.

«Затраты на сырье, энергоносители, логистику и зарплату все еще продолжают расти, и растут они нелинейно. Поэтому мы наблюдаем так называемую шринкфляцию. Потребители в Тюмени и других городах уже видят, как пачка чипсов стала легче на 5 граммов, банка растворимого кофе „похудела“ на 20 граммов, даже пломбир в вафельном стаканчике уже потерял 10 миллилитров объема. Производители так реагируют на рост издержек и заранее адаптируют продуктовые линейки, а так как этот год был непростым для бизнеса, то в 2026 мы, скорее всего, увидим продолжение этой практики, и, возможно, в новых товарных категориях», — рассказывает Буколова.

Парень в супермаркете
Фото: Изображение создано с помощью AI Гервин

Шринкфляция, скорее всего, затронет такие продукты как мука, чай, сахар, брикеты сливочного масла и даже стиральный порошок. Под сокращение также могут попасть рулоны туалетной бумаги. Некоторые производители уже уменьшили сверток в ширину и длину на один сантиметр. Изменения заметили и в объеме кисломолочных продуктов, например, средний вес сметаны и йогуртов «упал» с 200 мл до 180.

«Разница в 10–20 граммов кажется незначительной, но в масштабах крупного производства экономия выходит колоссальной. Возьмем для наглядности пример с шоколадом. Раньше стандартная плитка весила 100 граммов и стоила, условно, 120 рублей. Сегодня за те же деньги потребитель получает уже 80 граммов. Допустим, шоколад регулярно покупает половина жителей России — около 70 миллионов человек. При среднем потреблении 5 плиток в год общий объем продаж составит 350 миллионов плиток. Раньше на этот объем уходило 35 000 тонн продукта. Теперь же 28 000. Экономия сырья: какао-бобов, сахара, сухого молока — 7 000 тонн, и это немало, особенно учитывая высокую волатильность цен на какао», — говорит эксперт.

Никто не хочет платить за воздух?

Впервые шринкфляцию российские производители использовали в 2008–2010 годах, когда кризис повысил стоимость сырья для соков и молока. Тогда нектарная жидкость в картонных коробках уменьшилась на 0,15 литра, а коровье молоко в банке на 0,05 литра. Следом за ними в 2018 году на полках магазинов вместо «полторашек», появилось пиво объемом 0,45 литра, а пачки с орехами, чипсами и сухофруктами наполнились больше воздухом, чем самим продуктом. И тогда, и сейчас потребители задаются вопросом: «Разве может незначительная разница в весе оптимизировать издержки?» Как оказалось, да. «Капля в море» экономит не только сырье, но и уменьшает затраты по всей цепочке производства.

«Вернемся к примеру с плиткой шоколада. Если она становится меньше, то на нее теперь нужно меньше фольги и картона, значит, можно сэкономить на упаковке. Потом логистика. С начала года тарифы на перевозки подскочили на 20%, и это тоже повышает себестоимость продукта. Но если плитка тоньше и компактнее, то в одну стандартную фуру можно загрузить больше палет с товаром. Ни один здравомыслящий производитель не будет платить за перевозку воздуха. Та же история на складе, поскольку на одну паллету теперь помещается больше коробок. Так и получается, что пропавшие 20 граммов продукта или 50–100 мл напитка позволяют сэкономить на фасовке, доставке и хранении», — рассказывает эксперт.

Фото: istockphoto.com

Маркетолог также отмечает тенденцию к компактности упаковки при сохранении заявленного веса. Например, пачка геркулеса при том же объеме может стать более плоской, и это тоже сократит издержки на логистику, расходный материал. Зачастую производители оправдывают это заботой об экологии — ведь так тратится меньше пластика или картона на единицу продукта.

«А иногда за уменьшением упаковки может стоять стратегия расширения ассортимента под разные нужды. Малые весовки круп или макарон по 350–400 граммов появляются, потому что востребованы среди тех, кто живет один. Точно так же бутылка воды в 250 мл — целенаправленно разработанный формат, который позволяет не носить с собой лишнюю тару. Однако основным драйвером шринкфляции остается экономическая необходимость», — дополняет Елена.

Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

Эта необходимость активнее всего там, где потребительский выбор определяет цена, а производитель находится между двух огней — высокой конкуренции и ростом затрат. Прежде всего это касается товаров импульсивного спроса: снеков и сладостей.

«В итоге чипсы, печенья и шоколадные батончики стали легче на 5–15 граммов. Такая же динамика наблюдается и в продуктах с дорогим импортным сырьем. Например, производители кофе, чая массово перешли с фасовки в 250 граммов на 230 или даже 200. Еще довольно чувствительный сегмент — замороженные полуфабрикаты и мороженое, вафельные стаканчики ранее весили 100 грамм, теперь все чаще 80–90. Изменились и колбасы. Теперь вместо классических 500 граммов, они продаются по 400–450. Конечно, это не полный список, да и в перспективе мы можем увидеть сокращение фасовок и в других, пока еще относительно стабильных категориях, например, в консервации и соусах», — говорит Елена.

По словам Буколовой, шринкфляция — пока что единственный для заводов способ хоть как-то удержать на полке ту цену, которую видит покупатель. Хоть по прогнозу Центробанка в 2026 году и ожидается снижение инфляции до 4,0–5,0%, производители останутся верны «новым стандартам».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах