Сегодняшняя наша жизнь полна противоречий. С одной стороны - миллионы людей участвуют в крестных ходах, совершают паломничество на Святую Землю, едут в Москву и Санкт-Петербург, чтобы поклониться мощам святителя Николая Чудотворца. С другой - порой те же самые люди, став очевидцами аварий, пожаров, стихийных бедствий, вместо того, чтобы помочь пострадавшим, снимают все это на мобильные телефоны и выкладывают в социальные сети. Как это может сочетаться в одном человеке? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с известным тюменским писателем, издателем и философом Мирославом Бакулиным.
Правила жизни
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Мирослав Юрьевич, почему так происходит? И какой прививкой можно уберечь человека от равнодушия?
Мирослав Бакулин: Эта прививка давно известна и определяется одним понятием - Евангелие. Когда человек строит свою жизнь по нему, тогда все у него будет правильно - он не толкнет падающего, поможет ближнему, не плюнет в упавшего.
В свое время известный русский писатель Николай Лесков, который сам был, подчеркну особо, человеком неверующим, толстовцем, вегетарианцем, очень хорошо сказал: «Россия была крещена, но не была просвещена». Вся проблема в том, что люди не читают Евангелие. Мы в нашем Центре девять лет ведем богословские курсы. Приходят к нам люди, говорят, что они православные, крещеные. Начинаю их спрашивать самые простые вещи, что там написаны, и чаще всего они не знают ничего. Причина простая: когда-то они на раз прочитали Евангелие и считают, что знают его. Но Евангелие - это же не беллетристика, а Правила Жизни, и читать его надо постоянно. То, что они ходят в церковь, крестятся, молятся, свечки ставят, - это все внешние проявления. А надо жить по Евангелию. Несколько лет назад, когда я преподавал в строительной академии, рядом с нашим зданием произошла страшная трагедия: женщина замерзла в сугробе. Как оказалось, у нее случился сердечный приступ, она упала, и никто ее не поднял. Шли мимо люди - студенты, преподаватели, которые могли бы ее спасти. Женщина умерла не от инфаркта, а от переохлаждения.- Недавно у нас в городе произошел противоположный случай: девушка спасла жизнь 50-летнему мужчине, у которого во время велопрогулки случился инфаркт. Она подошла к лежащему на земле человеку, вызвала скорую. Мужчина будет жить. Имя девушки до сих пор неизвестно. А в соцсетях бурно обсуждается ее поступок. Одни считают это почти героизмом, другие - обычной реакцией нормального человека, третьи - безрассудством, мол, своей жизнью рисковала, могла бы нарваться на наркомана или алкоголика. Почему вообще тема помощи ближнему стала дискуссионной?
- Потому что не у всех выработана нравственная позиция по отношению к таким случаям. А позиции нет, поскольку нет Христа в душе, а значит, нет и нравственности. Выражение «духовно-нравственный» - это вообще-то оксюморон. Потому что можно быть очень духовным и при этом совершенно безнравственным или нравственным, но абсолютно бездуховным.
- Но есть простая человеческая реакция - помочь в беде. И обычные люди в советское время без Христа в душе, не прочитавшие и пары умных книжек, спасали тонущих, выносили из горящего дома погибающих. Что тогда двигало этими людьми?
- Думаю, это генетическая память о Боге. Умение и, главное, решимость совершать хорошие поступки не потому, что, и не для того, чтоб, а просто совершать, передавались из поколения в поколение и в советское время. Их и совершали те, кто не забыл Христа. У меня был сосед Аркаша, конченный алкоголик. С ним, как тогда было принято, за работу рассчитывались бутылкой портвейна или водки. Но трезвый он мне казался глубоким, умным человеком. Как-то сидим мы с ним во дворе на скамейке, и мимо идет девушка - ревет, просто заливается слезами.
- Что с ней? - спрашиваю его.
- Сейчас мы это дело поправим, - сказал Аркаша.
Подходит к ней и говорит:
- Мамка против, отец против и все против.
Она ему с удивлением:
- Откуда вы знаете?
Он ей:
- А Бог его уже любит.
Как он просканировал, что она беременная и, может быть, на аборт идет, для меня не загадка. Это и есть божественное умение. А случайная прохожая, видимо, приняв решение, успокоилась, вытерла слезы и пошла своей дорогой.
Чем полезен Запад
- В этом году мы отмечаем столетие русских революций, а затем началась гражданская война, а потом жгли церкви, и все это совершал православный народ. И опять вопрос: почему так легко взялся он за оружие и так легко принял атеизм?
- Не так все было легко. Иначе не было бы столько крови в гражданскую войну, и таких жестоких репрессий не было бы по отношению к верующим. Отец Николай Цирке как-то сказал: «Все приходят в Церковь. И все ее бросают. Не все возвращаются». Вот те, кто вернулся, - это и есть воинство Христово. И оно было всегда.
- Уже давно идет, если можно так выразиться, христианизация страны. Восстанавливаются и ремонтируются сотни храмов, строятся новые, создаются церковные школы, духовные учебные заведения. Но из истории мы знаем: это не спасает государство от социальных катаклизмов. Разве что-то сейчас изменилось?
- Сейчас идет совершенно фантастический процесс, который нам сложно переосмыслить. Рождается новая Россия. И я ее видел. Недавно был в храме, причащал своих детишек и увидел три очереди к Чаше. Посмотрел на стоящих и вдруг понял, что я их всех знаю. Они ходили когда-то ко мне в Воскресную школу.
И вот они стоят - красивые женщины, красивые мужчины 25-30-летнего возраста, у каждого - по двое, трое, четверо ребятишек. Они пришли сюда потому, что для них это естественно, как дышать. Тогда я и подумал, что в России родился и вырос целый слой людей, о котором никто не пишет и не говорит, для которых христианская жизнь - норма. Они и воссоздадут новую Россию. Они просто вымолят ее у Бога.- Часто можно услышать упреки в том, что из храмов сделали магазины по продаже церковной атрибутики и предоставлению платных услуг по прейскуранту: венчание - столько-то, крещение - столько и т. д. Обвиняют нередко и священнослужителей в стяжательстве. Как вы к этим упрекам относитесь?
- Это, конечно же, несколько оправданное возмущение. Стяжательство - порок. В свое время патриарх Алексий Второй отменил цену на все требы. Приходят люди с желанием креститься, могут что-то пожертвовать -пожалуйста, не могут - идите и бесплатно креститесь. Но дело в том, что в Церкви есть страшный изъян - у нас огромное количество священства неработающие люди. Есть множество настоящих делателей нивы Христовой, которые пашут круглые сутки. Им разогнуться некогда. Но есть столько вторых, третьих, четвертых, пятых священников на приходах, которым просто заняться нечем.
А это здоровые, крепкие мужики. Вот они-то и ходят по спонсорам, ищут тех, кто даст им денег, на которые они смогут безбедно жить. Могу сказать, что дружу со многими батюшками, и не только тюменскими. Это совершенно простые, бескорыстные ребята, которые вкалывают с утра до ночи.- Но бросаются-то в глаза не они. Значит, не должно быть вообще стяжательства в духовной среде, тем более демонстративного?
- Конечно. У нас такая страна, она как большая деревня. Мы знаем всех своих святых и подвижников, злодеев и праведников. И чтобы заслужить уважение, авторитет, доверие, каждый священник должен быть апостолом. Не зря же у многих священников в двадцатом веке были духовниками простые неграмотные миряне. Представляете, батюшка приходил исповедоваться к какому-нибудь деревенщине. Для духовных людей это было принципиально важно.
- Это было прививкой от гордыни?
- Это было прививкой от всего. Сейчас при всех своих недостатках нет в нашей стране института, которому общество доверяло бы больше, чем Церкви. И именно она должна сыграть решающую роль в сплочении нации. То, что президент России молится, он уже делает огромное дело. Он всей нашей государственной власти задает планку, с которой она вынуждена считаться. Для нас Запад полезен тем, что он показывает нам наше страшное будущее. Дает прогноз, что с нами будет, если мы пойдем их путем. И мы все видим, что будет. Последний пример - Украина. Она пошла их путем. И началось все с чего? С разрушения Церкви.
Досье
Мирослав Бакулин родился в 1967 году в Тобольске, но с трех лет вся его жизнь проходит в Тюмени. Здесь он окончил школу, университет, аспирантуру. Кандидат философских наук. Почти 20 лет преподавал в вузе. Долгое время работал в Свято-Троицком мужском монастыре, был главным редактором «Сибирской православной газеты». Сейчас возглавляет Тюменский культурный центр «Русская неделя». Он автор множества книг. Особой популярностью пользуется книга «Зубы грешников», выдержавшая уже 18 изданий в Тюмени и Москве.