Альбомы, кисточки и краски – сегодня уроки изобразительного искусства входят в стандартную школьную программу и обычно преподаются с 1 по 7 класс. Но не секрет, что XXI век — век креативных технологий, которые влияют даже на процесс обучения. О том, как обстоят дела с занятиями по ИЗО в современных школах и насколько важны творческие уроки, редакция «АиФ» в Западной Сибири» поговорила с Евгенией Заевской, учителем изобразительного искусства в МАОУ Гимназия № 3 г. Балашиха.
Вызов и ответственность
– Буквально 10 лет назад на уроке рисования в школе учитель говорил: «Сегодня мы рисуем цветок». Затем прикреплял готовую картину к доске в качестве образца, а дети срисовывали. Евгения Евгеньевна, вы работаете педагогом уже 16 лет, скажите, как сегодня проходят уроки ИЗО в школе?
– За последние 10 лет уроки изобразительного искусства в школе существенно изменились. Раньше, действительно, часто использовался шаблонный подход. Сейчас же современные педагоги, и я в том числе, делают акцент на развитие индивидуальности и креативности каждого ребенка. Поэтому уроки ИЗО сегодня включают в себя не только классические техники рисования, но и нетрадиционные методы, такие как рисование пальцами, использование необычных материалов, эксперименты с текстурами и цветами, чтобы каждый ученик смог проявить свою фантазию и творческое мышление, найти свой собственный творческий голос и получать удовольствие от процесса создания искусства. Кроме того, уроки стали более интерактивными и часто включают в себя элементы арт-терапии и цифровых технологий, что делает процесс обучения еще более увлекательным и разнообразным.
– Насколько сегодня вообще важны уроки рисования для детей в школе? Если, предположим, их не будет в программе, может ли отсутствие ИЗО повлиять на развитие ребенка?
– Я считаю, что уроки рисования играют чрезвычайно важную роль в развитии детей. Они способствуют формированию не только художественных навыков, но и более широких когнитивных и эмоциональных способностей, ведь через рисование дети учатся самовыражению, развивают воображение и креативное мышление, которое затем переносится на другие предметы и аспекты жизни. Кроме того, отсутствие таких занятий в школьной программе может лишить детей важного средства для выражения их мыслей и эмоций, что особенно важно в младшем возрасте, когда вербальные навыки еще не полностью развиты. И нельзя забывать, что рисование развивает мелкую моторику, а также навыки концентрации и внимательности. Поэтому я уверена, что исключение ИЗО из школьной программы привело бы к ограничению возможности развития детей.
– А как сами школьники относятся к урокам рисования? С удовольствием берутся за карандаш и кисть?
– По моему опыту, современные дети очень позитивно относятся к урокам ИЗО. В наше время юное поколение окружено цифровыми технологиями, поэтому рисование на бумаге дает им возможность отдохнуть от экранов и погрузиться в творческий процесс. Кроме того, на моих занятиях дети не только рисуют, но и экспериментируют с различными техниками и материалами, а когда они видят, что их работы становятся частью выставок и школьных конкурсов, то интерес к урокам ИЗО значительно возрастает. Конечно, у всех ребят разные хобби и способности, но даже те, кто не считает себя талантливым художником, находят радость в процессе создания чего-то нового своими руками.
– Трудно ли работать с современными детьми?
– Работать с детьми – это и вызов, и большая радость. Современные школьники растут в эпоху быстрых перемен и технологий, что накладывает свой отпечаток на их восприятие мира и учебы. С одной стороны, они более информированы, открыты для нового и быстро осваивают различные навыки, но с другой – у них часто наблюдается дефицит внимания и быстрая утомляемость из-за обилия информации и гаджетов. Также современным детям важно чувствовать личную значимость и признание их усилий. Это требует от учителя не только профессионализма, но и эмоциональной вовлеченности: нужно уметь поддержать, вдохновить и мотивировать каждого ученика. Но, несмотря на все сложности, работа с детьми приносит мне огромное удовлетворение. Видеть, как они развиваются, растут и открывают для себя мир творчества, – это лучшая награда для учителя.
– Что касается знаний, насколько дети просвещены на тему искусства? Знают ли художников, стили, направления?
– Мои ученики показывают высокий уровень осведомленности и интереса к искусству. Уже с младших классов я знакомлю их с основными понятиями и направлениями в живописи, выдающимися художниками и их произведениями. Например, дети узнают о таких художниках, как Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Клод Моне, изучают, что такое импрессионизм, сюрреализм, реализм. По мере взросления школьники углубляют свои знания, знакомятся с более сложными стилями и направлениями, такими как кубизм, абстракционизм, поп-арт. Также на уроках ИЗО я веду проектную работу, чтобы дети смогли исследовать творчество определенного художника, стиль или какое-то новое течение искусства, делая презентации и мини-выставки. Это помогает развивать художественный вкус и культурную грамотность школьников на каждом этапе обучения.
Идеальные уроки
– Как бы вы представили себе идеальные уроки рисования? Может, хотели бы разработать собственную программу, которая кажется вам более подходящей для растущего поколения?
– Идеальные уроки рисования, по моему мнению, должны быть максимально интерактивными и многообразными, чтобы развивать у детей не только технические навыки, но и творческое мышление, креативность и индивидуальность. В гимназии, где я преподаю, на уроках ИЗО внедрена разработанная мною программа «Арт-глаз», в рамках которой дети не только изучают классические техники рисования, но и осваивают современные методы, такие как цифровое искусство, коллажи, 3D-рисование и многое другое. Мы проводим уроки на свежем воздухе, дисциплинарного подхода, где ребята для создания художественных работ могут применять свои знания из истории, литературы, математики и других областей. Хотелось бы интегрировать в занятия больше цифровых инструментов, таких как графические планшеты и специализированные программы для рисования. Но и сейчас я уже вижу, как на уроках ученики становятся более уверенными в себе, смелее в своих экспериментах и более заинтересованными в изучении искусства. Они не боятся выражать свои мысли и эмоции через творчество, и это, на мой взгляд, самое главное.
– Есть ли у вас жизненное правило или какой-то девиз, которые связаны с вашей творческой профессией?
– Да, у меня есть девиз, который я часто повторяю себе и своим ученикам: «Творчество – это свобода выражения». Я верю, что каждый человек обладает уникальными способностями и взглядом на мир, и моя задача, как учителя – помочь детям раскрыть свой потенциал и научиться выражать свои мысли и чувства через искусство. Творчество не имеет границ, и каждый может найти в нем свою дорогу, если не боится экспериментировать и идти за своими мечтами.
Досье
Евгения Заевская
Педагогический стаж – 16 лет.
Окончила Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева по специальности «Дизайнер» в 2004 году.
В 2020 году прошла переподготовку по специальности «Учитель изобразительного искусства».
Педагог высшей категории. В 2023 году получила награду «Наставник в творчестве» получена в 2023 году.